-Метки

Атлантида Надя Рушева Троцкий адмиралтейские верфи адмиралтейское объединение адмиралтейство александр первый амурская область андрей миронов аникушин аничков мост архангельск археология благовещенский мост блокада бокситогорск брежнев буровики валентина акуленко валентина патранова валерий хитрин василий шукшин военачальники война вятка вячеслав тихонов вячеслва аскеров г. товстоногов галина куликова ганнибал геолог гиперборея горячий набор гостиный двор гражданская война гранин грибы даниил гранин деготь деревянные кружева детские игрушки директор документальная литература дорогие имена дуэль екатерингоф жуков журналисты завод зеленый мост зея зимний дворец игорь пестун игорь тимофеев ирина ерыкалова ирина чабанова исаакиевский собор история СССР история россии история человечества карибский кризис картина кингисепп кино киров книги константин райкин космонавты космос красота ленинград ленинская правда леонид филатов леонов лермонтов летний сад лилия петрова литейный мост лотерея луна львов любовь орлова медали медный всадник меркадер милиция михаил шолохов михайловское молодость мона лиза монферран мосты петербурга музей музыка народные промыслы наталья николаевна гончарова неделин николай первый объединение "маяк" оздоровительный центр ольга корнеева памятник пушкину памятники петербурга петербург: легенды и были петербургский университет петр первый петропавловская крепость писатель письма планеты полет на марс полеты в космос политические деятели потомки потомки пушкина прародина происхождение человечества путешествие пушкин пушкиниана рабочий раскопки реставрация рисунки рисунки пушкина родословная пушкина российские артисты российские художники сейдозеро семен гейченко сергей юрский старые газеты судостроение сургут счастье тамара хоха татьяна зазорина татьяна зернова татьяна рогачева татьяна устинова терешкова топонимика петербурга точка на карте города тригорское троицкий мост трудные подростки хрущев художник чапаев человек-легенда череповец черкашин школа юбилей юрий гагарин юрий комболин юрий никулин юсуповский сад ягодное

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дама_с_авторучкой

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 579


Сквозь кольца Сатурна

Воскресенье, 14 Января 2018 г. 23:28 + в цитатник
"Комсомольская правда", 21 ноября 1980 г.
5749325_20180114_232118 (700x546, 300Kb)
 
ПЛАНЕТА эта в давние вре­мена пользовалась дур­ной репутацией. Тусклый, приглушенный блеск ее заставлял предполагать, что Кронос, – так называли ее древние греки, – сотворен из свинца. Кронос был богом Времени и Судьбы. Римляне, переименовав всех античных богов, дали ей новое имя – Сатурн.
Начало известной нам исто­рии изучения этой, шестой по счету, планеты семьи Солнца относят к 1610 году, когда великий Галелео Галилей, в радостном нетерпении огля­дывая небо в изобретенный им телескоп, обнаружил по бокам тусклой звездочки какое-то неясное, зыбкое свече­ние. Впрочем, телескоп – слишком громкое название I для скромненькой подзорной трубы, которая давала лишь 30-кратное увеличение. Как ни напрягался Галилей, никак не мог он разобрать, что за странные светящиеся образо­вания превращают шар пла­неты в «подобие оливы». Оче­видно, думал Галилей, два спутника кружат по одной орбите вокруг Сатурна.
Сдержанность истинного уче­ного боролась в нем с нетерпе­ливым желанием обнародовать свое открытие. Научная этика того времени позволяла опубли­ковать анаграмму — тщательно зашифрованное сообщение, ключ к прочтению которого был известен только автору. Если открытие подтверждалось, анаграмма гарантировала прио­ритет. Если нет – за ошибку не приходилось краснеть. И вот Галилей публикует чудовищное 39-буквенное слово, косноязыч­ное, нечитаемое.
Иоганн Кеплер, чье любопытство могло сравниться только с его феноменальным терпе­нием, после упорнейшей рабо­ты, доступной разве что ЭВМ, с некоторыми натяжками рас­шифровал Галилееву голово­ломку: «Привет вам, близнецы, Марса порождение», – редчай­ший в истории науки случай предвидения и ошибки одновре­менно. Ведь у Марса, действи­тельно, два спутника! Но изве­стно это стало лишь через 250 лет. (Кстати, и Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» тоже писал о двух спутниках Марса за 151 год до открытия их американцем Асафом Холлом). Кеплер ошиб­ся: Галилей зашифровал совсем другую фразу. Вновь и вновь наводил он свою трубу и уверовался наконец, что действительно видит три небесных тела: Сатурн и два спутника по бо­кам. И тогда он сам отпер за­пертую в анаграмме истину: «Высочайшую планету тройною наблюдал». В письме к послан­нику великого герцога Тосканы он объяснял: «Когда я наблюдаю Сатурн, центральная звез­да кажется мне самой большой; две другие располагаются одна к востоку, другая к западу… Они – словно два служителя, помогающие Сатурну совершать свой путь, постоянно остаются по обе стороны». На зарисовках астрономов тех лет Сатурн по­хож на человеческий глаз: зрачок посередине овала. Удивительно, но и на символических рисунках древних индийских астрономов Сатурн тоже изображался в виде человеческого глаза, хотя оптические инструменты древних нам не известны, а без них эти детали разглядеть нельзя.
Галилей умер, не узнав, что он ошибался, Через 15 лет после его смерти голландец Хри­стиан Гюйгенс, конструктор гигантских, длиной до 70 метров, телескопов, разглядел: Сатурн находится внутри широкого и плоского кольца. Никогда ниче­го подобного на небе не ви­дели! Известный французский астроном Камиль Фламмарион говорил: «Сатурн – чудо Солнечной системы». Он не знал, что кольца, правда, не столь грандиозные, есть у других планет – Юпитера, Урана, возможно, и у Нептуна. Кольцо Сатурна поражало воображение людей даже весьма далеких от науки, а уж об астрономах и говорить нече­го. Его изучению посвятили себя ученые разных стран: итальянец Джованни Касси­ни, англичанин Роберт Гук, немец Иоганн Энке, америка­нец Джордж Бонд, русская – Софья Ковалевская. Еще в 1750 году Томас Райт сказал пророческие слова: «Если бы мы смогли увидеть Сатурн че­рез телескоп достаточной си­лы, мы нашли бы, что кольца его – не что иное, как беско­нечное число меньших пла­нет, расположенных ниже тех, которые мы называем спутни­ками».
Лишь в 1857 году великий английский ученый Джеймс Клерк Максвелл теоретически доказал, что кольцо Сатурна ни монолитным, ни жидким быть не может, а должно со­стоять из несметного роя твер­дых частиц. «...Я снова обру­шился на Сатурн, – писал страстно увлеченный своей работой Максвелл в письме к другу. – Я уже пробил не­сколько брешей в твердом кольце, а сейчас окунулся в жидкую среду, погрузившись в мир поистине удивительных символов и обозначений. Вскоре я углублюсь в туман­ность, напоминающую чем-то состояние воздуха, скажем, во время осады Севастополя...».
Через некоторое время русс­кий астроном Аристарх Апол­лонович Белопольский и американец Джеймс Эдуард Килер экспериментально до­казали, что Максвелл совер­шенно прав. В дальнейшем споры возникали лишь по по­воду размеров частиц, со­ставляющих кольца: Макс­велл говорил о пылеобразном веществе. В 1934 году совет­ский астроном академик Г. А. Шайн после серии тонких наб­людений, проведенных в Симе­изской обсерватории в Крыму, доказал, что кольца не могут состоять из пыли. Начатые еще до Великой Отечественной войны работы молодого тогда советского астронома М. С. Боброва завершились защитой им докторской диссертации, в которой он доказал, что наиболее типичны для колец частицы с поперечником в 10 см, но могут существовать как более мелкие частицы, так и глыбы до метра в диаметре. Общая масса кольца, по расчетам русского астронома Германа Оттовича Струве, проведенным в Пулково еще в 1898 году, была в 27 тысяч раз меньше массы самой пла­неты, а недавно советский теоретик В. П. Трубицын установил, что и эта величина, по-видимому, завышена. Если со­брать все камешки, льдинки и глыбы кольца в один шар, он наверняка будет значи­тельно меньше нашей Луны.
Изучение внутреннего строения самой планеты началось с работ Джорджа Дарвина, младшего сына великого Чарлза Дарвина, который по­казал, что плотность планеты растет с глубиной, что у нее есть ядро. Сегодня ученые считают, что это ядро имеет размеры, близкие к размеру Земли, и состоит из расплав­ленных тяжелых элементов, таких, как железо, например. Его окружает внешнее ядро с массой, равной примерно 9 массам Земли, состоящее из сжатых летучих веществ в жидком состоянии: метана, аммиака и воды. Основная часть объема Сатурна (83 зем­ные массы) состоит из водоро­да и гелия, также сжатых до жидкого состояния. А в слоях, примыкающих к внешнему ядру, может существовать удивительное вещество – во­дород в металлической фазе. Средняя плотность планеты меньше единицы, и, если бы Сатурн можно было окунуть в воду, он плавал бы, как пробка.
В XIX веке было начато спектрографирование Сатур­на и, несмотря на некоторые огрехи (например, упорно говорили о некоем газе – иовии – элементе, которого нет на Земле, в общих чертах химический состав его атмосфе­ры был определен верно.
Продолжались исследова­ния структуры кольца. Давно было установлено, что коль­цо распадается на несколько колец, как бы вставленных друг в друга. Ночные дозоры астрономов охотились за сатурнианскими лунами, и к на чалу нашего века открыли 9 спутников, что дало право немецкому астроному Вильгель­му Мейеру писать, что «небо Сатурна – самое богатое в са­мое интересное в пространстве, доступном нашей науке».
Однажды Галилей, стараясь вновь рассмотреть «служителей Сатурна» обнаружил, что они исчезли. Он посчитал свои прошлые наблюдении ошибкой и вообще с тех пор перестал интересоваться Сатурном, не зная, что подобные «исчезнове­ния» происходят каждые 15 лет, когда кольцо Сатурна пово­рачивается к земному наблюдателю своим ребром. (Кстати, в нынешнем году кольцо как раз «исчезло»). Об абсолютной вели­чине толщины колец ученые спорят давно. Американец Франклин, например, полагал, что толщина колец не превышает сантиметра. По мнению Бобро­ва, она достигает почти кило­метра. И в том, и в другом случае это ничтожная величина в сравнении с диаметром кольца. Газетный лист, на котором отпечатана эта статья, относительно толще колец Са­турна. В 1921 году «исчезновение» колец породило слух об их разрушении. Следом момен­тально возникла другая басня: осколки летят к Земле, грозит столкновение! (Мифологические астроужасы возникают доволь­но часто. Недавно нам «угро­жала»» комета Когоутека, потом «парад планет», вытянувшихся якобы в одну линию, скоро, в 1985 — 86 году, кто-нибудь будет пугать нас кометой Галлея, которая проходит вблизи Земли каждые 76 лет). Именно тогда, когда кольцо становится неви­димым и не слепит наблюдате­лей отраженным светом Солнца, создаются наиболее благо­приятные наблюдения над спу­тниками Сатурна.
В 1966 году Земля трижды проходила через плоскость ко­лец, и парижский астроном Одуэн Дольфус решил, что на­ступило время прибавить к 9 уже известным спутникам Са­турна какой-нибудь новый. В октябре Дольфус приехал по приглашению Академии наук СССР в Советский Союз, рабо­тал в наших лучших обсерва­ториях, но, увы, ничего не об­наружил и, расстроенный, уехал домой, в Пиренеи, на обсерва­торию Пик-дю-Миди. И здесь счастье улыбнулось ему: 15 де­кабря 1966 года он открыл но­вый, десятый спутник Сатур­на – глыбу диаметром в 340 км. Новогоднюю ночь, отказавшись от традиционного шампанского, Дольфус провел у телескопа, окончательно определил орбиту нового спутника и разослал те­леграммы во все обсерватории мира. Через три дня Януса – так назвали новый спутник – разглядели и другие астрономы. А вскоре швед Г. Альфвен вы­сказал предположение, что су­ществует еще один, одиннад­цатый, спутник – Энцелад, еще меньший по своим разме­рам, чем Янус. Расчеты пока­зывают, что почти всю поверх­ность многих спутников Сатур­на покрывает обычный лед, а маленькие, возможно, сами яв­ляются просто гигантскими ледяными глыбами.
Из всех лун Сатурна больше всего интересовал ученых круп­нейший из его спутников – Ти­тан. Он больше нашей Луны и по своим размерам приближается к Меркурию. Это единст­венный в Солнечной системе спутник, имеющий собственную атмосферу, по плотности близ­кую к атмосфере Земли, а глав­ное – температура его повер­хности гораздо выше, чем мож­но было ожидать, благодаря тепличному эффекту этой ат­мосферы. Может быть, как пред­полагает планетолог Корнельского университета (США) Карл Саган, именно на Титане мы сможем отыскать жизнь. Может быть, именно Титан станет фор­постом землян в их путешест­виях к границам Солнечной системы.
НОВЫЙ шаг в изучении Сатурна был сделан 1 сен­тября прошлого года, когда после 6 лет полета американ­ский межпланетный автомат «Пионер-11» достиг орбиты Сатурна и, пройдя сквозь кольцо, оказался на расстоянии 21 400 км от его облачного покрова.
Проведенные им исследования подтвердили наличие тяжелого ядра Сатурна. Было обнаружено магнитное поле более слабое, чем у Юпитера, напоминающее по своей кон­фигурации магнитное поле Земли, но в 10 раз больше.                  «Пионер-11» не «увидел» некоторых структур кольца, но зато открыл в нем новые слои, невидимые с Земли. Исследования «Пионера» подтвердили предположения советского астронома М. С. Боброва: кольца состоят из нескольких слоев частиц, а наиболее вероятные их размеры лежат в пределах нескольких сантиметров. Был обнаружен еще один спутник-малютка диаметром 400 км. Температура частиц, составляющих кольца, около —200 градусов. Сам Сатурн чуть теплее: —178 ±3 градуса. Таким образом подтверждено, что за счет процессов, проходящих в недрах планеты, она излучает в 2,5 раза больше тепла, чем получает от Солнца.
Сейчас в окрестностях Сатурна работает другой американский межпланетный автомат «Вояджер-1» весом 825 килограммов, запущенный в космос ракетной системой! «Титан» – «Кентавр» 5 сентября 1977 года. В марте прошлого года «Путешественник» (так «Вояджер» переводится на русский) изучал Юпитер, а теперь приступил к исследованию Сатурна. Он оснащен широко- и узкоугольными передающими телекамерами, детектором космических лучей, спектрометром, радиометром, магнетометром, фотополяриметром и другой «умной» астрофизической аппаратурой, объединенной в единую систему тремя быстродействующими вычислительными машинами. Полученные Землей данные находятся еще в стадии обработки, но уже сегодня можно сказать, например, что наши представления о структуре колец были несколько упрощены. Большое кольцо Сатурна – это десятки, а может быть, и сотни самостоя­тельных колец, в плоскости которых могут вращаться сателлиты-лилипуты диаметром до 80 километров. «Вояджер» довел счет спутников Сатурна до 14. К сожалению, «Путешественнику» не удалось разглядеть загадочный Титан: его поверхность прячется под плотным слоем облаков.
…Минимальное расстояние от Земли до Сатурна –около 1.276.570.000 километров. Дух захватывает, когда думаешь о том, в какие дали неоглядные проникает разум человеческий.
 
Я. ГОЛОВАНОВ, научный обозреватель
«Комсомольской правды».
5749325_Satyrn (700x393, 169Kb)
 

 

Рубрики:  Старые газеты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку