цветы |
Приветствую вас на страницах моего дневника!
Дорогие мои, нашла сегодня такую великолепную статью по технологии изготовления цветов из ткани - закачаешься:) Было бы преступлением, если бы я не поделилась ею с вами:) Вернее, это даже не статья, а книга "Декоративные цветы из ткани", автором которой является Ольга Зайцева. Я приведу выдержки из книги, желающие почитать весь труд - пройдите по ссылке на источник. Хотя мне столько хочется оттуда взять информации, что, боюсь, одним постом дело не обойдется:)
Итак, о чем книга - да обо всем, что так или иначе относится к технологии изготовления цветов из ткани. Начиная от того, как выбирать и подготавливать ткани, какими инструментами пользоваться и до советов по созданию выкроек цветов, окрашиванию и много-много всего другого. Труд блестящий, огромное спасибо автору за него. Я уверена, всем желающим освоить искусство тканевой флористики эти знания ой как понадобятся:)
Ну а так как я как раз собиралась вас познакомить с творчеством чудесной мастерицы из США Helen, то статью я дополню ее работами, думаю, это будет красиво:) Хелен (etsy.com) творит под брендом Fiber&Stone, она изготавливает цветы из шелка и кружев - совершенно замечательные работы, очень нежные и воздушные! Приятного просмотра!
Трудно представить что-либо более прекрасное, чем цветы. Как только человек научился изготавливать одежду и обрел жилище, он стал придумывать, как и чем их украсить. Первые модницы, скорее всего, делали украшения из перьев и меха (что-то вроде цветка из хвостиков горностая или розетки из фазаньих перьев, перышек удода или сойки). Жилища украшали сухими букетами, засушенными венками, позже – тканями с вышитыми или вязаными цветами. Постепенно, с развитием ремесел, цветы и венки стали делать и из других материалов: кованные из металла, вырезанные из жести и кожи, из бумаги и ткани, фарфора, стекла, бисера и воска. В Чехии, например, было модно украшать дом «каменными» розами. Живые, полураскрытые цветы опускали в источники, насыщенные минеральными солями, и там выдерживали некоторое время. Цветы покрывались известковым налетом и сохраняли свою форму на долгие годы.
Материалы и инструменты
Бульки
Однажды, в конце 1980-х годов, одна моя милая соседка подарила мне деревянный ящик с удивительными инструментами для изготовления искусственных цветов. Металлические шарики разных размеров на деревянных ручках имели смешное название – бульки. Этот инструмент необходим для придания накрахмаленным лепесткам нужной формы. Бульки предназначаются для выдавливания выпуклых поверхностей на лепестках, например розы, лепестки которой плотно по кругу обхватывают друг друга, образуя венчик.
Бульки бывают металлические – их нагревают на огне, чтобы формировать ткань и кожу, и деревянные – для бумаги. Желательно иметь и колодку с углублениями, соответствующими размерам булек. На нужное отверстие в колодке накладываются сразу несколько лепестков из накрахмаленной ткани и вдавливаются в отверстие – прессуются – горячей булькой.
Для работы вам понадобятся несколько булек разных размеров, хотя бы две – для мелких и крупных лепестков. Если у вас нет возможности купить нужный инструмент, то в качестве булек можно приспособить круглые латунные ступки, металлические шарики со старых кроватей образца 50-х годов («шишечки»), старые глубокие суповые ложки, шаровые опоры, круглые шарики шарикоподшипников от машин и многое другое, что сможете найти. К металлическим шарикам необходимо приделать деревянные ручки, так как металл требуется нагревать. Конечно, вам придется обратиться за помощью к какому-нибудь «умельцу» – увы, но инструмент, необходимый для изготовления цветов, трудно сделать женскими руками.
Можно изготовить бульку, переделав обычный электропаяльник. Для этого у паяльника с глубоким пазом и мощностью 40 Вт рабочий конец заменяют на бульку. Паяльник подключают к сети через терморегулятор.
Для гофрировки листьев и лепестков (например, у ириса) применяются специальные ножи-резцы. Лезвия резцов не должны быть острыми, так как их назначение – продавливать жилки. Для работы необходимо иметь следующие резцы: одинарный, двухрядный и трехрядный – они называются так по количеству лезвий, одновременно продавливающих одну, две или три полоски (жилки).
Крючки и кольца служат для завивки и гофрирования кончиков лепестка, продавливания небольших выпуклостей на листьях. Изготавливаются они из толстой (2,5–3 см), желательно латунной, проволоки, конец которой затачивается на токарном станке.
Утюжок
Утюжок служит для проглаживания ткани между жилками на листьях и разглаживания краев у лепестков. В качестве утюжка можно использовать крючок или любой мелкий металлический предмет. Например, его можно сделать, если расплющить толстый гвоздь.
мягких стеблей
Это инструмент, с помощью которого изготавливают мягкие стебли, цветоножки и крупные тычинки (у лилии). Существует несколько вариаций данного приспособления:
Станочек, который прикручивается к крышке стола. Верхняя часть станочка, имеющая отверстия нужного вам диаметра, например 3, 2, 1 мм, нагревается на спиртовке. Через отверстия пропускается косая полоска из ткани, кожи или плотной бумаги, накрахмаленная и слегка смазанная клеем. Ширина полоски 1–1,5 см, а длина – не более 10–15 см. Чтобы было удобнее протягивать ленточку через отверстия, один ее конец накручивают на небольшой кусок тонкой проволоки. Благодаря нагреву лента одновременно скручивается в трубочку, склеивается и высыхает.
Стальной брусок с дырочками, который нагревают на электрической плитке на слабом огне.
Фильера на основе электропаяльника. Из паяльника удаляется инструментальная часть и приделывается стальная трубка с дырочками – фильера (на конце трубки можно приделать и бульку), которая и нагревается. Применяется паяльник мощностью 40 Вт с глубоким пазом. Этот инструмент облегчает работу по скручиванию трубочек.
Вырубки и прессы
Если вы планируете профессионально заниматься изготовлением цветов из ткани и кожи, то лучше заказать или купить стальные вырубки для цветочков (простых венчиков) нескольких видов, вырубку для листьев (особенно с резными краями), стальной пресс для продавливания жилок на листьях и аналогичный пресс, но для продавливания жилок на лепестках.
Подушечки
Подушечки нужны резиновые и с мелким песком.
Резиновых подушечек должно быть как минимум две: твердая и мягкая.
Твердая резиновая подушечка шириной не менее 15 см (квадратная или прямоугольная) и толщиной не менее 2 см нужна для гофрирования лепестков и листьев ножами-резцами и для прокалывания дырок в венчиках шилом. Такую резину можно вырезать из старой автомобильной покрышки. Чтобы резина не пачкала лепестки при гофрировке, подушечку обшивают тканью или подкладывают под лепесток лист бумаги.
Мягкую резиновую подушечку высотой не менее 4 см делают из резиновой губки или толстого поролона. Такую подушечку туго обтягивают плотной тканью. Она нужна для глубокого гофрирования.
Подушечка с мелким песком применяется для выпуклого гофрирования лепестков роз, пионов, тюльпанов. Для ее изготовления хорошо промытый мелкий песок зашивают в плотную ткань.
Помимо перечисленных специальных инструментов вам потребуются:
• пинцет для удерживания мелких деталей, им также можно делать гофрировку на лепестках;
• шило и дырокол для прокалывания дырок в венчиках цветов из ткани и кожи;
• ножницы для ткани, картона и кожи;
• кусачки для проволоки;
• плоскогубцы для загибания и скручивания проволоки;
• небольшие куски белой клеенки или полиэтилена (30–40 см) для проклейки тканей;
• салфетки для раскладывания окрашенных лепестков;
• чистые банки – стеклянные и жестяные – для разведения красок;
• карандаши, линейка, бумага и картон – для изготовления выкроек цветочных деталей.
Ткани
Для изготовления декоративных цветов подходят самые разнообразные однотонные ткани, новые или уже использованные (одежда, занавески). Пригодятся и различные кусочки ткани, оставшиеся после шитья; с небольшими (30–50 см) кусками тканей даже удобней работать. Такие ткани, как сатин, ситец, бязь, батист, шелк, крепдешин, атлас, годятся для изготовления искусственных цветов реалистической направленности, используемых в букетах. Для создания декоративных композиций и бутоньерок для одежды применяются разнообразные шелка, бархат и панбархат, велюры, атласы, парча, в частности золотая и серебряная, кожа и лайка. Сейчас появилось много красивых синтетических тканей, но работать с ними надо осторожно, так как не все они переносят горячую обработку и могут расплавиться.
Для украшения цветочных бутоньерок используется и разнообразная декоративная фурнитура: бисер, бусы, красивые пуговицы, тесьма, различные небольшие серебряные пряжки и пуговички, золотые и серебряные шнуры – очень многое, что можно найти в коробке для рукоделия.
Главное – это органичность материалов, используемых в одном изделии. Например, трудно гармонично сочетать легкий капроновый венчик цветка с листьями из свиной кожи. Но, с другой стороны, запретных сочетаний нет, и такой вариант тоже можно сделать красивым по цвету или форме. А можно кожу поменять на лайку или капроновый цветок сделать махровым. Это – задача творческая.
Проволока
Для искусственных цветов вам потребуется медная, алюминиевая, железная проволока разного диаметра, от 0,3 до 2 мм. Она обязательно должна быть пластичной. Можно добыть необходимую проволоку из ненужных кусков электропроводов смотать со старых трансформаторов, поискать в магазинах для радиолюбителей. Тонкая упругая стальная проволока подходит для изготовления стеблей злаков и ромашек.
Вата (вискозная) и марля
Для изготовления сердцевинок цветов, бутонов, придания объема стеблям вам потребуется вата. Ее заранее окрашивают в нужный цвет анилиновыми красителями. Можно использовать и тушь, и акварель, и зеленку, и марганцовку – все, что способно окрасить материал в зеленые, коричневые или желтые цвета. При окрашивании вату замачивают в красителе, а затем отжимают, слегка расщипывают руками и сушат на весу.
Марля пригодится для изготовления мелких тычинок и разного рода подклеек. Также некоторые варианты гофрировки лепестков делают руками через марлю.
Бумага
Используют в основном папиросную или креповую декоративную бумагу зеленых, желтых и коричневых оттенков. Белую бумагу приходится окрашивать акварелью или другими красителями в нужный цвет. В основном бумага нужна для обмотки стебля и в некоторых случаях – для незаметного прикрепления цветов.
Клей
Основной рабочий клей – это, конечно же, ПВА – поливинилацетатный клей, быстро сохнущий, пластичный (он не ломается и не крошится, в отличие от эпоксидного), не оставляющий следов. Сейчас существует несколько фирм, выпускающих клей ПВА. Лучший профессиональный клей ПВА поступает к нам из Латвии. Очень важно проверить, не оставляет ли клей при работе белесых пятен на ткани: капнуть на темную ткань и высушить ее. Клей может оставлять пятна, если у него вышел срок годности или если на производстве в него добавили слишком много белил.
Внимание! Клей ПВА после высыхания должен быть прозрачным.
Работают с клеем ПВА следующим образом: тонкий слой клея наносят на склеиваемые части (особое внимание – мелким деталям: резным выступам на листьях), потом клею дают немножко просохнуть и детали еще раз смазывают клеем. Тогда поверхности будут хорошо склеены и не развалятся.
Для работы с кожей и некоторыми синтетическими тканями используют нитроклей, например«Момент» или «Супермомент».
Но если у вас под рукой не оказалось приведенных выше клеев, то не расстраивайтесь, а приготовьте клей сами, как это делалось раньше. Основное требование к клею для работы с искусственными цветами: чтобы он прочно склеивал детали, быстро высыхал и не оставлял пятен. Приведем несколько рецептов традиционных домашних клеев.
Клей из пшеничной муки. 3 столовые ложки пшеничной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды. Удобно разводить муку в эмалированной кружке, которую потом ставят на маленький огонь и помешивают, пока раствор не загустеет. Не кипятят.
Клей из картофельной муки. По 1 столовой ложке картофельной муки, пшеничной муки и сахара заваривают 0,5 стакана крутого кипятка.
Желатиновый клей. 1 столовую ложку пищевого желатина заливают 0,5 стакана холодной воды. Когда желатин разбухнет, в него вмешивают 2 столовые ложки пшеничной муки и 1 чайную ложку сахарного песка. Всю эту смесь ставят на огонь и постепенно доводят до кипения, беспрерывно помешивая. Если этот клей загустел, то его нужно опять разогреть, но только уже на паровой бане.
Творожно-спиртовой клей. 30 г обезжиренного творога заливают 100 мл нашатырного спирта, тщательно размешивают чтобы не было комков, и оставляют на 2–3 часа. После этого клей готов к употреблению. Хранить его нужно в холодильнике, в закрытой посуде.
Для работы, особенно с кожей, можно использовать и столярный клей.
Не рекомендуется к употреблению канцелярский клей, который обесцвечивает красители и долго сохнет.
Нитки
Для изготовления тычинок, прикрепления лепестков и листьев, обвивки некоторых стеблей и некоторых деталей используются разнообразные нитки. Это и катушечные нитки № 10, мулине, ирис, штопка, тонкая шерсть различных цветов.
Леска
При создании элементов «фантазийных» цветов, например их тычинок, больше подходит леска. Используют леску разной толщины от белого до темно-зеленого цвета. Собранная в пучки и украшенная, например бусинками, леска сама становится декоративным дополнением к цветку.
Кроме того, цветы, выполненные из кожи, для прочности сшивают в основном тонкой леской.
Манка
Традиционно манную крупу используют для изготовления пыльцы на тычинках, иногда – для создания шершавой фактуры на цветах (у ирисов) и стеблях. Используют и белую манку, и подкрашенную в желтые, зеленые и коричневые цвета. В 1 столовую ложку манной крупы добавляют крупинку анилинового красителя нужного цвета и вливают 0,5 чайной ложки спирта (можно одеколона). Все перемешивают и дают манке высохнуть. Хранят в небольших закрытых пузырьках.
Кисти и краски
Для работы вам понадобятся: разные круглые кисточки (белка, синтетика или колонок с острым кончиком) с 1-го по 4-й номер; кисти из свиной щетины или синтетические – для оттеночного подкрашивания; флейц – для нанесения желатина. Если нет кистей, то можно сделать ватные тампоны разной величины на палочках и красить ими.
Можно приобрести специальные краски для ткани: или целый набор «Батик» фирмы «Гамма», или только интересующие вас цвета. Можно купить и простые анилиновые красители, продающиеся в хозяйственных магазинах. Следите, чтобы анилиновый краситель соответствовал типу ткани, которую вы собираетесь окрашивать. Можно раскрашивать цветы акварелью, цветной тушью, чернилами. Хорошим подспорьем будет и набор (12–36 штук) чешских акварельных карандашей. Проведенную сухим грифелем линию потом размывают кисточкой или сразу наносят рисунок по влажной ткани. Можно использовать и детский набор фломастеров, паста которых разводится на спирту. А если у вас нет профессиональных красок, то декоративные цветы можно окрасить синькой, зеленкой, йодом, марганцовкой и всем, что подвернется вам под руку. Могут получиться даже очень интересные эффекты!
Помните, что краски, которые разводятся водой, быстрее выгорают на свету, нежели красители, разводимые на спирту.
Технология изготовления цветов
Чтобы сделать цветок, максимально похожий на реальный, его нужно хотя бы разглядеть, чтобы понять его строение. В некоторых книгах даже советуется живой цветок разобрать на части, высушить детали и сделать с них выкройки. Но это как-то жестоко. Тем более что очень важны окраска цветка и его образ – ведь многие цветы по строению очень схожи, но при этом мы всегда отличим астру от хризантемы или «золотого шара».
Большинство декоративных растений состоят из стебля с листьями или без них, который увенчивается головкой самого цветка. Цветок состоит из лепестков, которые образуют венчик, а также из тычинок и пестика (завязь). Головка цветка, как правило, в месте прикрепления к стеблю имеет чашечку, что облегчает сборку искусственного цветка. Но у таких цветов, как тюльпан, лилия, мак, венчик не имеет чашечки и крепится прямо к стеблю, тогда крепление приходится производить изнутри.
Стебель может быть одиночным или иметь несколько ответвлений, быть прямым или извилистым, может иметь шипы.
Технология создания искусственных цветов не очень сложная. Для изготовления цветка подбирают соответствующую ткань, из которой по выкройке вырезают детали. Если ткань цветная, то ее чуть подкрашивают, если же белая, то ее окрашивают анилиновыми или другими красителями в нужный цвет. Затем детали желатинят, сушат и гофрируют. Из готовых деталей на проволочном стебле собирается цветок.
Изготовление выкроек
Лепестки венчика, чашечку и листья вырезают по выкройке. Выкройки для каждого цветка делают из плотного картона и на них сразу надписывают: какая это деталь, левая или правая сторона, количество деталей. Это в дальнейшем сэкономит вам массу времени при работе.
Контуры детали обводят по выкройке на ткани острым кусочком мыла или карандашом, желательно схожего цвета с цветом детали. Выкройку раскладывают на ткани строго по косой линии.
У ромашки лепестки одинаковые, и их можно выкраивать по одной выкройке. У орхидеи лепестки разные, и для них требуется несколько выкроек. Чтобы выразить характер анютиных глазок, нужно вырезать парные противоположные лепестки. Для этого на выкройке лучше сразу отмечать правые и левые лепестки.
Хранить подготовленные детали цветов и листьев, во избежание загрязнения и заломов, лучше в бумажных конвертах или коробках из-под конфет.
Окраска разных деталей у цветов
Во избежание усадки и образования пятен при окрашивании перед началом работы все ткани необходимо выстирать, тщательно прополоскать, обрезать ненужные нитки и еще влажную ткань отгладить.
Вырезанные по выкройке детали смачивают в холодной воде и раскладывают на белой промокательной бумаге или салфетке. В маленьких чашечках или крышках от баночек разводят небольшое количество нужного красителя (на воде или спирту, в зависимости от того, что написано на пакете с краской). Краску делают достаточно концентрированной, пробуют на лоскутке, а затем, если нужно, разводят до более светлого тона. Набрав на кисточку краску, деталь окрашивают.
Цветочные венчики. Некоторые лепестки, например тюльпанов, сначала окрашивают в разведенном красителе, затем постепенно добавляют краску и делают цвет насыщенным.
У махровых цветов (пионов, роз) лепестки в соцветии окрашены по-разному: в центре они светлее, а к краям – темнее. Чтобы переход цвета был натуральным, сначала разводят самый темный цвет. В него окунают часть лепестков и оставляют ненадолго, пока они не вберут в себя достаточно краски. Затем раствор краски разводят водой или спиртом в соотношении 3: 1 и в него опускают часть лепестков. И так четыре раза, пока цвет не станет почти белым.
Большинство лепестков (розы, тюльпаны, мальва, анемоны) у основания имеют светлое пятно, часто окрашенное в зеленовато-желтый цвет. Поэтому при окраске на салфетке основание цветка закрывают пальцем и подкрашивают лишь после того, как основной цвет высохнет.
Если окрашивают в плоском блюдце, то лепестки раскладывают в нем так, чтобы кончики лежали на краю.
Если нужно покрасить небольшое количество лепестков, то их опускают в краску, зажав кончик пинцетом.
Покрасив одну сторону детали, ее перекладывают на сухую салфетку и окрашивают другую сторону. Окрашенную со всех сторон деталь аккуратно пинцетом перекладывают на еще одну сухую салфетку и дают полностью высохнуть.
Как правило, лепестки окрашивают от края к центру, но имеются и исключения. Так, лепестки ирисов и орхидеи красят от центра к краям (центр лепестков светлее, чем середина и края).
В центр влажных лепестков чайных роз обязательно кладут каплю краски более интенсивного тона – своеобразный румянец. Можно и наоборот, в центр на уже окрашенный лепесток капнуть спирт, разведенный водой, и тем самым высветлить участок лепестка.
У многих цветов на лепестках присутствует окантовка из чуть более темного цвета. Ее наносят тонкой кистью, фломастером (если он подходит по цвету), окрашивая самый край лепестка.
Жилки у ирисов, полоски от центра у анютиных глазок и настурции, пятнышки у тигровой лилии, центральные жилки у орхидеи рисуют тонкой кисточкой только на полностью просохших лепестках – иначе краска растечется.
У некоторых растений окраска внешней и внутренней стороны лепестка различна. Так, у лилий, гербер, цветных ромашек внутренняя часть окрашена более интенсивно. Ее красят сухим способом по просохшему материалу. Для этого ватным тампоном на лепесток наносят немного красителя и осторожно втирают его в ткань. Остатки просто сдувают. Изнанку лепестка окрашивают краской с белилами (светло-зеленой, бледно-желтой и т. д.).
Если венчики цветков мелкие (маргаритки, незабудки), то лучше сначала покрасить ткань, а затем выкраивать из нее лепестки или целые венчики.
Если вы ошиблись с цветом, то опустите ткань в горячий раствор гидросульфата натрия (5 г на литр кипятка), потом тщательно отполощите. Ткань придется окрасить заново.
Листья. Чтобы листья выглядели реалистично, не окрашивайте их чистой зеленой краской – они в этом случае, как правило, приобретают неестественный цвет. Более органичный зеленый получается, если в него добавить желтую, розовую, коричневую, иногда синюю краску. Если же у вас имеется только зеленая краска (или ткань), то нужно на просохшей детали коричневым, бордовым или оранжевым карандашом подкрасить край и нанести краску вокруг жилок или в некоторых местах поставить точки (как будто повреждения от насекомых) – это сделает лист похожим на живой.
Стебли окрашивают, когда они уже затянуты (обклеены) бумагой или тканью. Но лучше стебли сразу обклеивать цветным материалом, а потом сухой кистью наносить на них требуемый оттенок. Стебли будут выглядеть более живыми, если с одной стороны их покрасить в более темный зеленый цвет или нанести коричневый оттенок.
Желатин и крахмал
Чтобы детали из ткани держали форму, их нужно накрахмалить. Раствором желатина или крахмала обрабатывают только сухую окрашенную и выглаженную ткань.
Натуральные и искусственные шелка, ситцы, сатины, атласы крахмалят пищевым желатином, некоторые хлопчатобумажные ткани и бархат – желатином или картофельным крахмалом.
Желатин готовят следующим образом: 3 чайные ложки желатина заливают холодной водой (200 мл) и настаивают не менее 1 часа. Затем получившийся раствор переливают в жестяную посуду, ставят на водяную баню (в большую посуду с водой) и, постоянно помешивая, нагревают. Как и в случае с крахмалом, желатин нельзя кипятить.
Можно приготовить желатин и более традиционным способом: 3–4 ложки мелкорубленого желатина (или 2–3 пластинки листового) заливают 1,2 стакана холодной воды и дают ему 50 минут постоять и разбухнуть. Затем в разбухший желатин вливают 1,2 стакана, но уже кипятка и быстро размешивают. Если желатин старый и не полностью разошелся, то его подогревают на паровой бане. Приведенный рецепт желатина рассчитан на крахмаление натурального шелка.
Для плотных тканей – вискозы, ситца – требуется более слабый раствор желатина, а для капрона, батиста, крепдешина – более насыщенный. Чем тоньше ткань, тем больше желатина она потребует.
Бархатные ткани аккуратно покрывают желатином только с изнаночной стороны (флейцем, ватным тампоном или просто руками). На ворсистую (лицевую) сторону бархата желатин попадать не должен. Делается это на весу, а небольшие куски бархатной ткани желатинят на платяной щетке, положив ткань лицевой стороной на щетину. После того как ткань высохнет, ее аккуратно, также на весу, гладят.
Другие ткани опускают сухими в горячий раствор желатина и отжимают, пропуская сквозь пальцы, чтобы убрать излишки желатина.
Сушат накрахмаленные ткани в пяльцах, на раме или, хорошо расправив и разгладив руками, на веревке. Ткань нельзя отжимать и скручивать.
Качественно сделанная ткань должна шуршать.
Если желатина было недостаточно или он оказался плохого качества, то ткань плохо держит нужную форму, а ее края лохматятся.
Если концентрация желатина оказалась слишком сильной, то на ткани образуются заломы, как на бумаге, и она тоже непригодна к работе.
Если вы неудачно обработали ткань желатином (слишком слабо или слишком сильно), не расстраивайтесь, а просто замочите ткань в холодной воде, отстирайте и повторите процесс обработки ткани желатином заново.
Крахмал готовят следующим способом: 1 столовую ложку картофельной муки разводят в 1,2 стакана холодной воды и выливают в стакан кипятка, тщательно размешивая получившуюся смесь. Если образовались комочки, то кисель процеживают сквозь марлю.
Сухую ткань опускают в крахмал, смачивают в нем и расправляют, очищая от комочков. Можно сухую ткань разложить на столе (закрытом клеенкой) и флейцем нанести на нее тонкий слой крахмала. На первый лоскут кладут второй и тоже смазывают крахмалом, затем третий и так далее. Потом лоскуты по одному, не отжимая, развешивают на веревке.
Сушить накрахмаленную ткань можно также на пяльцах или на раме, на которой влажную ткань закрепляют, желательно медными гвоздиками.
Продолжение здесь - Декоративные цветы из ткани - технология изготовления. Прекрасные цветы из шелка и кружев от Helen - Fiber & Stone, США. Часть 2
Всем удачи и бесконечного творческого вдохновения!!
Рубрики: | цветы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |