ПОЭМА О ЖИЗНИ светлой и прекрасной, о самом земном и дорогом для человека — рисунки Нади Рушевой.
Выставка в Камероновой галерее, организованная Всесоюзным музеем А.С. Пушкина, — крохотная часть от тех 10 тысяч рисунков, что оставила после себя талантливая 17-летняя девочка.
Ее рисунки... Очень много писали и пишут, говорили и говорят о необычности, непохожести ни на что. Так еще никто не видел мир.
Она жила в мире воображаемом? Нет, она любила стихи Пушкина, Наташу Ростову, маленького принца, которых любили и мы. Она открыла для себя «Мастера и Маргариту» Булгакова, как открыли для себя и мы. Рисунки Нади открывают перед нами мир красоты и добра. Мы видим героев Эллады, изящный изгиб руки балерины, смотрящего вам в душу Александра Блока, тоскующую Бэлу. Мы все это знаем, но видим впервые. В каждом рисунке ощущается движение — любовь, смерть, тоска, измена – это жизнь, которая никогда не остановится.
Пушкин говорил: «Гений познает истину с первого взгляда». Так и у Нади — первая линия, штрих — они и единственные, никаких изменений не может быть, она «увидела» весь рисунок, а теперь передает его бумаге. И при этом легкость, плавность, музыкальность линий поразительны, «изгибы линий этих тонких подобны пушкинским стихам».
Родство творчества Нади с творчеством поэта — родство двух талантов. Пушкиниана Нади Рушевой — явление настолько самобытное, что сразу понимаешь — такого Пушкина мы еще не знали. Старейший писатель Арнольд Ильич Гессен как-то сказал ей: «До двадцати лет Пушкин себя не рисовал, хотя потом щедро разбрасывал автопортреты на полях рукописей. Восполни, Надюша, этот пробел. И Надя с упоением рисовала, рисовала Пушкина. Он не только поэт и не всегда взрослый или лицеист. Вот он совсем маленький с сестрой Олей, вот Пушкину 8 лет, теперь больного мальчика-лицеиста пришли проведать друзья, а тут на стуле задумчиво сидит «лучший поэт Лицея», и много других рисунков, сделанных к началу романа Тынянова «Пушкин».
Лицейский период давал богатую пищу воображению и трогал ее, она сама ведь школьница, а этот Пушкин ее сверстник. Поэтому и автопортрет, написанный в 1967 году, где она изобразила себя в профиль, в очках, с вытянутым носом и губами, очень напоминает ее же рисунок с юным профилем поэта-лицеиста.
Пушкин — человек, у которого жена, дети, он радуется и грустит, танцует и играет с дочкой. На рисунке «Пушкин дома» он сидит за столом в кругу семьи и наслаждается домашним покоем. «Пушкин грустит», «Поэт с семьей накануне дуэли», «Умирающий Пушкин» — печальная тема, печальные рисунки, но печаль эта светлая, Надя заставляет нас верить, что поэт не умирает, он остается жить, мы верим ей.
В книге отзывов есть такая запись: «Не каждому большому мастеру дано так понять и передать Пушкина. Это талант! Спасибо Наде за ее рисунки», – написала Л. Воронцова из Омска. Да и если бы не было этих 300 рисунков Пушкинианы, а был только один, то и в нем мы увидели бы душу поэта, признали родным и близким, таким, как Надя Рушева рисовала его.
Пережила и перечувствовала Надя роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Вылились эти переживания в 167 рисунках, потрясающих удивительной проницательностью их автора, чутьем художника, понявшим Булгакова и его героев.
Ждет вас и встреча с героями «Войны и мира». Наташа Ростова – самая любимая Надина героиня. И какой же истинной Наташей, какой она только и может быть, предстает она перед нами. Ни черточки красоты, на многих рисунках с большим открытым ртом, где-то вовсе неказистая, но невероятную жизнерадостность, пылкость, страдание читаешь в ее жестах, глазах, повороте головы, позе, взгляде, – и она прекрасна! Кажется, все передает нам эти тонкие линии.
Надя переживала все беды и радости тех, кого рисовала, была на их месте, поэтому ей так легко рисовалось.
Каждый, кто побывал на выставке, находит в рисунках Нади Рушевой что-то созвучное своему восприятию литературных героев, и губы невольно шепчут пушкинские строфы. Именно такое настроение посетителей выразил в своем стихотворении кандидат филологических наук М. Френкель:
В стройной Камерона галерее
Нежности, любви, добра огни…
Стал твой много обещавший гений
Пушкинской поэзии сродни…
Мир реальный, но фантастически прекрасный пpедстал перед нами. Таким видела его Надя Рушева я подарила нам.
Именно с таким впечатлением мы покидаем эту удивительную выставку.
Л.ТКАЧЕВА
«Вперед» (г. Пушкин), 15 февраля 1975 г.