-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мила_Елизарова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2014
Записей: 1201
Комментариев: 4235
Написано: 9852


Лев Ландау и Конкордия Дробанцева.

Четверг, 18 Ноября 2021 г. 14:33 + в цитатник
divider

Лев Давидович Ландау родился 22 января 1908 года в Баку,

в еврейской семье инженера-нефтяника Давида Львовича Ландау и его жены, врача
Любови Вениаминовны Гаркави-Ландау. Конкордия Терентьевна Ландау-Дробанцева (1908 —1984), жена
гениального физика Льва Ландау, начала писать свои воспоминания
после смерти мужа в 1968 году и работала над ними более десяти лет...
Написала книгу "АКАДЕМИК ЛАНДАУ. КАК МЫ ЖИЛИ".

Я прочитала ее с большим интересом, там много нелицеприятного рассказывается о физике и физиках, о медицине и медиках, но меня, как женщину, увлекла история их любви. Иногда красивая, местами трагическая, смешная и печальная. Хотела просто рассказать эту историю, но рука не поднимается что-то искажать и пересказывать, у Конкордии Терентьевны очень яркий, своеобразный стиль изложения. Поэтому решила публиковать отрывки про любовь. Если вам будет интересно, опубликую все, что я из этой книги наизвлекала, если интереса не вызовет, то прекращу. А дальше предоставляю слово Коре.

Моя любовь к нему была прекрасна. Это она, моя любовь, подняла меня в небывалую
высь, поставила рядом с гением, заставила шагать по кривым дорогам жизни. Шагать с ним в ногу было немыслимо. И я стала петлять.
Свою теорию «как надо правильно строить мужчине свою личную жизнь» Дау считал
выдающейся теорией. Он всегда сожалел, что его лучшая теория никогда не будет напечатана.
Как мне хочется эту теорию жизни «опубликовать». Ведь будучи морально чистым
(девственником), он еѐ тщательно разработал и как результат появился «Брачный пакт о ненападении». Неправда ли, звучит почти анекдотически, но у Дау было очень чистое, пламенное сердце, его теоретические выводы о любви человеческой опирались на классическую литературу.
Когда я пыталась ему доказать, как необходима верность до гроба в браке, он слушал с тихой, доброй улыбкой.
– Милая моя Коруша, а ведь ещѐ мудрецы древности говорили: нам дозволено судьбой счастье с женщиной любой!
Согласно «Брачному пакту о ненападении» все денежные доходы нашей семьи делились так: 60 процентов жене на все потребности семьи, включая и мужа, 40 – мужу в личное пользование.
– Коруша, ты должна знать: свои 40 процентов я буду тратить на филантропию, помощь ближнему и, естественно, на тех девушек, с которыми буду встречаться. Любовь чиста и бескорыстна. Покупать любовь – смертельный грех, так что на девушек пойдѐт самая малость:
цветы, шоколад, театр. Конечно, Корочка, сейчас я так влюблѐн в тебя, даже не могу смотреть ни на одну женщину. В сравнении с тобой проигрывают все! Но в конце концов любовницы у меня обязательно будут!

Лев и Соня Ландау.
(А начиналось все так. - Л. Е.)
Был такой чудесный бал. Наш курс праздновал окончание университета. Вдруг жгучий пристальный взгляд остановил меня. Передо мной как вкопанный стоял высокий, гибкий, стройный юноша с непокорной, вьющейся шевелюрой и с ослепительно блестящими, огненными глазами. Нас кто-то познакомил. Он не отходил от меня весь вечер. Я танцевала только с ним. Он представился: «Дау».
– Дау, вы любите танцевать?
– Нет, я не музыкален, танцевать научился с большим трудом. Уж очень заманчива была цель! Я вообразил, что если буду уметь танцевать, то на любом танцевальном вечере смогу выбрать самую красивую девушку и на глазах у всех буду еѐ обнимать. Поняв ложность этих объятий, бросил танцевать. С вами танцую – боюсь уведут. Когда я вас увидел – принял за фею!
Жила я в центре. Старый харьковский университет тоже находился в центре. В те годы центр Харькова был невелик. Шли пешком. Вот мы уже и пришли. Я живу в этом доме.
– Я бывал в этом доме, живу рядом, в Юмовском тупике, в физтехе. Живу в Харькове уже два года, преподаю в университете и в мехмате. Я очень люблю студенческую молодѐжь, не пропускаю ни одного студенческого вечера. Почему я вас сегодня встретил впервые? Вы нигде
не бываете? Вас невозможно не заметить, Кора, вы очень красивы!

– Ну, а теперь преувеличиваете вы!
– Женщины ничего не могут понимать в женской красоте. Ценить красоту женщины
могут только мужчины и то далеко не все. Настоящая красота женщин – это очень редкий и очень ценный дар природы, поистине дар божий! Это больше, чем талант!
– Вы так цените красоту женщины?
– Да, и этим горжусь! А что может быть прекраснее красивой женщины? Самое
интересное в жизни это, конечно, наука, а самое прекрасное это красота женщины. Кора, вы очень, очень красивы!
Может быть, для первого знакомства хватит о женской красоте? Уже довольно поздно, а мне завтра рано вставать.
– Почему после выпускного бала надо рано вставать красивой девушке?
– Диплом я начинаю делать через два месяца, на эти два месяца поступила работать сменным химиком в шоколадный цех и завтра в восемь утра я уже должна быть в цеху.

Он был мне непонятен, ни на кого ни в чем не похож. Все в нем было ново. Поражало его душевное изящество. Я стала ощущать какую-то, только ему свойственную, трепетную индивидуальность. Такого, как Дау, я встретила впервые. Он ошеломлял непосредственной ясностью ребѐнка и зрелостью своего мышления, стремящегося разгадать тайны природы путѐм
сложнейших математических доводов, свойственных только ему одному, настоящему
первооткрывателю в науке. Последнее я поняла много лет спустя.
Вторая смена на фабрике заканчивалась в 12 часов ночи. Дау всегда встречал меня у фабричной проходной с розами или гвоздиками. Возвращения со второй смены почти через весь Харьков пешком превратились для меня в праздничные счастливые прогулки. Он был прост. Никогда – ни в те годы, ни много лет спустя – не упоминал о своей значимости в науке. Я забывала, что он знаменитый профессор, физик, который в 20 лет уже пытался объяснить сущность квантовой механики самому великому Эйнштейну.

Меня удивляло, что Дау настойчиво вклинивался в мою жизнь. Каждый свой свободный час я была только с ним. На свидания он приносил много нежной робости, трогательной застенчивости и охапки душистых цветов. Розы, розы… А как была душиста гвоздика тех счастливых лет! В моей комнате после знакомства с Дау все было пропитано этим ароматом. Он кружил голову, предвещал что-то волнующее, он пьянил. Впервые в жизни я была так засыпана цветами, и как ценны были эти цветы: их мне дарил Дау! Я уже его полюбила, но не сразу это поняла. В один из выходных дней мы пошли в кино. Дау отправился брать билеты. Я дожидалась его в стороне возле пожилой интеллигентной пары. Он, указывая на Дау своей спутнице, сказал: «Посмотри на этого высокого юношу. У него огненные глаза. У простого смертного такого взгляда быть не может». Я вся затрепетала!

Как-то вечером Дау пришѐл ко мне домой. Шторы были закрыты. Я не знала, что пошѐл дождь. Открыв дверь и увидев его блестящего, мокрого, я воскликнула:
– Дау, это такой сильный дождь?
– Нет, дождя нет, погода прекрасная! – сказал он, снимая шляпу, с еѐ округлых полей струилась вода. С удивлением посмотрев на лужу в передней, он смущѐнно сказал: «Да, вероятно, идѐт дождь». С роз струйками стекала вода, омытые ливнем, они были прекрасны.
– Дау, обычно розы дарят штуками.
– А разве букеты вам не нравятся?
– Очень нравятся, но это даже не букет, это целая охапка роз. Каждое свидание вам дорого
обходится!
– Вы очень выгодная девушка: вас не надо кормить шоколадом.
– А вы очень мокрый. Платок вам не помешает. Я сейчас принесу полотенце. А теперь садитесь сюда, на тахту.
С полотенцем в руках я повернула его голову к себе, его глаза ослепили меня, наши губы встретились. Закружилась голова, на какие-то доли секунды я оторвалась от земли, ничего не помню, открываю глаза – я на тахте. Дау стоит передо мной, а на лице – испуг и изумление. Он
быстро произнѐс: «Кора, я люблю тебя!» и исчез. Вышла в переднюю – его нет. Повернув ключ в своей комнате, подошла к зеркалу. Из зеркала сверкнули его пламенные глаза и исчезли. Стала рассматривать своѐ отражение. Он говорит, что я красива и даже очень. Раньше все называли меня хорошенькой. Вид слишком легкомысленный, глаза сияли счастьем, слишком
яркий румянец, но рот действительно красив, зубы просто ослепительные. И потом в меня очень много парней влюблялись сходу.

Но Дау парнем не назовѐшь. Он не просто юноша.
В нем затаилась какая-то светлая человечность, вероятно, потому что он сохранил
непосредственность и чистоту ребѐнка. А в тот счастливый вечер моей молодости, когда Дау впервые поцеловал меня в губы, я безотчѐтно приняла его поцелуй мгновенной потерей сознания. Его клетки мозга хотели математическим путѐм вывести формулу любви к женщине! А это ещѐ никому не удалось. Вот
он и прибегнул к спасительному бегству. Я тоже была озадачена тем, что он поцеловал меня только один раз. Сон не сразу пришѐл ко мне. Перебирая важнейшие события своей личной жизни, я зашла в тупик. Жизнь таит столько непонятного. Но и вторая любовь может стать первой, настоящей, неповторимой на всю жизнь.

Блог Милы Елизаровой


divider
 

 

Рубрики:  Истории любви

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку