-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мила_Елизарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2014
Записей: 1181
Комментариев: 4225
Написано: 9809


Давид Черный (David) - чешский скульптор.

Суббота, 05 Ноября 2022 г. 11:41 + в цитатник


Давид самый известный чешский скульптор, его работы порождали множество скандалов и политических дебатов. Черный создавая свои работы в жанре соцарта, делает их политически актуальными, провокативными.

Он, если можно так сказать, нацелен на скандал, для него нет и не может быть "священных коров", все что им делается служит одной цели разрушению табу и "уходу за флажки". Несмотря на эту казалось бы нонкомформичность и андерграундность множество работ Давида получили широкое признание и стали частью архитектурного ландшафта Праги.

Первой скандальной работой Черного, вызвавшей широкий общественный резонанс и громкий скандал, стала покраска в розовый цвет советского танка ИС-2, установленного на площади Кинских в пражском Смихове в память об освобождении Праги Красной армией в 1945 г. Эта акция состоялась в ночь с 27 на 28 апреля 1991 г. На крыше башни танка был установлен палец в виде фаллического жеста. По словам Давида Черного, его целью было высмеять символику советских военных памятников, трактуемую как угроза мирному населению силой ведь на тот момент "русский танк" в сознании чехов ассоциировался скорее с танками 1968 года чем с танками Красной армии в 1945 году.

 Конечно как и было задумано акция Давида многими была воспринята как сознательное оскорбление памяти воинов-освободителей Чехословакии а сам художник был арестован за хулиганство. После официального протеста российского правительства танку на площади Кинских был возвращён первоначальный вид. Однако пятнадцать депутатов парламента в знак протеста против ареста художника вновь перекрасили танк в розовый цвет. В конце концов, Давид Черный был освобождён, а танк сняли с пьедестала и перевезли в музей военной истории в Лешанах у Тынца-над-Сазавой. Позднее художник выступил с предложением установки в Праге розового танка в качестве постоянного памятника, однако под давлением премьер-министра Милоша Земана и российского посла в Чехии, пражская мэрия отвергла этот проект. В результате розовый танк некоторое время экспонировался в небольшом курортном городке Лазне-Богданеч, где до 1990-х гг. находились казармы советских войск, размещённых в Чехословакии.
Благодаря этой истории Давид получил широкую известность причем не только в Чехии.

Последующие произведения Давида тоже были неизменно провокативными и вызывали всегда широкий общественный резонанс. Давид не боялся "стебаться" в своих скульптурах над казалось бы святыми для всех чехов символами, так например, скульптура "Конь" (1999), изображала Святого Вацлава, сидящего на брюхе своего мёртвого коня, подвешенного за ноги, и высмеивала пиетет, с которым чехи, и особенно пражане, относятся к памятнику работы Йозефа Мысльбека на Вацлавской площади. Первоначально скульптура "Конь" располагалась в нижнем конце Вацлавской площади, прямо противостоя своему прототипу, в настоящее время она находится в пассаже "Луцерна" на Водичковой улице.

Другой яркой работой Давида Черного являются скульптуры гигантских младенцев, лазающих по Пражской телевизионной башне в Жижкове, благодаря которым телевизионная башня превратилась в один из наиболее популярных туристических объектов Праги.

Не меньшую бурю возмущения вызвала работа Давида Черного 2005 г. под названием "Акула", представляющая фигуру связанного полуобнажённого Саддама Хусейна, плавающую в стеклянном аквариуме, наполненном жёлто-зелёным раствором формальдегида.

В этом произведении Давид не побоялся посмеяться как над "великом и ужасным" Дамиеном Херстом и его инсталляцией "Физическая невозможность смерти в сознании живущего". Это была очередная пощечина, на этот раз высоколобому художественному истеблишменту, намек был понят.

Не зря дважды, в Мидделкерке, (Бельгия) и в Бельско-Бяла (Польша) на участее этого произведения в выставках налагался запрет.
Известны и другие произведения Черного

скульптура "Quo vadis" -«народный» автомобиль «Трабант» на человеческих ногах.

"Piss-Кирпичный завод Гергета" - две бронзовые фигуры, писающие в воду и выводящие своими струями различные тексты, в том числе и по запросам зрителей;

"Автобусная остановка" - настоящая остановка городского автобуса в Либерце, стилизованная под гигантский бронзовый стол, накрытый к обеду, под которым расположены места для пассажиров,

"Подвешенный человек" - скульптура Зигмунда Фрейда висящего на одной руке на стальной мачте,

инсталляция "Метаморфозы" - человеческая голова из нержавеющей стали с бьющим изо рта фонтаном, постоянно трансформирующаяся и управляемая художником по Интернету.

И эта работа принадлежит Давид Черны. Поднимитесь по лестнице, загляните в "пятую точку" и посмотрите видео, в котором под песню "We are the Champions" два политика Чехии кормят друг друга помоями.

В числе нереализованных проектов – инсталляция для Народного Театра под названием «Народ себе навсегда» (2002). Театр был построен на деньги, собранные народом. Сразу же после открытия, в 1881 году, в здании произошел страшный пожар, и на восстановление театра чехи снова собрали деньги – миллион златых всего за 47 дней. Поэтому и девиз театра соответствующий – «Народ себе».

Давид Черны хотел разместить на крыше театра десятиметровую золотую скульптуру обнаженного Титана, из пениса которого время от времени весьма недвусмысленным образом вырывались бы потоки воды. С одной стороны, фигура намекала бы на историю и девиз театра, отчасти символизируя пожарный брандспойт, с другой, это было бы небольшим хулиганством по отношению к прохожим внизу.

Скульптура должна была быть установлена в мае 2003 года, накануне референдума по поводу вступления Чехии в Евросоюз. Проект был щедро спонсирован человеком, пожелавшим остаться неизвестным, однако руководство театра в конце концов решило отказаться от него, как пишет Черны, «побоявшись потерять свои места».


Давид Черны считает, что искусство должно содержать в себе какое-то послание, нести какой-то подтекст. А провокация - это просто более веское послание.

Инсталляция «Эмбрион» (1996)
К 50-летию пражского театра Na Zábradlí Давид Черны сделал вот такой подарок. На стене здания, в котором располагается театр, появился эмбрион на пуповине. При этом пуповиной ему служит обычная водосточная труба на боку здания. По задумке автора, «Эмбрион» символизирует зарождение творчества. Несмотря на то, что эта скульптура абсолютно не противоречива и гармонично вписывается в облик здания, Черны все же подвергся волне критики. Даже сами сотрудники театра разделились на два лагеря: тех, кто доволен подарком, и тех, кто хочет от него отказаться. Больше всего скульптуре рады туристы, так как после захода солнца она начинает мерцать приятным красноватым светом.

Источник http://sasha-sh2000.livejou...

 

Рубрики:  за рубежом/Тур в Прагу
искусство

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку