-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Битель

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 8


Программа творческой студии «Калейдоскоп идей» (внеурочная деятельность)

Среда, 08 Февраля 2023 г. 10:38 + в цитатник

Программа творческой студии

«Калейдоскоп идей»

на  2022 -2023 учебный  год

 

Составитель: Битель С.С.

 

Содержание

 

1

Пояснительная записка

 

2

Учебно-тематический план

 

3

Содержание программы

 

4

Методическое обеспечение программы

 

 Пояснительная записка

 

«Через красивое к человечному -

такова закономерность воспитания».

В. А. Сухомлинский

 

Программа творческой студии «Калейдоскоп идей» разработана для занятий с детьми подросткового возраста 15-18 лет в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся.

 

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа  предполагает развитие у подростков художественного вкуса и творческих способностей.

 

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии.

 

Актуальность программы«Калейдоскоп идей» - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Студенты выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение своими руками.Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому обучающемуся, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар.

 

Особенностью программы «Калейдоскоп идей» является вариативность - студентам дается право выбора изделия, техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для подростков. Такой подход рассчитан на большую эффективность обучения, заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний и навыков в изготовлении изделий из различных материалов. Она  ни  привязана  к  какому  – либо  одному  направлению,  а включает  в  себя  разные  направления  рукоделия  (изделия  из фоамирана, бумаги, картона, ткани). К тому же есть возможность вводить появляющиеся  новинки  декоративного  искусства,  что  делает творчество  учащихся  модным  и  современным.  Предварительная подготовка  детей  к  занятиям  не  имеет  значения,  и  в  одной  группе могут  обучаться  разновозрастные  студенты.  Формирование  необходимых знаний, умений и навыков происходит во время обучения. В процессе обучения  реализуется  дифференцированный  подход.  Учитываются возрастные  и  индивидуальные  особенности  и  склонности  каждого  учащегося для более успешного творческого развития. Работа  с  учащимися  строится  на   основе  взаимосотрудничества, уважительного,  искреннего,  деликатного  отношения  к  личности подростка.

 

Цель программы: создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации подростка средствами и возможностями декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить  с  основами  знаний  в  области  композиции,  формообразования,  цветоведения,  декоративно – прикладного искусства;

-     сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно-прикладного

творчества;

  • научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
  • научить создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда, с учётом индивидуальных особенностей;
  • совершенствовать  умения и формировать навыки работы нужными инструментами и

приспособлениями при обработке различных материалов;

-     раскрыть истоки народного творчества;

Развивающие:

  • развить художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,

дизайнера;

  • развить образное восприятие окружающего пространства, эмоциональную отзывчивость к произведениям искусства.

Воспитательные:

  • сформировать  у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;
  • воспитать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

 

Программа рассчитана на детей в возрасте от 15 до 18 лет. Образовательная программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей подросткового возраста. Работа с учащимися строится на  основе взаимосотрудничества,  уважительного, искреннего, деликатного отношения к личности подростка. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность.

 

Срок реализации программы - 1 год. 

На освоение программы отводится - 24 часа в год.

Занятия проводятся - 2 раза в месяц.

Продолжительность одного учебного занятия составляет - 1 час.

Уровень программы - стартовый.

Формы организации занятий – групповая, подгрупповая.

Наполняемость группы - 14 человек.

 

 

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие

способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

 

Принципы, лежащие в основе программы:

  • принцип успеха (каждый подросток должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности, что ведет к формированию позитивной «Я – концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира);
  • принцип динамики (предоставить подростку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться);
  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • принцип систематичности и последовательности (осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе  воспитанников и позволяет за меньшее время добиться больших результатов).

 

Принципы жизнедеятельности на занятиях творческой студии:

  • сотрудничество педагога и воспитанников;
  • личностно-ориентировочный подход в воспитании;
  • добровольное участие в совместных делах.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • общественно-полезная направленность в деятельности;
  • атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
  • эмоциональная насыщенность занятий;

 

Методы обучения:

Наглядный метод. Это показ образца, демонстрация техники выполнения различных видов изделий, просмотр видео с мастер-классом, всевозможные схемы, иллюстрации. Этот метод помогает привлечь внимание детей, заинтересовать их перспективой дальнейшей работой.

Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности, техники выполнения творческой работы. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат.

Метод исследовательской работы— это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике. 

Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов изделия и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов изделий, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки. 

Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения знаний, заинтересованности и удовлетворенности детей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения.

Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми программы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.

 

Формы реализации программы.

Беседы по темам программы.  Убеждения.  Индивидуальные занятия.  Коллективные занятия. Исследовательские задания. Проблемные задания. Выставки. Конкурсы на закрепление полученных знаний. Выполнение практических упражнений. Выполнение образцов и авторских работ. Оформление работ. Оформление выставок.

 

Прогнозируемые результаты

В результате изучения программы учащиеся:

Должны знать:

  • правила поведения, правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами и материалами (иглами, шилом, ножницами, проволокой);
  • правила техники безопасности при работе с электроприборами (утюг, клеевой пистолет) ;
  • о разнообразии бумаг, из которых можно делать поделки ; о свойствах и качествах различной бумаги, ткани.
  • о  способах соединения деталей между собой ( при помощи клея, степлера);
  • основные технологии изготовления изделий из бумаги, фоамирана, лент, ткани;
  • названия цветов и их характерные свойства;
  • свойства материалов, специфику обработки и подготовки к работе;
  • инструменты и приспособления для изготовления изделий.

Должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами, швейными иглами, булавками, клеем, проволокой, бисером, электрическим утюгом;
  • работать различными приемами с бумагой, планировать свою работу;
  • создавать индивидуальные работы; анализировать, определять соответствие форм, цвета, размеров, цвета, местоположения частей;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления изделий;
  • владеть приёмами техники  изготовления изделий из бумаги, лент, фоамирана, ткани;
  • изготавливать и оформлять сувениры и украшения  из цветов (заколки, броши, резинки, ободки для волос);
  • изготавливать и украшать  лоскутных кукол;
  • выполнять творческую работу по собственному замыслу.

 

Материально-техническое обеспечение программы

  • атласные ленты, кружева, тесьма,
  • лоскуты ткани, нитки,
  • синтепон, холлофайбер,
  • бумага –  гофрированная, белая и цветная А-4, салфетки, картон,
  • бисер, стеклярус, бусины,
  • клей,клеевые стержни,
  • пастель масляная, пастель сухая,
  • глиттер (блестки),
  • проволока,
  • вата, ушные палочки,
  • образцы изделий, схемы, шаблоны, выкройки-шаблоны цветов,
  • видео-мастер-классы изготовления цветов,
  • презентационный видеоальбом с фотографиями работ.

 

Список средств обучения

1.Технические средства обучения  - магнитофон, DVD, теле- и видеоаппаратура, ноутбук

2.Учебно-наглядные пособия  - схемы, шаблоны, образцы.

3. Необходимые инструменты: ножницы, кусачки, крючок, пинцет, зубочистки, утюг, клеевой пистолет, игла швейная, степлер.

 

Результативность программы

-     участие в выставках и получение положительных отзывов других людей;

-    участие в разноуровневых конкурсах (муниципальных, областных, всероссийских

 

Календарно- тематический план

 

 

Разделы

 

Подразделы

Заплани

ровано

(месяц)

 

Темы

 

Теория

 

Прак

тика

 

 

Всего

часов

1.Вводное занятие

(1 час)

 

Сентябрь

1.Знакомство с планом и направлением работы студии, с материалами, с инструментами необходимыми для работы и техникой безопасности при работе с инструментами

1

 

 

1

2. Волшебный фоамиран.

(4 час)

 

 

 

 

 

 

2.1. Декоративные цветы из фоамирана.

 

 

Сентябрь

 

2. Знакомство с материалом фоамиран, собразцами изделий. Выбор схем и шаблонов.

1

 

 

 

4

Сентябрь

3. Изготовление украшений и аксессуаров из фоамирана. Выкраивание заготовок из фоамирана по шаблону. Обработка деталей утюгом.

 

 

1

 

Октябрь

4. Составление композиции из заготовок, украшение аксессуара цветами согласно выбранной схеме.

 

1

 

Октябрь

5. Украшение аксессуара из фоамирана  бисером, стеклярусом, бусинами.

 

1

3. Волшебная бумага.

(8 час)

3.1.Новогодний декор из бумаги и картона

 

 

 

 

Ноябрь

6. Знакомство с образцами новогоднего декора. Технология изготовления  новогодних украшений для интерьера изделиями из бумаги и картона.

1

 

 

3

Ноябрь

7. Изготовление элементов новогоднего декора из бумаги: новогодних украшений и сувениров.

 

 

1

 

Декабрь

 

8. Изготовление элементов новогоднего декора из картона: новогодних  украшений и сувениров.

 

1

3.2. Декоративные цветы из бумаги

Декабрь

9. Знакомство с образцами, с технологией изготовления малых и больших объемных цветов. Выбор шаблонов и схем.

1

 

5

Декабрь

10. Изготовление малых объемных цветов из  бумаги. Выкраивание лепестков по шаблонам.

 

1

Январь

11. Сбор соцветий малых объемных цветов из   бумаги согласно схеме.

 

1

Январь

12. Изготовление больших объемных цветов из  бумаги. Выкраивание лепестков по шаблонам.

 

1

Февраль

13. Сборка соцветия больших объемных цветов из  бумаги согласно схеме.

 

1

4. Волшебные лоскутки.

(4 час)

 

 

 

 

4.1. Лоскутная кукла

Февраль

14.Знакомство с историей лоскутной куклы, с видами кукол,  с технологией изготовления кукол, с материалом. Выбор  схем и материала для изготовления изделия.

1

 

4

Март

15. Выкраивание из лоскутков ткани всех деталей куклы определенного размера.

 

1

Март

16. Сборка (скручивание) куклы согласно выбранной схеме.

 

1

Март

17. Украшение лоскутной куклы лентами, кружевом, бусами.

 

1

5.Волшебная лента.

(6 час)

 

5.1.Георгиевская лента к 9 мая  в технике Канзаши.

Апрель

18. Знакомство с историей, возникновения Канзаши. Технология изготовления изделий.  Выбор схем для изготовления ленты, броши к 9 мая.

1

 

4

Апрель

19.Изготовление заготовок для ленты, броши к 9 мая согласно выбранной схеме. Составление, закрепление, оформление композиции.

 

1

5.2.Декоративные цветы в технике Канзаши.

 

Май 

20.Знакомство с  готовыми образцами аксессуара (заколки, броши, ободки) выполненных в технике Канзаши. Технология изготовления изделий.  Выбор схем.

 

1

Май

21. Изготовление заготовок из атласных лент согласно выбранной схеме.

 

1

Июнь

22. Составление и закрепление композиции из заготовок на аксессуаре.

 

1

2

Июнь

23.  Оформление изделия бисером, стеклярусом, бусинами.

 

1

6.  Итоговое занятие

(1 час)

 

Июнь

24. Оформление выставки  работ. Презентация своих изделий.

 

1

1

 

Итого:24 часа                            

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1. Вводное занятие (1 ч.)

Знакомство с планом и направлением работы студии. Показ готовых изделий. Техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Организация рабочего места. Материалы, инструменты для изготовления изделий. Правила поведения на занятиях, режим работы.

 

2. Волшебный фоамиран( 4 ч.)

2.1. Декоративные цветы из фоамирана

Знакомство с фоамираном, его свойствами. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов. Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами, с электроприборами (утюгом, клеевым пистолетом). Выбор и подготовка шаблонов и схем. Изготовление деталей декоративного цветка. Обработка деталей утюгом. Сборка цветка. Способы крепления на аксессуар (ободок, резинку, заколку, брошь). Украшение аксессуара из фоамирана  бисером, стеклярусом, бусинами.

 

3.Волшебная бумага (8 ч.)

3.1. Новогодний декор из бумаги и картона (3ч.)

Знакомство с изделиями новогоднего декора и технологией изготовления  новогодних украшений изделиями из бумаги и картона для оформления интерьера. Выбор понравившегося образца, схемы или шаблона изготовления. Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Изготовление элементов новогоднего декора из бумаги: новогодних украшений и сувениров. Изготовление элементов новогоднего декора из картона: новогодних  украшений и сувениров.

 

3.2.Декоративные цветы из бумаги (5 ч)

Знакомство с технологией изготовления малых и больших объемных цветов, шаблоны, схемы,  инструменты и материалы. Выбор понравившегося образца, схемы изготовления и сборки цветка, изготовление шаблонов. Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Изготовление малых объемных цветов из  бумаги  (гофрированной, белой или цветной двусторонней А-4). Выкраивание лепестков по шаблонам. Сборка соцветий малых объемных цветов из  бумаги по схеме.

Изготовление больших объемных цветов из  бумаги  (гофрированной, белой или цветной двусторонней А-4). Выкраивание лепестков по шаблонам. Сборка соцветия  больших объемных цветов из  бумаги по схеме.

 

4. Волшебный лоскутки ( 4 ч.)

4.1. Лоскутная кукла

Знакомство с историей лоскутной куклы, с видами кукол (обереговые, игровые, обрядовые),  с её особенностями (безлика), с технологией изготовления кукол (без шовная), с видами материалов. Выбор куклы, схем и материала для изготовления лоскутной куклы. Выкраивание из лоскутков ткани всех деталей куклы определенного размера. Сборка (скручивание) куклы согласно выбранной схеме. Украшение лоскутной куклы лентами, кружевом, бусами.

 

5. Волшебная лента (6 ч.).

5.1. Георгиевская лента к 9 мая  в технике Канзаши. (2ч.)

Знакомство с историей возникновения Канзаши. Технология изготовления изделий. Материалы, инструменты для изготовления ленты, броши к 9 мая. Выбор понравившегося образца и схемы изготовления. Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Изготовление заготовок для Георгиевской ленты, броши из атласных лент согласно выбранной схеме. Способы крепления заготовок. Составление композиции ленты, броши к 9 мая  в технике Канзаши. Оформление бисером, стеклярусом, бусинами.

 

 

 

5.2. Декоративные цветы в технике Канзаши (4ч.)

Знакомство с  готовыми образцами аксессуара (броши, ободки, резинки и заколки для волос) выполненных в технике Канзаши, с технологией изготовления изделий. Материалы, инструменты для изготовления декоративных цветов из атласных лент. Выбор понравившегося образца и схемы изготовления. Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими предметами.

Изготовление заготовок из атласных лент. Составление композиции аксессуара. Сборка цветка. Способы крепления цветов. Оформление (ободка, резинки, заколки, броши) Канзаши бисером, стеклярусом, бусинами.

                                                        

6. Итоговое занятие (1 ч.)

Оформление  выставки работ.

Презентация своих изделий.

 

Методическое обеспечение программы

 

Литература для педагога

1. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

2. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7.
3. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»
4. Кипп А. День рождения: темы и идеи праздников. -  Челябинск, 2004.
5. Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992.
6. Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7.

7. Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006.

8. О.В. Зайцева. Декоративные цветы из ткани бумаги, кожи: Практическое руководство: АСТ; М.; 2008г.

9. Ольга Воробьева. Цветы и композиции из фоамирана / Воробьева Ольга П. 2015 г.

10 .Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год

Литература для учащихся

11. Дайн. - М. : Культура и традиции, 2007.- 120 с.

12. Зимина, З. И. Текстильные обрядовые куклы /сост. З. И. Зимина.

13. Котова, И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла

14. И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

15. Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции». 2007 г.

16. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками»2010г. - 113 с.

17. О.В. Зайцева. Декоративные цветы из ткани бумаги, кожи: Практическое руководство: АСТ; М.; 2008г.

18. Ольга Воробьева. Цветы и композиции из фоамирана / Воробьева Ольга П. 2015 г.

Электронные (интернет) ресурсы

19. Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

20. Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

21.Школа народной куклы "Куклы для души"https://vk.com/kukladushanet

22. Запись МК на флешкарту изготовления объемные цветы из бумаги

23. Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок https://vk.com/club67001719

24. Запись МК на флешкарту  по искусству Канзаши.

25. Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru

26. Запись МК на флешкарту изделий из фоамирана.

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку