-Метки

Атлантида Надя Рушева Троцкий адмиралтейские верфи адмиралтейское объединение адмиралтейство александр первый амурская область андрей миронов аникушин аничков мост архангельск археология благовещенский мост блокада бокситогорск брежнев буровики валентина акуленко валентина патранова валерий хитрин василий шукшин военачальники война вятка вячеслав тихонов вячеслва аскеров г. товстоногов галина куликова ганнибал геолог гиперборея горячий набор гостиный двор гражданская война гранин грибы даниил гранин деготь деревянные кружева детские игрушки директор документальная литература дорогие имена дуэль екатерингоф жуков журналисты завод зеленый мост зея зимний дворец игорь пестун игорь тимофеев ирина ерыкалова ирина чабанова исаакиевский собор история СССР история россии история человечества карибский кризис картина кингисепп кино киров книги константин райкин космонавты космос красота ленинград ленинская правда леонид филатов леонов лермонтов летний сад лилия петрова литейный мост лотерея луна львов любовь орлова медали медный всадник меркадер милиция михаил шолохов михайловское молодость мона лиза монферран мосты петербурга музей музыка народные промыслы наталья николаевна гончарова неделин николай первый объединение "маяк" оздоровительный центр ольга корнеева памятник пушкину памятники петербурга петербург: легенды и были петербургский университет петр первый петропавловская крепость писатель письма планеты полет на марс полеты в космос политические деятели потомки потомки пушкина прародина происхождение человечества путешествие пушкин пушкиниана рабочий раскопки реставрация рисунки рисунки пушкина родословная пушкина российские артисты российские художники сейдозеро семен гейченко сергей юрский старые газеты судостроение сургут счастье тамара хоха татьяна зазорина татьяна зернова татьяна рогачева татьяна устинова терешкова топонимика петербурга точка на карте города тригорское троицкий мост трудные подростки хрущев художник чапаев человек-легенда череповец черкашин школа юбилей юрий гагарин юрий комболин юрий никулин юсуповский сад ягодное

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дама_с_авторучкой

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 579


Как жили...

Пятница, 28 Июля 2017 г. 09:17 + в цитатник

5749325_DSCN6284 (494x700, 193Kb)

Как жили…

 

У меня новая ценная находка – еще одна книга, с которой жалко расставаться, и новое имя, которое хочется запомнить. Татьяна Дервиз. Правильнее будет – Татьяна Евгеньевна. Человек заслуженный и известный: астрофизик, кандидат физико-математических наук, автор более 25 научных работ; была ученым секретарем Головного Совета по астрономии, много лет преподает в Петербургском университете…

Но все эти сведения я почерпнула только что во всезнающей Сети, а вчера с сожалением перевернула последнюю страницу небольшого формата книжки. Название ее, как я поняла по прочтении, наверняка выбрано самим автором и точно ее (автора) характеризует. «Рядом с большой историей». И в повествовании своем Т. Дервиз неоднократно подчеркивает, что не дает оценок, не претендует на полноту описания – пишет только то, что видела и знала сама, и высказывает только свое (частное, любительское) мнение. Такая вот строгость к своему слову, воспитанная десятилетиями научной работы. И, быть может, там же, в научных трудах выработанная экономность слова, тщательная отобранность деталей и подробностей. И потому все ярко, выразительно, зримо.

 

«Однако мне в душу хорошая мебель запала, особенно после того, как я побывала у другой нашей знакомой, тоже в коммуналке. Вот здесь царил стиль! Правда, хозяйка осталась после блокады одна, и потому не было тесноты, но такого сочетания красоты и удобства я больше не видела нигде. Часть вещей осталась у нее от прошлого, но что-то она докупила и привела в порядок собственными руками. Кровать была отгорожена шкафом и ширмой, в которую были вставлены куски очень красивой старинной ткани.

Комната была удлиненная; ближе к двери стоял круглый красного дерева небольшой обеденный стол с четырьмя соответствующими стульями. Тут я узнала, что хорошую мебель никакими скатертями не закрывают, а только когда едят, то кладут сначала фланель, чтобы не стучало, а сверху скатерть. Возле стола был небольшой буфет без стекол. А ближе к окну у нее была сделана гостиная. Павловские диван, два кресла и небольшой столик. И неважно, что были и другие какие-то вполне функциональные вещи, они совершенно не мешали и не бросались в глаза».

 

Книга имеет подзаголовок – «Очерки частной жизни ХХ века», уточним: той части века, что пришлась на детство и юность Татьяны Евгеньевны, – 40-е, 50-е и начало 60-х. А это, как вы понимаете, и война, и репрессии, и борьба с космополитами и с чем тогда еще боролись… Все это есть в книге, но – опять же! – только в той степени и в той части, что касалась семьи и собственно детей.

 

«И все-таки средняя планка уровня образования была, смею утверждать, гораздо выше, чем сейчас. Не проходило месяца (в течение 8 лет!), чтобы нас не водили в музеи, и не по одному разу! В Зоологический. Арктики, Этнографический, даже Артиллерийский и Военно-Морской. Чаще всего, конечно, в Эрмитаж и Русский музей. А уж квартиры Пушкина и Некрасова мы знали как свои.

Уроки химии и физики в старших классах сопровождались экскурсиями «на производство». И даже девочкам (и мне в том числе) они были очень интересны. Мы видели, как делают стекло, как обрабатывают турбину для гидростанции, как изготавливают галоши и резиновые игрушки, как разливают в формы жидкий металл, как наматывают провод на огромный трансформатор и как делают шоколад и конфеты. Не помню, чтобы кто-то прогуливал такие походы. И во всем этом была заслуга наших скромных учительниц».

 

Главы озаглавлены предельно просто, без всякой фантазии: «Что ели», «Что носили», «Как учились»… «Идеологическое воспитание», «Зрелища» и т.д. Но текст «перевешивает» эти скучные «таблички» - книга богаче и содержательнее заданной схемы, потому что написана ярким, одаренным человеком, получившим хорошее воспитание. Об этом, последнем, нельзя не «догадаться», прочитав главы о культурной жизни Ленинграда той поры. Человек, с детства приученный к театру и увлеченный им, получивший яркие впечатления от лучших спектаклей и игры знаменитых артистов, позже завсегдатай Филармонии, который спустя полвека может назвать самые заметные события музыкальной жизни города… И, конечно же, книги – с раннего детства. И не просто книги, а Литература – именно так, с большой буквы.

 

«В деревне во время войны я видела две книги, которые побили все рекорды: сборник стихов Сергея Есенина без обложки, перетянутый резинкой, где каждая страница с махровыми краями была отдельно, и «Три мушкетера» в академическом довоенном издании с картинками. У нее тоже все страницы выпадали из переплета, в нескольких местах были вложены тетрадные листки, на которых не слишком хорошим почерком были восполнены утраченные части текста, а картинки были дополнены более яркими деталями, например звездой героя Советского Союза на плаще д'Артаньяна или фашистской свастикой у Ришелье».

 

Татьяна Евгеньевна не намного (не на поколение, по крайней мере) старше меня, и «кусочек» времени ее молодости захватила и я во вполне сознательном возрасте. Многие описанные ею реалии мне хорошо знакомы. Многие, но не все и не так подробно, точно, не так вкусно, как это получилось у Т. Дервиз. Наверное, уже тогда вырабатывался у нее пристальный (научный) взгляд на окружающую действительность, умение анализировать, выделять главное, характерное.

Большая часть этой книги была напечатана в журнале «Звезда» и отмечена премией журнала за лучший дебют 2009 года. Стало быть, в литературу Т.Дервиз  вышла уже после 50. И дебютом не ограничилась. В Инете я нашла ее книгу «Наука ты наука» (2006 г.).

Буду читать!

 

Рубрики:  Записки читателя
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку