-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Харитоныч

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2014
Записей: 10077
Комментариев: 27970
Написано: 63064


Моцарт и Сальери

Четверг, 27 Июня 2024 г. 09:04 + в цитатник

 

 

В детстве у меня была мечта — исполнить музыку Антонио Сальери.

Спросите "Почему?!"

 

Из чувства справедливости.

 

Я довольно рано прочла маленькую трагедию А.С. Пушкина "Моцарт и

Сальери" и его же рассуждения на эту тему — травил Сальери Моцарта или

не травил — и ... не убедил. Возможно, дело было в том, что я не

только любила музыку и книги, но еще историю и право, так что

понимала, что если бы такие аргументы были представлены в суде —

Сальери обязательно был бы оправдан. Кстати, оказалась права.

 

Впрочем, не Пушкин заставил меня активно искать ноты с произведениями

Сальери, но заслуга в этом тоже принадлежала стихам. Была у меня

книжка стихов о музыке. И в одном из стихотворений, посвященных

Сальери, были такие слова:

 

Исполнить музыку Сальери

 

Ничей смычок не поднялся.

 

Прикрыв рукой глаза неловко,

 

Похолодел недаром он:

 

Так начиналась забастовка

 

Всех музыкантов всех времён.

 

Всю жизнь свою отдать карьере,

 

А сорок опер — все молчат.

 

И не себя ль убил Сальери,

 

В чужой стакан бросая яд?!

 

 

 

Тогда, прочитав эти строки, я испытала редкий для себя случай

слепящего гнева, тем более сильный, что кое в чем поэт был прав —

музыка Сальери действительно молчала. В те времена я ни разу не

слышала, чтобы его произведения исполняли. Не слышала, чтобы где-то

ставили его оперы. Зато читала рассуждения людей, которые тоже никогда

не слышали музыку Сальери, но почему-то уверяли, будто он

посредственность.

 

Как можно говорить, не зная? И как можно судить, основываясь на чужих

фантазиях?!

 

Вот после этих стихов я и принялась искать ноты Сальери, чтобы

исполнить его произведения. И... не нашла нот. Я была уже студенткой

университета, когда на концерте в Горьковской консерватории услышала

музыку Сальери. Она была прекрасна! Играл один из студентов

консерватории. Помнится, это был 1989 год.

 

И до этого концерта и после я много читала о Сальери и прочитанное

открывало удивительного человека, которому ужасно не повезло в том,

что сплетня о нем попалась на глаза гению, и тот по легковерию

превратил ее в литературный шедевр.

 

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в городке Леньяго в

Венецианской республике. Его отец был обычным торговцем. С раннего

детства Сальери, как и его старший брат, проявил любовь к музыке.

Именно брат и был его первым учителем. В 14 лет Сальери остался

сиротой, но ему повезло в том, что в это трудное время он встретился с

хорошими людьми, которые позаботились о его обучении музыке. А потом

на него обратил внимание австрийский композитор Флориан Леопольд

Гассман. Он увез Сальери в Вену, где тот и прожил всю жизнь. Когда

Антонио покинул Италию, ему было 16 лет.

 

Гассман позаботился не только о музыкальном образовании своего

ученика, но и о его общей эрудиции. Не случайно позднее писали, что

Сальери один из самых образованных композиторов эпохи. Во многом

Гассман заменил Сальери отца и Сальери всегда вспоминал его в

благоговением, как и другого своего учителя — композитора Глюка.

 

Гассман знакомил его с людьми, важными для музыкантов и композиторов,

он ввел его в круг людей, приближенных к императору, он обеспечил ему

блестящую карьеру.

 

И Сальери запомнил этот урок на всю жизнь — урок заботы об учениках.

 

В представлении многих имя Сальери ассоциируется со словами —

высокомерный сухарь, карьерист, ремесленник, интриган, но на самом

деле все эти слова не имели ни малейшего отношения к реальности.

Скромный, доброжелательный, остроумный, легко схватывающий все новое,

Антонио Сальери был и смелым экспериментатором в области оперного

искусства. Он смотрел на оперу, как на целостное произведение, а не

собрание отдельных номеров, пусть и объединенных в яркие сцены. И он

первым осмелился совместить в одном произведении трагическое и

комическое, на что не решался даже Глюк. Что интересно, одна из опер

Сальери "Данаиды" сначала была представлена как опера Глюка, и только

потом, когда она имела оглушительный успех, Глюк сообщил, что оперу

написал не он, а Антонио Сальери.

 

А еще Сальери сотрудничал с великим Бомарше, и написал на его либретто

оперу "Тарар" (она упоминается у Пушкина: "там есть один мотив... я

все твержу его, когда я счастлив"). И он первым написал оперу на сюжет

Шекспира — "Фальстаф".

 

А вот карьера у Сальери была не только карьерой композитора. Ему было

всего 24 года, когда он стал не только придворным композитором

камерной музыки, но и капельмейстером итальянской оперной труппы Вены.

А это можно было рассматривать как один из важнейших музыкальных

постов в Европе того времени. И этот пост требовал большой

административной работы и фантастического терпения! И, конечно,

капельмейстер обязан был писать оперы.

 

Кстати, к 24 годам Сальери уже был автором 10 опер, которые были

необыкновенно популярны.

 

Мог ли он завидовать?

 

А чему? У него было твердое положение в обществе. Его музыка звучала

не только в Европе, но даже в Рио-де Жанейро. И уж если на то пошло,

завидовали ему.

 

Удивительное дело, хотя Сальери всю жизнь (с 16 лет) прожил в Вене,

для некоторых он по прежнему был "этим итальянцем, которые сплошь

мошенники". Именно так частенько отзывался о нем и о других музыкантах

и композиторах итальянцах Леопольд Моцарт, отец Вольфганга Амадея

Моцарта. В письмах Амадея Моцарта тоже частенько встречаются резкие

высказывания о Сальери, хотя именно Сальери неоднократно дирижировал

при исполнении произведений Моцарта, готовил певцов, которые пели в

его операх, и возвращал в театральный репертуар снятые с постановки

оперы Моцарта. И, кстати, у них были и примеры совместного творчества.

А когда Сальери хвалил музыку Моцарта, Моцарт писал об этом с

нескрываемым удовольствием.

 

В 37 лет Сальери стал придворным капельмейстером. А еще он был

руководителем Венского музыкального общества. Уже в XIX веке входил в

комитет по организации Венской консерватории (первоначально именуемой

Певческой школой), а потом и возглавил ее. И тут мы возвращаемся к

вопросу, поднятому Пушкиным.

 

Может ли гений быть злодеем?

 

Может, хотя Пушкин полагал, что нет.

 

Может ли гений быть завистником?

 

Конечно.

 

 

 

Но вот может ли завистник быть хорошим учителем?

 

А вот это нет!

 

Завистник всегда будет смотреть на учеников, как на соперников и не

захочет передавать им мастерство в полном объеме. Примеров этого

достаточно много, в том числе и в музыке. А вот Сальери из 74 лет

своей жизни 50 отдал в том числе и преподавательской деятельности. Он

воспитал более 60 (!!!) композиторов и певцов. И очень часто он делал

это бесплатно, то есть даром!

 

Сейчас частенько можно читать в Интернете возмущение известных людей,

которых начинающие авторы просят посмотреть их работы. "Как вам не

стыдно, — возмущаются мэтры, — отвлекать занятых людей. У нас нет

времени!"

 

А разве Сальери не был занятым человеком? Сорок опер и множество

других произведений требовали времени. А еще активная административная

и общественная работа. И при всем том он отдавал много времени и сил

своим ученикам.

 

И какие имена!

 

Людвиг ван Бетховен! Послушайте музыку Сальери и Бетховена и сразу

станет ясно, чей Бетховен ученик. Надо сказать, Бетховену Сальери

помогал и тогда, когда тот стал знаменит, к примеру, с работой над

оперой "Фиделио". Будь Сальери завистником, он нашел бы множество

благовидных причин, чтобы отказать в такой помощи.

 

Другой ученик — Франц Шуберт. Его Сальери приметил еще мальчиком и

занимался с ним совершенно бесплатно.

 

Ференц Лист — с ним Сальери тоже занимался бесплатно.

 

Джакомо Мейербер — еще один ученик Сальери.

 

Карл Черни — потом он тоже стал выдающимся педагогом. Можно ли найти

пианиста, который бы не играл Этюды Черни?

 

И, кстати, учеником Сальери был и младший сын Моцарта! Если бы Сальери

и правда злоумышлял против Моцарта, отвела бы его вдова своего сына к

врагу мужа?

 

Перечислять учеников Сальери можно долго. Строго говоря, именно

Сальери и создал музыку XIX века, а, значит, и нашего времени. Потому

что дороги прокладывает тот, кто оставляет после себя учеников. А

Сальери был гениальным учителем.

 

Впрочем, не только учителем, но и заботливым и добрым человеком. Не

удивительно, что ученики посвящали ему свои творения — музыку и стихи.

Он заложил традиции публичных концертов в Вене. Они были

благотворительными — для пенсионного фонда вдов и сирот венских

музыкантов (которому Сальери завещал и часть своего состояния).

 

И надо же было так случиться, что этот человек стал жертвой грязной сплетни!

 

Кстати, когда Пушкин написал трагедию "Моцарт и Сальери", современники

отнеслись к ней настороженно, задавая законный вопрос, а может ли

Пушкин быть уверен, что написал правду? И не является ли все это

клеветой? Точнее даже не так — современники были уверены, что это

клевета, и спрашивали, можно ли ради литературного творчества

клеветать на человека?

 

Аргументы Пушкина были слабыми и даже шокирующими. Но чем больше

проходило времени и чем больше славы и легенд окружало уже Пушкина,

тем больше было ему веры. Да и литературные последователи у него тоже

появились — уже в наше время. Один из них Питер Шеффер, автор пьесы

"Амедей". Возможно, вы видели снятый по пьесе фильм. Правда, там в ход

был пущен не яд, а интриги.

 

И вот тут произошло интересное событие. Дело в том, что если в России

и в Австрии (и не только там) сплетня о зависти Сальери к Моцарту

широко распространена, то в Италии о ней ничего не слышали. Каково же

было возмущение итальянцев, когда в ходе гастролей в Италии одного из

английских театров они познакомились с пьесой Шеффера.

 

И это возмущение привело к конкретным действиям. В Милане в 1997 году

прошел судебный процесс по делу Сальери и Моцарта. К делу подошли

очень серьезно. Были заслушаны эксперты, представлены документы эпохи,

в результате чего Сальери был полностью оправдан за отсутствием

состава преступления.

 

Конечно, в мире множество людей, которые никогда об этом не слышали,

либо не пожелали обратить на судебный процесс внимание. И все же,

когда вы читаете Пушкина или смотрите фильм "Амадей", не забудьте, что

они не имеют ни малейшего отношения к реальности.

 

А музыка Сальери пусть звучит! Она того стоит.

 



Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

oberon-00   обратиться по имени Четверг, 27 Июня 2024 г. 11:12 (ссылка)

Конечно Сальери не убивал Моцарта.
Но Пушкин на примере этой притчи силой своего талата показал что две человеческие страсти, постоянные спутники в жизни, искусстве, творчестве.
"... Гений и Злодейство - две вещи несовместные..."

Вот люди: Моцарт и Сальери.
Один, восторженный, парил.
Другой безумца
к высшей мере,
Продумав всё,
приговорил.

— Нет правды на земле! Тем — много,
А этим — искры не дано…—
И в правой злобе против бога
Сальери сыплет яд в вино.

Уж полночь в городе пробило.
Сальери крадется во мглу…
А в грешном мире всё как было,
Лишь гений мёртвый на полу.


Моцарт Анданте


https://cloud.mail.ru/public/nKvZ/7QJfmRuJ6


162063438_432787436_10161389463247557_1109621169937267674_n (500x500, 65Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Крестьянский_сын   обратиться по имени Пятница, 28 Июня 2024 г. 07:48 (ссылка)
Век живи - век учись.
Очень интересно!!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 28 Июня 2024 г. 11:38 (ссылка)
На черном фоне черный текст. Нихрена не видно
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Ramata   обратиться по имени Пятница, 28 Июня 2024 г. 13:24 (ссылка)
Спасибо за пост,но текста не видно
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку