-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мила_Елизарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2014
Записей: 1213
Комментариев: 4248
Написано: 9886


Лев Ландау и Конкордия Дробанцева, часть 2.

Понедельник, 22 Ноября 2021 г. 10:57 + в цитатник
divider

Жизнь меня не обошла. Она подарила мне счастье полюбить Дау. Молодость всегда
беспечна, в ту счастливейшую из ночей мне казалось, что я стою на пороге огромного настоящего счастья.

В древние времена люди старались скрыть своѐ счастье от богов. Боги
завистливы и склонны к злодеяниям. Они отомстили мне. За большую любовь, за беспокойное счастье, за встречу с Дау. Дау восхищал тот факт, что мы живѐм почти рядом.
– Корочка, я вчера встречал восход солнца под твоими окнами. Много занимался, забыл пойти поужинать, у меня дома никаких продуктов не оказалось. Понадеялся на какой-нибудь поздний ресторанчик, но все оказалось закрыто. Ночь прошла, вставало солнце, и я помчался под твоѐ окно, послал воздушный поцелуй. Увы, серенады я петь не умею, а ты в окно не выглянула, бесчувственная.

- Дау, почему ты уехал из Ленинграда?
– Корочка, Харьков – лучший из городов! Здесь я нашѐл тебя. Ты сама не понимаешь,
какой переворот сотворила в моей жизни!
– Ты удрал от жены?
– Я? Ха-ха! – он смеялся. – Так ты решила, что я женат?
– Не решила, просто подумала.
– Разве я выгляжу таким дураком? Жениться можно по глупости или из каких-либо
мелко-бытовых или материальных соображений, на которые я совершенно не способен.
– А разве по любви не женятся?
– Только дураки. Ты выходила замуж за Петю по любви?
– Конечно.
– Сколько вы вместе прожили?
– Одну зиму. Дау, он оказался таким самовлюблѐнным дураком.
(На последнем курсе университета ко мне в Харьков приехал Петя – друг юности,
многолетняя пламенная переписка, мы поженились. Через полгода я с трудом стала его выносить. Внешне красив как молодой бог, но суждения, взгляды, характер! Полная аналогия с моим киевским поклонником, который ходил «при нагане».
С Петей расстались без трагедий, его поразительная мужская красота слишком ценилась женщинами, ну а меня уже подташнивало, когда он сам себе улыбался в зеркало.)

– Ты сама убедилась, что по любви может жениться только дурак. Как можно погубить такое великое чувство? В лучшем случае в браке страсть, влюблѐнность переходит в так называемую «любовь», а вернее в привычку. Когда собака привыкает к своему хозяину, все говорит, что собака любит своего хозяина. Вот такая собачья любовь-привычка возникает между супругами. Я так в тебя влюблѐн, ты моя мечта! Я счастлив, что нашѐл тебя, счастлив, что могу видеть и даже целовать! Это блаженство! Корочка, разве хорошую вещь браком
назовут? Брак – это могила для страсти влюблѐнного.

(Лев Ландау, его сеста Соня и ее муж, Зигуш Бродерзон. Начало 30-х годов)
- Моя сестра замужем. Как они грызутся! Я не способен повторять ошибки ближних! Из таких священных чувств, из великой любви – как
много лет я мечтал вот так безгранично влюбиться! – и потом взять и открыть лавочку мелкой торговли, кооперативчик! Неужели такая девушка, как ты, хочет так мелко разменяться? Сама с восторгом слушала о великой, самоотверженной любви Софьи Перовской и Желябова. Ты меня просто не любишь. Вероятно, меня не за что любить по-настоящему.
– Главное – тебя не могут повесить, тебе ничто не угрожает, у тебя удачно сложилась жизнь, воюешь только с формулами. Разве ты не знаешь, что настоящая, великая любовь приходит, не учитывая, есть за что любить или нет?
Все это я быстро выпалила, не думая, что говорю. Обида клокотала во мне. Я убежала домой, даже не оглянувшись. Я трепетно ждала, что после многочисленных, пылких объяснений в любви он скажет, наконец, простые, естественные слова: «Будь моей женой».

(Семинар Я. И. Френкеля, Ленинградский университет. Слева направо: И. И. Гуревич, Л. Д. Ландау, Л. В. Розенкевич, А. Н. Арсеньева, Я. И. Френкель, Г. А. Гамов, М. В. Мачинский, Д. Д. Иваненко, Г. А. Мандель, 1929 год)
Если он меня любит, если я его люблю, если мы молоды и свободны, что может помешать? Но оказалось, что женитьба есть лавочка мелкой торговли, или «кооперативчик», который он облил таким презрением, несовместимый с его понятием великой любви. В ту ночь я много плакала, рано утром ушла на работу, твѐрдо решив не видеть его. На телефоне лежала подушка, но он упрямо приходил ко мне домой, очень грустный. Сиянье глаз, улыбка – все исчезло.
– Итак, ты решила заняться «кооперативным шантажом»?
– Я?! (Чуть не задохнулась от обиды.)
– Да, ты! А чем ты объяснишь, что не подходишь к телефону?
Говорили, объяснялись и не понимали друг друга, целовались, клялись друг другу в любви. Спорили, каждый из нас стремился доказать, что он любит сильнее и по-настоящему.
– Нет, Дау, ты просто хочешь, чтобы я была твоей любовницей.
– Что ты! Я не просто хочу, я только и мечтаю об этом! Это заветная мечта моей жизни!
Если это не осуществится, тогда я жить не стану. Ты совсем, совсем не хочешь понять, что ты для меня значишь!

«Свободная любовь», «любовница» – эти слова наводили ужас, пугали.
– Если ты меня любишь, почему боишься стать моей любовницей? Почему дальше
поцелуев ты меня не пускаешь?
– Дау, да это просто стыдно!
– Стыдно? Прекраснейшее слово – «любовница». Он овеяно поэзией, корень этого слова «любовь». Не чета браку. Брак есть печать на плохих вещах!
Он цитировал классиков, читал стихи, и ещѐ какие! Как меня тянуло к нему! Но
переступить черту недозволенного мне было невозможно. Вся эта свободная любовь, даже великая, вызывала большие сомнения. Подошло время его отпуска. Он уехал в Ленинград. Писал он много. За два месяца я получила сорок писем. Иногда я получала по два письма в день. Сколько счастья приносили его письма! Сначала я очень долго изучала конверт. Письма были длинные, но для меня они таили много глубочайшего смысла. Уезжая, он сказал: «Письма писать не умею и не люблю». А сам просто засыпал письмами.

6. VII.35 Дорогая моя девочка!
Спасибо за твоѐ милое письмо. Я эти двенадцать дней только спал и читал книги.
Больше ничего! Мне даже было лень выходить из дому. Никогда не думал, что я устал
до такой степени. Только теперь я несколько отошѐл. По этому случаю завтра уеду
куда-нибудь на юг.
Все время вспоминаю о тебе. Любимая моя девочка, ты сама не понимаешь, как
много ты для меня значишь.
Целую 10^n раз.
Дау.
(Продолжение следует)

Отрывки из книги Конкордии Ландау-Дробанцевой "Как мы жили"


divider

 

Рубрики:  Истории любви

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку