-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ксенанта

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2014
Записей: 1230
Комментариев: 86
Написано: 1330


Взаимодействие материального мира с духовным

Воскресенье, 07 Декабря 2014 г. 23:50 + в цитатник
Цитата сообщения София_Гамерник Взаимодействие материального мира с духовным.

Помню, в далеком школьном прошлом наша учительница по рисованию однажды приняла гениальное в своей простоте решение. Она придумала, как заставить разгильдяев-восьмиклассников вместо того, чтобы прогуливать, просто рваться на урок, сметая все на своем пути. Директор, завуч и классная руководительница долго не могли понять, почему именно на занятиях по рисованию у нас стопроцентная посещаемость. Так что же она сделала? Во время занудного рисования всяких бутылок, ваз, мячей и прочих натюрмортов она начала читать нам вслух повести Эдгара По, открывающие для подростков неизведанные доселе мистические связи с потусторонним миром.

Мистика, экстрасенсорика, взаимодействие материального мира с миром духовным всегда притягивают и завораживают, открывая простор воображению. Но осторожный читатель спросит: "А что по этому поводу говорит Тора? Не противоречат ли ей все эти духи, бесы и прочие?" Сделаем небольшое исследование.

Многим, наверное, известны страшные истории из литературы о вселении злых духов в человеческое тело (например, "Ребенок Розмари" Айры Левина, "Сатан в Горае" Исаака Башевис-Зингера и др.) Но не все знают, что, хотя название этого явления - дибук - достаточно недавнее, само это понятие отнюдь не инородное для еврейской традиции. Феномен свободной от телесной оболочки души, входящей в тело другого человека и одерживающей над ней верх, был известен еще с библейских времен и описывается как в письменной, так и в устной Торе.

Обратимся к Книге Царств, а именно, книге пророка Шмуэля (18:10), где описывается ситуация, при которой, по решению Всевышнего, на царя Саула снизошел злой дух и он начал бредить и неистовствовать. Только пение и игра на арфе юного Давида, будущего царя Израиля, могли успокоить Саула и привести его в чувство. Существует мнение, что игра Давида на арфе была своего рода процедурой изгнания злых духов.

А вот что пишет Иосиф Флавий, еврейский историк, живший в первом веке нашей эры, в своей книге "Иудейские древности" (2:5) о царе Соломоне: "Господь Б-г даровал Соломону также возможность изучить искусство входить в общение с демонами на пользу и на благо людям. Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней и волшебные формулы, с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям. Это искусство до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас."

Вопросы, касающиеся дибуков и их жертв, рассматриваются также в Мишне, Талмуде и Мидраше. Например, в комментарии к одному из самых знаменитых сюжетов Торы - соблазнение Хавы змеем - в "Пиркей рабби Элиэзер" (гл.13). Одна из версий заключается в том, что змей, будучи царем животного мира, все же не обладал возможностями для духовного воздействия на представительницу человеческого рода. В Мидраше приводится версия, что это был ангел Самаэль, воспользовавшийся телом змея для искушения первой женщины.

Проясним детали самого явления дибука. Другими словами: что же такое дибук и с чем его едят?

Для того, чтобы лучше понять концепцию дибука, нужно для начала рассмотреть, что происходит с душой после отделения ее от тела. Согласно философии иудаизма, тело и душа не конфликтуют, а наоборот призваны помогать друг другу. Тело не может существовать без души, а душа, будучи совершенно духовной по своей сути, нуждается в теле, чтобы проявлять себя в физическом мире. Рабби Хаим Виталь, ученик великого каббалиста Аризаля, писал в своей книге "Сефер Агилгулим", что тело является лишь повозкой для души. А настоящая сущность человека - это его душа.

Конечно, тело тоже играет немаловажную роль. Во времена Мошиаха, согласно многим мудрецам Каббалы, тело будет первостепенным из двух "партнеров", но на данный момент душа является главной в этом тандеме. Душа, в отличие от тела, бессмертна. Каббала рассказывает нам о пяти ее уровнях. Нефеш, самая низшая ступень, соотносится с делами (наш нижний мир так и называется Асия, от еврейского слова, означающего действие), а также отвечает за осмысленность своих желаниий. Нефеш представляет собой точку интеграции Б-жественной души в материальное тело. Следующий уровень, руах, связан с эмоциональным сознанием и способностью к осознанной речи (что, согласно Торе, и отличает человека от животных: род человеческий зовется медабер, то есть, говорящий). Третья ступень, нешама, связана с интеллектом и силой мышления. Этот уровень наиболее возвышенный из всех, что находятся в теле человека непосредственно. Два последних звена окружают тело, не облекаясь в какую-либо его часть. Уровень хая связан с Б-жественной жизненной силой и силой воли человека. Последняя ступень назыывается йехида, что происходит от слова, означающего единство. Этот уровень соединен с самой Б-жественной сущностью и выражается в человеке через месирас нефеш (способность к самопожертвованию). Более подробно на эту тему можно прочитать в книге "Тания" Алтер Ребе, основоположника учения Хабад. Все эти ступени связаны между собой. Об этом написано у рабби Хаима из Воложина: "Верхушка нефеш присоединяется к нижней части руах, а верхушка руах - к нижней части нешамы и так далее..

Одной из причин нашего пребывания в этом мире является улучшение нашей души с помощью Торы, исполняемой в материальном мире. Однако не всегда все пять уровней души могут быть доведены до совершенства в течение одной жизни. Большинство людей способны "отработать" лишь самый нижний уровень - нефеш. При этим подразумевается, что поскольку атрибуты других четырех ступеней в неявном виде существуют внутри каждого уровня, то и они в пределах нефеш также совершенствуются, поскольку все они связаны между собой.

Тем не менее, может сложиться ситуация, при которой человек не смог довести до совершенства даже нижайший уровень своей души. В таком случае ему придется вернуться назад в этот мир, чтобы исправить ошибки или завершить недоделанное. На этом процесс перерождения души все же не заканчивается, и человек будет возвращаться в этот мир до тех пор, пока не усовершенствует по крайней мере три первые ступени души: нефеш, руах и нешама.

Рабби Хаим Виталь объясняет, что когда душа вынуждена в очередной раз спуститься в материальный мир, только та ее часть возрождается, которая на данном этапе нуждается в исправлении. Это означает, что в каждом гилгуле - реинкарнации души - совершенствуется только одна ступень. Невозможно отработать два уровня за одно перерождение. Например, если нефеш был уже исправлен, он остается в духовных местах в завершенном виде, а в физическую оболочку тела воплощается руах. После выполнения задания руах должен покинуть тело. Только после этого нешама сможет отправиться в материальный мир, чтобы отрабатывать уже свою задачу.

Тут может возникнуть вопрос: поскольку мы уже знаем, что душа человека перерождается много раз, то в каком теле она будет возрождена во времена Мошиаха? Тот же самый рабби Хаим Виталь в своей книге "Шаар Агилгулим" объясняет, что душа ни в коем случае не разъединена на различные индивидуумы. Перевоплощение же опеределенной ступени души создает независимую искру для создания совершенно новой личности. А поскольку внутри каждого уровня существуют остальные четыре атрибута, то новая личность не страдает от отсутствия какой-либо важной ступени, не вернувшейся в этот раз на землю. Так что в момент прихода Мошиаха душа будет возрождена в этом мире в каждом из тел, которые были использованы для пребывания каждой из своих искр души, потому что каждая искра первичной души стала полностью независимой энергией и личностью.

Теперь, конечно, самое время спросить: все это очень интересно, но каким образом сюда относится дибук? Дело в том, что без понимания этих вещей концепция дибука будет совершенно непонятна. Теперь мы наконец сможем рассмотреть более подробно, как может случиться, что душа, отделившись от тела, оказывается в таком вот незавидном положении дибука вместо положенных ей духовных чертогов или обычных перерождений.

Отделившись от тела, душа попадает на Небесный суд, который распределяет души согласно их заслугам или, наоборот, просчетам. Праведные души сразу попадают в Ган-Эден (рай). Другие должны сначала пройти основательную чистку от грехов, их запятнавших, а также от привязанности к материальным вещам для того, чтобы иметь после возможность наслаждаться Б-жественностью чисто духовно.

Есть два способа достичь этого. Про один уже говорилось в предыдущем очерке - это реинкарнация, то есть перерождение души. Второй - это чистка в Геиноме (аду). Грешники, попавшие в Геином, не перерождаются, поскольку очищаются там от своих грехов полностью. Геена работает, как стиральная машина или химчистка, поэтому будем называть ее здесь Чистилише. В зависимости от природы греха назначается и наказание. Стоит отметить, что из-за чрезмерной озабоченности удовлетворением своих физических желаний, одним из наказаний человека является то, что душа его после смерти сохраняет те же стремления, но уже не имея возможности осуществить их в материальном мире. Если человек был слишком горяч в своих греховных проявлениях, то его отправляют в Огненное чистилище, а если он был холоден в служении Б-гу, то тогда в Снежное чистилище. Однако надо понимать, что, во-первых, речь не идет о физическом снеге или огне. Просто описание дается на языке, понятном людям, чтобы мы могли до какой-то степени это представить. Во-вторых, Чистилище не является местом вечного наказания грешников, на то мы и называем его Чистилищем. Согласно Талмуду, тяжкие грешники в нем находятся 12 месяцев, а большинство и того меньше - всего одиннадцать.

Наши мудрецы говорят, что мы можем избавить себя от многих наказаний Чистилища будучи еще в этом мире, благодаря силе настоящего раскаяния в своих грехах и ошибках. Слово, определяющее раскаяние, тшува, переводится со святого языка как возвращение, что означает возвращение к Б-жественному. В то же время слово грех - хет - в святом языке имеет дополнительное значение - отдаленность от Б-жественного. Даже раскаяние за день до смерти может помочь, но только в том случае если оно искренне и человек по-настоящему сожалеет о своих проступках, которые отдалили его от Б-га.

Но иногда человек настолько злоупотребляет данными ему возможностями, что его душа не может найти покоя даже после смерти. Она настолько запятнана грехами, что ворота Чистилища закрыты для нее. Все, наверное, хотя бы один раз получали извещение из химчистки с извинениями, что при всех стараниях какое-то пятно не вывелось. Так и в случае с душой, которая загрязнилась настолько, что ни Чистилище , ни реинкарнация не в состоянии очистить ее. В таком случае душа отдана на милость ангелов, которые заставляют ее скитаться беспомощно в физическом мире, не имея тела. И она в отчаянии пытается спрятаться в любой материальный предмет, предпочтительно в человека. Когда такая жертва находится, душа прилипает (на иврите - довек, отсюда и название явления - дибук) к этому человеку, зачастую полностью овладевая его речью, а также органами чувств.

Однако попасть в категорию дибука можно и другим путем. Вам было рассказано о том, что если новая душа не достигла своего совершенства в первом рождении, то она должна перерождаться в постепенном исправлении хотя бы первых трех уровней души: нефеш, руах и нешама. Однако существуют определенные границы того, как долго этот процесс может происходить. Рабби Хаим Виталь в своей книге "Врата реинкарнаций" пишет, что если прошло три цикла перерождений, а душа не достигла даже малейшего уровня совершенства хотя бы для самой низкой ступени души - нефеш, то она считается неисправимой и должна быть приговорена к блужданию в подвешенном состоянии.

Но даже в случае с тяжелейшим наказанием души в виде дибука все же есть возможность ее исправления, поскольку любой вид страдания помогает очищению. Рассмотрим, как, во-первых, распознать дибук и отличить его от различных видов заболеваний, а также, что происходит с тем человеком, в которого вселяется дибук, и, во-вторых, кто, когда и как может помочь заплутавшей душе вернуться к Б-гу. Ну, и конечно, рассмотрим более близкие к нам в плане хронологии истории о дибуках из средневековья и совсем недавние случаи.

Теперь возникает вопрос, возможно ли спутать дибук с какими-нибудь психическими заболеваниями или душевными расстройствами? Ведь существуют различные заболевания, связанные с раздвоением или даже с размножением личности. Также схожие симптомы иногда имеют и эпилептические, и истерические припадки.

Например, в случае с эпилепсией человек в преддверии атаки испытывает сильное эмоциональное напряжение и впадает в экстаз. Часто возникает deja vu, то есть ощущение того, что похожие ситуации уже возникали с этим человеком в прошлых жизнях. Во время самого припадка он так же, как и в случае с дибуком, полностью теряет контроль над сознанием, в результате чего происходит временное освобождение сверхсознания от физических границ тела. В этом случае, пусть даже на мгновение, человек воспринимает окружение вне времени и пространства, как во сне.

Так возможно ли поставить правильный диагноз с тем, чтобы помочь человеку? Ведь известно, что правильный диагноз - это уже половина лечения. Но это, действительно, крайне сложно. Не каждый раввин сможет распознать дибук, а тем более заняться его изгнанием. Для этого он должен очень хорошо разбираться в этом вопросе.

Случаи с дибуком чрезвычайно редки, и важно понимать, что в первую очередь при странных признаках надо обращаться к хорошему врачу-психиатру или невропатологу для установления причины такого поведения. Самолечение всегда связано с опасностью для здоровья, особенно если речь идет о духовных вещах. Опять же существует большое количество "чудотворцев", которые за внушительные деньги поставят какой угодно диагноз и займутся его лечением. Понятно, что от них больше вреда, чем пользы: раввинов, способных на изгнание дибука так же мало, как самих случаев с дибуком. Один из величайших мудрецов Торы рабби Моше бен Маймон (Рамбам) рекомендовал курс действий, направленных на удержание в узде своих экстремальных порывов к мистицизму путем изучения мистики в рамках Торы, поскольку Рамбам осознавал, что непонимание сверхъестественных явлений может привести к идолопоклонству, посредством практики духовного дуализма, когда человек принимает во внимание не только Б-жественное Провидение, но и приписывает независимую силу всяческим духам.

Однако вернемся к признакам, которые могут нам подсказать истинный ли этот дибук или ложный. К ним относятся, например, ситуации, при которых пораженный дибуком человек сообщает сведения о которых до этого момента он не знал, или вдруг начинает бегло говорить на языке, которого никогда не изучал, или начинает рассказывать о событиях, совершающихся в данный момент в другом месте. Еще одним из важных признаков дибука, как утверждает рабби Моше Закутто, каббалист, живший в 17 веке, является тот факт, что дибук не использует органы речи для издавания звуков. Они скорее как бы исходят из других мест на теле человека, часто из области живота. Также на теле можно заметить блуждающую выпуклость, появляющуюся в разных местах. Если все это, будучи тщательно проверенным, оказывается правдой и при этом человек ведет себя странно, существует большая вероятность, что он поражен дибуком. И в этом случае нужно найти того раввина, которого порекомендуют известные авторитеты, а не того, кто сам будет предлагать себя в помощь.

Йехудис Ханин.

http://www.ru.chabad.org/library/article_cdo/aid/2501030

Серия сообщений "Неизведанное":
Часть 1 - Числа Фибоначчи...в природе и жизни.
Часть 2 - Загадка Луны.
...
Часть 15 - Удивительные научные фотографии 2013 года.
Часть 16 - О чернобыльской флоре, фауне и котиках.
Часть 17 - Взаимодействие материального мира с духовным.
Часть 18 - Мишель де Нострдам. Расписание на завтра.
Часть 19 - Иллюзия с голубями, покорившая весь мир.
...
Часть 24 - 10 мест, запрещенных для посещения
Часть 25 - Что означает красная нить?
Часть 26 - Великие загадки природы.
Рубрики:  необычное

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку