-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Харитоныч

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2014
Записей: 10126
Комментариев: 28059
Написано: 63211


«Космический рейс»: кино от Циолковского

Суббота, 16 Апреля 2022 г. 10:32 + в цитатник

Константин Циолковский — советский ученый, который разрабатывал теории освоения космоса и ракетостроения. В 1933–1934 годах он вместе с режиссером «Мосфильма» Василием Журавлевым и сценаристом Александром Филимоновым создавал фильм «Космический рейс». В нем советские зрители увидели, как с Земли стартует ракета, как астронавты движутся в невесомости и гуляют в скафандрах по поверхности Луны. Рассказываем о первой советской научно-фантастической картине о покорении космоса.

«Космический сценарий»: как появилась идея фильма

«Космический рейс»: кино от Циолковского 1
«Космический рейс»: кино от Циолковского 1
«Космический рейс»: кино от Циолковского 1

В 1930-е годы в СССР развивался кинематограф. Он стал частью партийной политики: в картинах разоблачали шпионов и расхитителей народной собственности, воспевали женщин, которые осваивали новые трудные профессии, и образованных смелых школьников, трудившихся наравне со взрослыми.

В 1932 году в журнале «Советское кино» появилось сообщение: «Мы в СССР должны снять научно-фантастический фильм о жизни в нашей стране через 6–10 пятилеток». Молодой режиссер Василий Журавлев мечтал создать картину о космосе. Еще десятью годами ранее он прочитал сборник Жюля Верна «Из пушки на Луну» и написал сценарий «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом». Планировалась «большая кинофильма», однако в те годы технических возможностей для съемок космоса еще не было. И по сюжету лишь нарисовали анимационный шарж «Межпланетная революция».

Идея создания фильма, посвященного межпланетным сообщениям, возникла у меня много лет назад. Еще в 1924 году я написал «космический» сценарий, очень наивный и технически невыполнимый. Фильм снят не был, но мысль о создании фильма на эту тему не оставляла меня долгие годы.
Василий Журавлев, «Комсомольская правда», 18 января 1935 года

Литературный сценарий к новому фильму написал Александр Филимонов. Действие его происходило в 1946 году. По сюжету главный герой картины, академик Седых, создал огромный ракетоплан. Он собирался сам полететь на Луну, однако из-за солидного возраста профессора его коллеги выступали против. Поддержали академика аспирантка Марина и школьник Витя, который позже тайком пробрался в ракету и вместе со взрослыми улетел к спутнику Земли. Астронавты высадились на Луну, дали сигнал в свой космический городок — сверкающие буквы «СССР» — и вернулись обратно, где их встретила ликующая толпа и журналисты.

Когда идею одобрили, Василий Журавлев написал письмо Константину Циолковскому в Калугу — предложил стать консультантом. И ученый ему ответил: сначала прислал посылку со своей книгой «Вне Земли», а чуть позже — письмо с приглашением. Циолковскому на тот момент было 76 лет.

Шире литературы влияние кинофильмов. Они нагляднее и ближе к природе, чем описание. Это высшая форма художественности. В особенности когда кино овладело звуком. Мне кажется, что со стороны Мосфильма и тов. Журавлева большим геройством стало то, что они взялись осуществить фильм «Космический рейс». И нельзя не высказывать большого удовлетворения этой работой.
Константин Циолковский

Альбом космических путешествий

«Космический рейс»: кино от Циолковского 2
«Космический рейс»: кино от Циолковского 2
«Космический рейс»: кино от Циолковского 2

Съемочная группа приехала в Калугу, а с собой по просьбе Циолковского привезла матерчатую куклу. Ученый рассказывал о всевозможных космических явлениях, а на кукле показывал, что происходит с человеком в ракете и в открытом космосе.

Мы выдвинули перед К.Э. Циолковским множество вопросов, касающихся межпланетных путешествий. Нас интересовали общие контуры ракетопланов, кабины космического корабля, предназначенной для экипажа, вопросы старта ракетоплана, полета, показа мира без тяжести, посадки на Луну, возвращения на родную Землю, ощущений человека на лунной поверхности.
Василий Журавлев, по статье А. Федорова «К.Э. Циолковский консультирует фильмы», журнал «Природа», №5, май 1970 года

Вместе они проработали многие детали сюжета, а потом кинематографисты отправились обратно в Москву. Прощаясь, Константин Циолковский сказал: «Ну, теперь вы можете отправляться в космическое кинопутешествие».

В Москве Филимонов дорабатывал сценарий, а художник Юрий Швец начал создавать эскизы декораций. Параллельно трудился и Циолковский: делал для кинематографистов множество рисунков и чертежей, описывал Солнечную систему и космические явления. К литературному сценарию он писал детальные примечания: например, когда нужно держаться за ручки кресел, где должны падать предметы, потерявшие невесомость, и как должны выглядеть звезды — не мигать, а излучать ровный свет.

Он рисовал, как поворачивается и взлетает ракета, как она движется вокруг Земли, как внутри нее располагаются космонавты. Изображения полны деталей: в космическом городке намечены башни, дома, деревья и даже поезд. Один из рисунков назывался «Что видят». В нем ученый перечислял: «Черное небо, усеянное яркими разноцветными точками (звездами). Та же и обыкновенная, но более яркая Луна. Синеватое ослепительное Солнце. Земля занимает почти полнеба…» И даже описывал ощущения, которые, по его мнению, должны были продемонстрировать в кадре актеры.

Сначала мне страшно было висеть без опоры, потом привык. Поражает черная звездная как бы небольшая сфера, внутри которой я нахожусь. И это вся Вселенная?!
Константин Циолковский. «Альбом космических путешествий»

Отдельные рисунки посвящены быту космонавтов: как хранить продукты и жидкости, как употреблять пищу и передвигаться в невесомости (предполагалось, что с помощью крыльев). А еще Циолковский изобразил устройство для питья — круглый сосуд с трубочками — и «игры на привязи вокруг ракеты». Рисунок сопровождался подписью «Сорвалась привязь — погиб товарищ».

Позже Василий Журавлев вспоминал: «Никогда за свою долгую жизнь я не встречал такого консультанта, не просто знающего предмет, но увлеченного, наделенного ярким, образным, я бы сказал, кинематографическим видением. Он в своем воображении увидел наш фильм еще раньше нас и повел нас за собой».

На рисунках ученого космические путешественники покоряют другие планеты и даже осваивают новое светило вместо угасшего Солнца. Наброски к фильму были объединены в «Альбом космических путешествий», который издали в 1947 году.

 



Процитировано 1 раз
Понравилось: 11 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку