Неоконченная пьеса для музыкального автомата |
Много-много лет назад по нашему радио передавали очень хорошие детские программы. Лучшие артисты участвовали в радиоспектаклях, читали добрые, книги… Я очень любила эти передачи и вместе с их героями путешествовала во времени и пространстве, в реальности и сказках. До сих пор помню, как вместе с героем сказки В.Одоевского «Городок в табакерке» мысленно путешествовала по сказочному городку, как жалела мальчиков-колокольчиков, которых били злые дядьки-молоточки, как хотела по-настоящему попасть внутрь какого-нибудь хитрого механизма… Может быть, именно поэтому у меня трепетное отношение к маленьким шкатулочкам и разным музыкальным штучкам. Во время круиза по Рейну моё давнее желание неожиданным образом исполнилось в Музее музыкальных автоматов в Рюдесхайме.
Как это часто бывает, основой музея стала частная коллекция. В данном случае - коллекция самоиграющих музыкальных инструментов Зигрфрида Венделя. Началось всё в середине 60-х годов после того, как Зигфрид Вендель и его жена Гретель во время свадебного путешествия побывали в США на историческом ранчо Лос Аламитос (Los Alamonos Historic Ranch and Gardens (Freilichtmuseum)) в окрестностях Лос Анжелеса. Зигрфрид увидели там коллекцию музыкальных автоматов, которые были очень модными в США в начале XX века. Вернувшись в Германию, Вендель начал собирать старинные музыкальные автоматы. Он сам реставрировал и даже чинил неисправные механизмы. Венделю потребовалось пять лет, чтобы создать коллекцию действующих музыкальных автоматов, которая могла быть выставлена для публичного обозрения. В 1969 году в небольшом городке Хоххайм-ам-Майн в одном из залов местного краеведческого музея открыл свои двери «Первый Немецкий Музей Механических музыкальных инструментов» Зигфрида Венделя. Экспозиция привлекла большое внимание не только со стороны туристов, но и муниципальных властей других городов, которые были заинтересованы в «пополнении» достопримечательностей. И в 1973 году коллекция Венделя была перевезена в Рюдесхайм, мэрия которого предоставила для её размещении старинную усадьбу.
Рюдесхайм с трудом можно назвать городом, это, скорее, городок, притулившийся между Рейном и виноградниками на прибрежных склонах. Но благодаря своим достопримечательностям Рюдесхайм привлекает толпы туристов из многих стран мира. Музей, полное название которого - Кабинет механических музыкальных инструментов Зигфрида (Siegfrieds Mechanisches Musikkabinett), расположен на главной (впрочем, она же и единственная) улице городка в маленьком замке Брёмзерсхоф (Brömserhof). Потомки рыцарей Брёмзер фон Рюдесхайм начали строить свою новую усадьбу в XV веке. Снаружи здание не выглядит таким уж старым, но внутри можно увидеть суровые каменные залы и росписи сводчатых потолков, которые подтверждают «солидный» возраст замка.
Январское утро было серым и дождливым, но в программе стояло посещение Музея самоиграющих музыкальных инструментов. Из-за дождя нас повезли к замку Брёмзерсхоф на маленьком туристическом поезде.
Признаюсь, что не испытывала особого желания идти в этот музей, но и сидеть на теплоходе не хотелось. Ну, автоматы… Ну, самоиграющие… Воображение сразу рисовало ряды музыкальных машин из кафе, похожие на игральные автоматы. Однако мое отношение к музею изменилось, как только мы начали знакомиться с экспозицией. В тёмном сводчатом зале стояли старинные автоматы для привлечения зрителей в цирки и на аттракционы.
Причём эти удивительные экспонаты можно не только рассматривать, но и слушать.Экспонаты попадали в коллекцию разными путями. Например, единственный в мире старинный карусельный орган найден на чердаке одного из домов в маленьком городке в горах Шварцвальда.
В следующих залах мы увидели большую коллекцию механических музыкальных инструментов: от небольших, камерных музыкальных «шкафиков» с большим латунным диском, на котором «записана» музыка, до больших солидных музыкальных «буфетов», щедро украшенных резьбой, инкрустацией, рисунками и витражами.
Прогресс имел место во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в области создания музыкальных автоматов. Мастера научились соединять звуки нескольких инструментов. Очень приятно звучал милый вальс в исполнении механического аккордеона.
А в конце XIX века в моду вошли огромные оркестрионы и симфонионы, при игре которых можно услышать различные музыкальные инструменты – пианино, барабаны, литавры. Внутри они представляют собой сложное сооружение со шкивами, маховиками, крючками, молоточками, тросами, ремнями…
В музее есть экземпляр единственного в мире музыкального автомата, в котором играют настоящие скрипки! Наблюдать за «работой» такого сооружения крайне занимательно.
Изобретенный Томасом Эдисоном фонограф с раструбом горна и парафиновым валиком, который царапала игла и таким образом шла запись звуков, тоже представлен в экспозиции. И, конечно, граммофоны с огромной трубой, знакомые нам по фильмам о старинной жизни. Кстати, самый плохой звук именно у них. Но ведь это были первые аппараты, которые записывали голос конкретных людей!
В рыцарском зале со сводчатым расписанным потолком стоит механический рояль. На первый взгляд, это просто еще одно «механическое пианино», сделанное в начале XX века. Его особенность в том, что рояль может не просто воспроизводить музыкальное произведение. Инструмент точно воспроизводит игру конкретных исполнителей! Нам дали прослушать небольшой фрагмент из «Грёз любви» Ф.Листа, но вот, кто исполнял, не помню…Самое интересное в том, что секрет технологии записи не разгадан до сих пор!
Один из залов музея посвящён музыкальным шкатулкам.
Представлены самые разнообразные формы, конструкции, но, в основном, с «птичками», которые откликаются долгой трелью на свист «хозяина». Есть даже музыкальный пистолет, из которого при выстреле выскакивает поющая птичка…
Гордость музея – музыкальный «шкаф» с фигурками кукол и обезьянок. Их несколько десятков, при этом каждая фигурка играет на особом музыкальном инструменте.
Весь шкаф богато отделан резьбой.
Этот автомат – самый крупный в мире, был сделан в начале ХХ века по заказу американского миллионера. В музее «шкаф» специально поставлен на расстоянии от стены, чтобы посетители могли рассмотреть его внутреннее устройство – множество валиков с записью партий каждого исполнителя.
Завершает экспозицию мастерская, в которой показано рабочее место мастера музыкальных автоматов, инструменты, валики, запасные части.
Наверное, в такой мастерской Зигфрид и его помощники реставрируют экспонаты, поступающие в музей со всего света. Представлена в этом зале и коллекция своеобразных плакатов-комиксов на тему знаменитых зонгов Бертольда Брехта.
В настоящее время в экспозиции музея собрано около 350 механических музыкальных автоматов, созданных в XVIII-XX веках, посмотреть которые приезжают ежегодно свыше 90 тысяч посетителей.
И конечно, есть в музее магазин, где можно купить музыкальные штучки: от самых простых шарманок за 10 евро до реплики шкатулочки с механическим соловьём за 2300 евро. Наши коллеги по круизу так рьяно бросились закупать сувениры, что нам пришлось отойти в сторонку. А сотрудники магазина были рады такой прыти русских туристов. Ну, кто ещё купит механического соловушку?
До недавнего времени выдающийся коллекционер и талантливый мастер Зигфрид Вендель сам водил экскурсии по музею. Он жив, но проводить свои ежедневные экскурсии для посетителей музея ему уже трудно. Сотрудники музея с честью подхватили эстафету у Музыкального Волшебника. Думаю, что видеофрагменты отметают все сомнения в этом.
Я слышала, что подобные музеи есть и в других странах мира, например, в Голландии и Австрии. Но оказывается и у нас в Ярославле есть частный музей (кстати, первый частный музей в современной России) «Музыка и время». Нам так понравился музей Зигфрида, что когда попадем в Ярославль, постараемся зайти в этот музей.
Рубрики: | Калейдоскоп впечатлений/Музеи и выставки Вокруг света/Германия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение BLANKA
. Помнишь, в нашем детстве были всякие шарманочки, как здорово было их накручивать и слышать незатейливую музыку.... Читая, вспомнила фильм Н.Михалкова, где В.Глушенко, игравшая роль жены Калягина, в обморок стала падать,увидев механическое пианино и услышав...
Исходное сообщение Maryna_Vasylyeva
спасибо за вдохновенное повествование! у меня теперь появились новые впечатления на день!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |