В прошлый раз я закончила рассказ на том, что Мария встретилась с Андроном в Праге, говорила с ним по французски, а он ее плохо понимал.
Она говорила ему о своей беременности. Странно, что не смогла объяснить такое на пальцах...Вот как рассказывает об этом Кончаловский:
Многое она говорила по-французски. Я не все понимал, но кивал головой. Мне было грустно. Я чувствовал рядом с ней свою несостоятельность. Мне она казалась настолько недостижимой!
Мы гуляли по Праге. Я купил шесть открыток с репродукциями Ван Гога, дал их ей. Сказал:
— Каждый месяц 5-го числа (это было 5 сентября) посылай мне, пожалуйста, одну открытку. Письма не дойдут, а на открытки КГБ не слишком обращает внимание. Пиши о чем угодно — о погоде, что в голову взбредет. Если открытки придут, я буду знать, что ты все еще меня любишь, и скажу моей жене о наших отношениях.
Мы разъехались. Первая открытка была как гром среди ясного неба. После нее я уже жил только тем, что ждал следующую.
Вторая открытка. Третья. Четвертая…
После четвертой открытки я не выдержал. Наташа возвращалась от родителей из Казахстана, везла с собой моего дорогого мальчика. Я встретил ее, мы ехали на машине. На коленях у нее сидел маленький Егор. Я сказал, что люблю другую.
— Лучше бы ты сказал, что у меня умерла мама…
Чувствовал я себя ужасно. Но иначе поступить уже не мог.
Через месяц пришла пятая открытка. В ней было написано:
«Дорогой Андрон! У меня все хорошо. Я выхожу замуж. Он итальянский продюсер, чудный человек, очень интересный… Уверена, что он тебе понравится».
Мои отношения с Наташей уже все равно были поломаны. Я почувствовал внутри себя полную пустоту.
Аринбасарова была второй женой Кончаловского и прокомментировала как-то в своем интервью описание Кончаловским их отношений так:
Что-то правда. Что-то приукрашено. И приукрашивал Кончаловский историю нашей страсти как-то в свою пользу. Ни об одной женщине не написал, что он ее любил. А ведь влюблялся. Любил. Возносил своих любимых. Но ни разу не упомянул об этом, сосредоточиваясь на том, как любили его. Типичная черта всех эгоцентриков…
Мне какие-то странные фразы приписал, будто бы я сказала: «Лучше бы ты сообщил мне, что моя мама умерла». Да я бы мизинца моей мамы не отдала ни за какого мужчину.
Папа Андрона жене изменял, но семью не бросал. Наверное, именно потому, что партия такое не приветствовала. Все-таки КПСС помогала хотя бы видимость семьи сохранять.)
Кончаловский утверждает, что Машу Гагарину он считал идеальной спутницей для себя: "Встреча с Машей была для меня почти роковой. Дворянка, княжна, женщина европейской культуры — это было то, о чем я втайне мечтал, такой хотел видеть свою спутницу. То, что она меня бросила, казалось само собой понятно. Разве могло быть иначе? Я остро пережил случившееся, но про себя не удивился. Думал: куда мне! Я совок, а там Париж, Италия! Я уже знал, что это такое." О ее беременности от него он узнал лишь 20 лет спустя при их работе над спектаклем "Чайка":
— Маша, объясни мне, в чем дело.
— Разве ты не знаешь, что между нами произошло?
— Я точно знаю, что между нами произошло. Ты меня бросила.
— Я тебя бросила? Ты меня бросил, дорогой мой. У меня все перевернулось внутри.
— Я получил от тебя открытку. Ты вышла замуж за другого. Я развелся из-за тебя с женой. Я ждал твои от крытки как манны небесной! У меня все в жизни из-за тебя перемешалось.
— Я же все сказала тебе в Праге…
— Что ты мне сказала?
— Что я беременна. Полтора месяца уже как беремен на. От тебя.
У меня все поплыло перед глазами. Как! Я вообще не мог представить, что от меня в ту ночь можно было забеременеть. Наша встреча была на грани чистой платоники… По крайней мере, так мне казалось.
— Не может быть!
— Я тебе это сказала. Ты никак не отреагировал. Я ждала от тебя хоть какого-то знака. Думала, что ты хочешь ребенка. Что мы его сохраним. Ты ничего не ответил. Ничего не сказал. Просто напился. И никак не отреагировал в течение двух месяцев. Я ждала очень долго. В конце концов я поняла, что ребенок тебе не нужен. Вот так. Я тебя хотела забыть. Я вышла замуж.
Стефан Цвейг! Все двадцать лет наших отношений, моих представлений об этих отношениях полетели в тартарары. Никакие розы, которые я эти годы слал ей домой и в ее уборную, не могли ни объяснить, ни извинить этого драматического непонимания.
Она удивительное существо, умнейшее создание. Во обще идеальная женщина. Русская. Аристократическая. Всегда для меня дорогая.
Не могу освободиться от чувства вины, хотя вина вроде всего лишь в том, что плохо знал французский.
Помещик Кончаловский и княжна Гагарина.
Мария Гагарина сделала аборт позже трех месяцев беременности и после не могла иметь детей. Дворянка, княжна и русская аристократка имела очень много романов с мужчинами и ее автобиографическая книга называется «Биография одной вагины». Аристократки, они такие...Я это утверждаю, прочитав воспоминания многих из них. Зря, комментаторы хотят мне доказать обратное, что это праведницы и пример для подражания. Увы...все с точностью до наоборот. Для раскрутки своей книги и привлечения внимания к своей персоне Мария Мериль дала интервью журналистке Ольге Белан в котором рассказала следующее об Андроне Кончаловском:
"Андрон - человек великолепный, я его очень люблю, он снял замечательное кино, но он проходимец, шарлатан! Я бежала от него. Это человек, с которым невозможно создать что бы то ни было! Он сам говорит: «Если я люблю одну женщину, это совсем не значит, что я не могу влюбиться в другую женщину». Это татар! Это монгол!"
Надо перенестись в ту эпоху. Россия Брежнева... Андрон задыхался. Даже привилегированным людям, как Михалковы - Кончаловские, приходилось несладко. Я думаю, Андрон мечтал жениться на иностранке, чтобы получить заграничный паспорт. Что он и сделал впоследствии со своей следующей женой, француженкой. Во всем этом читалось что-то не очень чистое...
Хотя, конечно, было немало и того, что нас объединяло. Мы оба только начинали свою карьеру. Я была молодая актриса, я снималась у лучших французских режиссеров. К тому же он - красивый, великолепный...
Но это тот тип мужчины, с которым женщина не может жить. Он разрушил жизни всех женщин, которых знал! И детей наплодил повсюду! У него теперь еще и новые дети, с новой женой!
Я уже тогда увидела, что это человек, который думает только о своей выгоде, только о себе самом. Он берет и уничтожает людей без малейших угрызений. Он их потребляет. Он заставил страдать всех женщин, которых знал. Все они были счастливы, безумно счастливы в определенный момент. Но если бы они были умней, они бы понимали, что надо брать этот момент и не ждать ничего большего.
С французом я могу спать спокойно, я его понимаю, я знаю, что он хочет в жизни, я могу рассчитывать на него. И если он меня бросит, то предупредит, что бросает. Тогда как русский даже забудет мне об этом сказать.
- Вы были беременны от Андрона?
- Да, но он не знал об этом, я ему тогда ничего не сказала. И я думаю, что это из-за истории с Андроном у меня потом не было детей. В то время я была настолько наивна и молода, что сделала аборт слишком поздно. На сроке более трех месяцев."
"Проходимец, шарлатан, на его верность нельзя рассчитывать, мечтающий жениться на иностранке, чтобы сбежать за границу" - так охарактеризовала Андрона Кончаловского его французская любовница княжна Гагарина, чей псевдоним Маша Мериль. В принципе, ничего странного, полная копия своего папы Сергея Михалкова, он женщин менял как перчатки. Своего прадедушки, который жил одной семьей с женой и экономкой, они даже детей рожали от него одновременно.
Странная история любви. Повеселились и разбежались, все как в песне Ив Монтана о Париже и флюгерах:
Весной На крышах флюгера Кружатся и кокетничают С первым весенним ветерком, Который безразлично проносится мимо, Равнодушный. У ветра, Когда он в Париже, Одна забота - Повеселиться Во всех красивых кварталах Парижа.
Становится понятным, почему в Европе многие семьи не имеют детей. Их многочисленные случайные связи к этому не располагают.
Свою мечту Андрон все-таки исполнил, женился на другой француженке и, благодаря своему третьему браку, сбежал из СССР.