Чурапча для меня – это село, где проходило мое, как священника, боевое крещение.
Рукоположив меня 25 марта 2001г., архиепископ Герман (Моралин) уже на следующий же день взял нас с инокиней Ларисой (Зайцевой) с собой в миссионерскую поездку. Это была знаменитая Чурапча. И знаменита она для меня тогда была не только националистически настроенным населением, несмотря на то, что в селе есть православный храм. Но и тем, что здесь я уже бывал, будучи студентом Белгородской духовной семинарии, участвуя в миссионерских поездках по Якутии. В далеком 1997г. именно в этом храме при нашем содействии несколько сотен человек приняло крещение. Но, как оказалось потом, к великому нашему сожалению, люди крестились «за колбасой и за зарплатой», ожидая тем самым решить свои насущные земные проблемы, и глубоко разочаровались. После крещения задержка по зарплате не уменьшилась, следовательно и всё остальное оставалось не решенным. Не сработало.
В этот раз, подъезжая к Чурапче, я увидел большое монументальное одноименное название селения, в котором нам предстояло пробыть всего сутки, и снова мысленно перенесся к 26 марта 2001 года. Тогда своего архиерея (владыку Германа) и священника (т.е. меня) с моей духовной сестрой инокиней Ларисой (Зайцевой) Чурапча в лице одного безумца встретила бредовыми криками: «Оккупанты приехали! Люди, они нас оккупируют!». Кажется переговоры с главой улуса тогда ничего не дали. Владыка Герман в этот же день уехал в Якутск, благословив нас с м.Ларисой остаться и потрудиться здесь. Жить пришлось у православных гагаузов, куда на следующий же день пришел выяснять отношения пьяный якут с ножом в рукаве. Благо хозяйка дома, Мария Кузурсус, нашла правильные слова и отправила гостя восвояси. Уже тогда мы с м.Ларисой пытались собрать приход, но безуспешно. Видимо людям надо было созреть.
Сегодня в Чурапче действительно складывается небольшая православная община. Луиза Викторовна (фамилии пока не знаю), в крещении Елизавета, скорее всего будет старостой прихода. Познакомившись с ней на исповеди в Якутске, и узнав, что эта женщина якутка из Чурапчи, я почему-то подумал: «Пришло время». Мы обменялись телефонами и через пару месяцев она встречала у себя дома небольшую миссионерскую группу, как и сегодня, состоящую из двух священников.
1-2 сентября 2012г. по благословению Преосвященнейшего Романа, Епископа Якутского и Ленского, благочинный II Центрального округа епархии, тот самый о.Сергий Клинцов, снова посетил с.Чурапчу с целью организации православного прихода. Сегодня моим помощником в поездке был молодой священник - иерей Дионисий Минеев.
Нас встретили бессменные друзья – Иван Иванович, Елизавета (Луиза Викторовна) с мужем Серафимом и любимая бабушка Полина Прохоровна, в гостях у которой побывал почти каждый священник, когда-либо приезжавший в Чурапчу. Общаясь вместе за круглым столом мы много вспоминали о прошлых наших приездах, о том как выдавалось нам с м.Ларисой, помимо духовных забот, сходить по грибы, а потом сидеть несколько часов во дворе, чистить и перебирать добытые шампиньоны, подготавливая их для сушки. Признался я бабушке Полине и в том, что когда слышу слово «кёрчих» (взбитые сливки с вареньем), вспоминаю именно тот вкусный кёрчих, который она всегда старалась готовить для своих дорогих гостей.
В первый же день приезда состоялась встреча с главой Чурапчинского улуса С.И.Яковлевым. Я рассказал о наших ближайших намерениях относительно прихода в Чурапче, а также о запланированных в поселке встречах с населением и богослужениях. Семен Илларионович, услышав, что я назначен благочинным заречных улусов, а значит и вверенного ему района, взялся за мобильный телефон и со словами: «Благочинного по такому случаю надо запечатлеть», - сфотографировал меня. Отец Дионисий в свою очередь сделал подобное моим фотоаппаратом. Глава поблагодарил нас за приезд и подчеркнул необходимость постоянного присутствия священнослужителя в Чурапче. В этом контексте обсуждался вопрос о возможности продолжения восстановлении старинного Вознесенского храма и передачи его Якутской епархии.
Для первой встречи с населением нам предоставили помещение актового зала администрации, где мы провели беседу с чурапчинцами о духовной жизни, исповеди и причастии, а также о сложностях приходской жизни зарождающейся православной общины на примере других приходов Якутии.
В воскресенье 2 сентября верующие и желающие принять Таинство Крещения, с детьми, в общем количестве 40 человек, собрались в Вознесенском храме. Необходимо сказать, что старинный храм многие десятилетия использовался как краеведческий музей, благодаря чему и сохранился. Сегодня церковное здание нуждается в серьезной реконструкции, особенно внутри. Экспонаты музея перевезены в другое помещение. Остался лишь хлам. Былое величие, церковная красота и благолепие в Чурапче сейчас в плачевном состоянии. Не смутило прихожан отсутствие святых икон и позолоченных подсвечников. Достаточным было наличие простого стола, накрытого скатертью и ящика с песком для свечей. Всё это не остановило их перед чистым желанием молиться Богу в настоящем храме. А иконой для них в этот момент стал священник.
Впервые за постсоветскую историю в Чурапче прозвучал возглас «Благословенно Царство…» и люди стали участниками первой Божественной Литургии с комментариями. Пока отец Дионисий исповедовал желающих, я приступил к «Общему делу», прерываясь и объясняя смысл основных священнодействий. Многие старались подпевать «Господи помилуй» на родном языке. 23 человека причастились Христовых Таин. После божественной Литургии по просьбе родителей был отслужен молебен перед началом нового учебного года. В благословение детям и родителям от Епископа Якутского и Ленского каждому были подарены иконки Пресвятой Богородицы «Моздокская», а некоторым и молитвословы с основными молитвами на русском и якутском языках.
Люди не скрывали своей благодарности Правящему Архиерею Епархии владыке Роману и главе улуса за внимание и выражали надежду на скорейшее восстановление храма и возможность участия в регулярных богослужениях. А мы в свою очередь пообещали не оставлять их без внимания надолго.