-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мила_Елизарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2014
Записей: 1201
Комментариев: 4235
Написано: 9852


Лев Ландау и Конкордия Дробанцева, часть 5.

Среда, 08 Декабря 2021 г. 16:03 + в цитатник
divider

Но свершилось чудо!

30 апреля 1939 года ночью зазвонил мой телефон в Харькове. Слышу голос Дау:
– Коруша, милая, ты есть? Ты меня не забыла?
– Дау, ты?!
– Я.
– Откуда звонишь?
– Из Москвы, из своей квартиры. Когда ты приедешь?
– Сейчас, сегодня. Нет, наверное, завтра.
Но завтра тоже не смогла, было много общественных дел и работа. Через несколько дней оформила отпуск. В Москве при встрече:
– Даунька, милый, как ты исхудал. Ты стал совсем прозрачный. А где мои чѐрные,
красивые локоны?
– Корочка, дорогая, это все такие мелочи. Я счастливчик! Я ещѐ увижу небо в алмазах! А, главное, я снова с тобой! Я этот год жил мечтой о тебе. Представляешь, вдруг следователь показал мне твои фотографии, говоря: «Если подпишете, то за этими стенами есть вот какие девушки». – «Она в жизни гораздо красивее, – ответил я. – А подписать подтверждение, будто я
– немецкий шпион, я не могу! Подумайте сами: всю свою жизнь я влюблялся только в арийских девушек, а нацисты это преследуют».

– Даунька, а потом подписал?
– Нет, Коруша, я не мог этого подписать.
– Дау, скажи, там было очень страшно?
– Нет, что ты, совсем не страшно. Я даже имел некоторые преимущества.
– Какие?
– Во-первых, я не боялся там, что меня могут арестовать! Во-вторых, я мог ругать Сталина вслух, сколько хотел. Я занимался наукой и сделал несколько работ. Коруша, я там даже немного развлекался.
– Там были девушки?
– Ну что ты, конечно, нет. Но там было много ослов-подхалимов. Я их дразнил, а
дразнение – это своеобразное развлечение. Я очень люблю дразнить, когда есть за что!
– Как же ты их дразнил?
– Подхалимы, сидевшие со мной в одной камере, вваливаясь после допроса, выкрикивали: «Да здравствует Сталин!». А я им цитировал Ленина: «Никто не повинен в том, если родился рабом, но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но приукрашивает и оправдывает своѐ рабство, есть внушающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам».
Все эти высокопоставленные чиновники, к которым я попал в компанию, очень плохо
помнили учение Ленина и совсем не знали «Капитала» Маркса.

– Даунька, что у тебя с руками? (Руки по локоть были как бы в красных перчатках.)
– Ты испугалась моих рук? Это мелочь, все пройдѐт, просто нарушен обмен веществ. Понимаешь, там было пшѐнное меню. А пшено я не ем, оно невкусное. Когда пришѐл приказ прекратить моѐ дело, я уже не ходил. Только лежал и занимался тихонько наукой.
– Ты лежал, умирал с голоду, при том, что тебе подавали готовую горячую свежую еду?!
Даунька, а нормальные люди, когда голод, едят опилки и лебеду. Ты ведь хотел выжить?
– Ещѐ бы. Очень. Мечтал выжить, чтобы увидеть тебя.
– Но ведь ты принимаешь лекарство. Разве оно вкусное?
– Нет, лекарства по своей идее должны быть невкусными. Я их принимаю по
предписанию врачей.
– И пшено ты должен был принимать как лекарство, по предписанию жизни, чтобы
выжить!

– Корочка, какая ты умная, я не догадался так сделать. Пшено как лекарство я смог бы употреблять. Очень, очень хотелось выжить!
– Дау, ты всегда был для меня загадочно непонятен. С первой нашей встречи ты без конца меня удивлял и покорял. Вначале я решила, что ты человек не нашей эпохи. Родился на тысячу лет раньше. Но ты человек не нашей планеты!
- Нет, я просто счастливчик. Коруша, мне страшно повезло, понимаешь, наш Кентавр сделал эксперимент с гелием. Он считал свои результаты открытием. Но ни один физик-теоретик мира не может объяснить это загадочное явление природы. Капица считает, что это все смогу объяснить я один! Об этом Пѐтр Леонидович Капица написал письмо в Центральный Комитет, и вот я с тобой.
А попал Дау в тюрьму по доносу П., одного харьковского ученика. Он был одним из
пятѐрки его первых харьковских учеников.

С историей этого доноса я забежала немного вперѐд. О нем мне рассказал Дау много позднее. Он был уже Героем Труда, когда этот подлец явился к нему в Институт физпроблем просить прощения за свой донос.
При мне приходили его друзья, спрашивали: «Тебя пытали?».
– Ну, какие это пытки. Иногда нас набивали в комнату, как сельдей в бочку. Но в такой ситуации я, размышляя о науке, не замечал неудобств.

Отрывки из книги Конкордии Дробанцевой-Ландау "Как мы жили"
Блог Милы Елизаровой


divider
 

 

Рубрики:  Истории любви

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку