-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в надин56

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) Мир_клипарта О_Самом_Интересном Рецепты_блюд Схемы-вязания

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.08.2014
Записей: 1434
Комментариев: 30
Написано: 1545


Набережные Петербурга ч2.

Воскресенье, 05 Октября 2014 г. 23:14 + в цитатник


Набережные Зимней канавки

В 1718 году «москвитин», посадский человек Василий Озеров подрядился вырыть два канала: один у Почтового двора (на месте нынешнего Мраморного дворца), другой – у нового Зимнего дворца. На набережной и Миллионной улице были сооружены деревянные подъемные мосты через канал.

Постройка гранитной набережной Зимней канавки, осуществленная в 1783- 1784 годах, была связана со строительством зданий Эрмитажного театра и Старого Эрмитажа и соединяющей их арки. Трехцентровая арка перехода между Старым Эрмитажем и зданием театра близка по очертаниям к арке каменного моста. Эти арки замыкают живописную перспективу канала, открывающуюся с Миллионной улицы.

Из-за недостаточной ширины набережных Зимней канавки тесаные гранитные тумбы ограждений поставлены здесь на гранитных консолях. Спусками к воде служат узкие гранитные лестницы.

На углу здания Старого Эрмитажа и набережной сохранилась установленная в 1768 году мраморная доска с надписью «Почтовая». Так называлась набережная Зимней канавки в конце XVIII века, когда Почтовый двор находился на Миллионной улице, близ канала.

В 1930–1934 годах ряд участков набережной был капитально отремонтирован.

В 1962–1964 годах по набережной Мойки, через Зимнюю канавку, построен новый мост, облицованный гранитом.



Кроме Эрмитажа и Эрмитажного театра, на набережной Зимней канавки расположен ряд зданий. Среди них — бывшие казармы 1-го батальона Преображенского полка. Дом Аракчеева на набережной Мойки и Зимней канавки состоит под государственной охраной как памятник гражданской архитектуры рубежа XVIII–XIX столетий. Напротив здания Нового Эрмитажа, на углу Миллионной улицы и набережной, находится обширное здание Центрального государственного архива Военно-Морского Флота. Оно было построено для архива Государственного совета по проекту архитектора М. Е. Месмахера и инженера В. М. Карловича в 1883–1886 годах.

 

Набережная Мойки

Начало формирования набережных Мойки относится к первым десятилетиям после основания Петербурга. Мойка, ограничивающая с юга центральный район Петербурга — Адмиралтейский остров, рассматривалась как транспортная магистраль. Здесь уже в 1720-х годах были созданы набережные на двух берегах.

В 1736–1737 годах производились работы по углублению дна реки, выпрямлению её берегов, укреплению их деревянными щитами. Набережные с деревянными ограждениями просуществовали до конца 1790-х годов.

В застройке набережных Мойки большую роль играли отдельные выдающиеся по своему художественному значению здания и целые комплексы, такие, как Инженерный замок, Строгановский дворец, комплекс зданий Воспитательного дома, ансамбль зданий Исаакиевской площади, Юсуповский дворец, «Новая Голландия» и др.

Связь этих сооружений с набережными, мостами, живописными спусками к воде и водными перспективами обусловливает силу художественного их восприятия.



Работы по сооружению гранитных набережных Мойки начались после окончания строительства гранитных набережных левого берега Невы, Фонтанки и Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова). Они велись с 1798 по 1810 год.

По своему общему характеру гранитные набережные Мойки не отличаются от набережных Фонтанки и канала Грибоедова. Но в отличие от них ранее существовавшие деревянные мосты через Мойку заменялись чугунными, своеобразными по конструкции и замечательными по изяществу архитектурного оформления.

Сравнительно небольшая ширина проездов заставила строителей набережных сузить крутые гранитные лестницы — сходы к воде. Перила, литые из чугуна, более сложны по рисунку, чем перила набережных Фонтанки и Екатерининского канала. На протяжении ряда лет, начиная с 1929 года, отдельные участки набережной – капитально ремонтировались, причем их прежний облик был полностью сохранен.

Набережная адмирала Лазарева

Набережная адмирала Лазарева

Набережная адмирала Лазарева находится на левом берегу р. Малая Невка и берет начало от Большой Зелениной улицы до Пионерской. Набережная является продолжением Песчаной набережной. Долгое время она так и называлась - набережная Малой Невки. В 19 веке это была единственная набережная на Малой Невке, так как одноименная набережная появилась лишь в 1909 году и располагалась она на Каменном острове.

В апреле 1887 года, когда вошло в моду переименовывать все набережные Невы в собственные имена, набережная получила название Колтовская. Еще в петровские времена этот район был стоянкой котловского гарнизонного полка, командиром которого являлся Петр Колтовский. Недалеко проходили Малая Котловская улица, Большая Котловская улица (в наши дни она в составе Пионерской) и Средняя Колтовская, сохранившая свое название по сей день.

До 30-х годов Котловская набережная доходила до р. Ждановка, но позже этот участок стал частью завода «Вулкан». Свое историческое название набережная сохраняла на протяжении 65-ти лет. В 1952 году набережную переименовали в честь М.П. Лазарева. Лазарев участвовал в русско-шведской, Отечественной 1812 года и русско-турецкой войне. Он совершил три кругосветных путешествия, проводил исследования у берегов Аляски, внес вклад в развитие этнографии и географии народов Севера.

Долгое время берега набережной имели естественные очертания. В 1952 году были установлены металлические ограждения.
Настоящим украшением и неотъемлемой частью набережной адмирала Лазарева являются Большой Крестовский и Лазаревский мосты.

Набережная берет начало от Большого Крестовского моста, построенного еще в 1850 году. Первоначально мост имел деревянную конструкцию. Он был перестроен в 1950 году по проекту Л.А. Носкова и В.П. Андреевского. Мост является разводным, его разводка осуществляется по заявкам.

Лазаревский мост через Малую Невку был сооружен в 1949 году. Изначально мост назывался Колтовским, но в 1952 году сооружение, как и набережную, переименовали в честь Лазарева. Деревянный мост был возведен по проекту В.В. Блажевича и был предназначен только для движения трамваев. В 2008-2009 годах сооружение было полностью перестроено и теперь конечной точкой набережной является вантовый автомобильно-пешеходный мост.

Протяженность набережной составляет 0.7 км.

Набережная Лебяжьей канавки

Лебяжья канавка — канал в северной столице, соединяющий реки Неву и Мойку между Летним садом и Марсовым полем. Протяженность ее составляет 648 метров.

История возникновения и достопримечательности

Работы по прорыву канала были начаты в 1911 году. Он соединил реку Неву и Мойку и оформил западную границу Летнего сада. С другой стороны нового канала находилось обширное болото, которое осушили и превратили в Большой (затем - Потешный) луг, на котором проводились смотры войск и устраивались народные гуляния. Позднее это место назвали Царицыным лугом, а с 1818 года оно называется Марсовым полем. В 1719 году все работы по строительству канала были завершены. А свое название канал получил по причине того, что в XVIII веке в него переселились лебеди из соседних прудов.
В 1799 году по проекту архитектор Г. Пильникова был создан пирс, украшением которого стали чугунные вазы-треножники, придуманные К. И. Росси.

На протяжении 18 века Лебяжий канал углубляли и укрепляли, но в гранит берега были "одеты" только в середине 20 века. Через него перекинуто два моста: Верхне-Лебяжий и Нижне-Лебяжий. Примечательна набережная Лебяжьей канавки в Санкт-Петербурге. На набережной Лебяжьей канавки в Санкт-Петербурге у Дворцовой набережной расположен бывший дом Бецкого, в котором в настоящее время размещается Санкт-Петербургский университет культуры и искусств.

На этом же берегу на набережной Лебяжьей канавки в Санкт-Петербурге находится и каменная терраса Летнего сада.

Набережная Робеспьера

Набережная Робеспьера: современный взгляд на историю нашей страны

Санкт-Петербургская набережная Робеспьера находится на левом берегу Невы и простирается от Смольной набережной до пр. Литейного.

Во второй половине 19 века, когда только началась застройка этого участка невского берега, набережную стали называть Воскресенской, связывая это имя с Воскресенским Смольным собором. В 1916 году Воскресенскую набережную переименовали в Бельгийскую. Это был политический жест. В период Первой мировой войны Россия стремилась подчеркнуть свою союзническую преданность. А уже в 1923 году набережной присвоили её нынешнее имя. Она названа в честь Максимилиана Робеспьера – одного из руководителей и идейных вдохновителей Великой французской революции. Кстати, непримиримого борца с реальными и мнимыми врагами революции.

Набережная Робеспьера имеет собственную богатую историю. Её строили и перестраивали, делая более современной, соответствующей духу времени. Она хорошела и молодела. Например, очень удачным решением стало устройство широкого лестничного спуска и видовых площадок напротив проспекта Чернышевского.

Но наибольший резонанс вызвало относительно недавнее приобретение набережной Робеспьера. Это скульптурная группа, состоящая из двух сфинксов. Установлена она напротив печально-известной тюрьмы Кресты. Изваяние посвящено памяти тех, кто стал жертвой политических репрессий. Автор скульптур – М.М. Шемякин. Этот известный скульптор создал сфинксов, отлил их в США и подарил Санкт-Петербургу. С той стороны, которую видят люди, гуляющие по набережной, лики сфинксов юны и прекрасны. Но та, сторона, которая обращена к Крестам, представляет собой страшный истлевший лик-череп. Единение смерти и жизни в лице скульптур, в сочетании с судейским париком на головах, вызывает ощущение незащищенности от произвола, который коснулся многих.

Между фигурами сфинксов, прямо на парапете находится изображение тюремного окна, забранного решеткой. К гранитным постаментам прикреплены медные таблички, содержащие отрывки из произведений О. Мандельштама, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, Д. Андреева, Н. Заболоцкого, И.Бродского, Д.Лихачёва, А.Солженицына, В. Буковского, В.Высоцкого, Ю.Галанскова.

Смысловым продолжением той же темы является памятник Анне Ахматовой, который был установлен на набережной Робеспьера в декабре 2006 года. Ещё при жизни в собственных стихах известная поэтесса выразила желание, чтобы её памятник, если его воздвигнут, находился

«…здесь, где стояла я триста часов,
И где для меня не открыли засов».

Так поэтесса говорила о своём пребывании перед Крестами в ожидании сведений и муже и сыне.

Кроме Крестов, с набережной Робеспьера открывается вид на крейсер-музей «Аврора». А на самой набережной в доме № 14 располагается интереснейший музей кофе.

Пироговская набережная

Место встречи трех эпох: Россия, Санкт-Петербург, Пироговская набережная

Пироговская набережная расположена на правом берегу Большой Невы и Большой Невки, на участке от Литейного до Гренадерского моста, посреди Арсенальной и Выборгской набережных.

Изначально она представляла собою всего лишь один из участков Арсенальной набережной, однако в декабре 1898, в год столетия Военно-медицинской академии, она была выделена из состава Арсенальной набережной и получила название Пироговской, в честь известного врача, основоположника военно-полевой хирургии, Николая Пирогова.

В то время Пироговская набережная простиралась лишь вдоль здания академии, на участке от Большого Сампсониевского проспекта до Литейного моста, хотя уже тогда она настолько покорила гостей города своей простотой и изяществом, что одними из наиболее популярных почтовых открыток в то время стали экземпляры с надписью «Россия. Санкт-Петербугр. Пироговская набережная». Затем набережную расширили: после открытия между Большим Сампсониевским и Финляндским проспектами Пироговского музея, расположенный вдоль него участок также включили в ее состав. Правда, самому зданию была уготована плачевная участь: в 1950-х его снесли, чтобы возвести не претендующую на изысканность гостиницу «Ленинград», хотя музей великого доктора уж никак не мешал проведению строительно-монтажных работ.

В 1923 году набережной присваивают имя Фокина, организатора молодежного движения Выборгской стороны, под этим именем ее и знают практически до конца советской эпохи.

28 мая 1979 года ее включают в состав Выборгской набережной, однако через 10 лет, 22 сентября 1989 года, она снова стала самостоятельной и даже значительно расширилась – в ее состав вошел участок от Финляндского до Малого Сампсониевского проспекта. Правда, расположенные на Пироговской набережной, между Малым Сампсониевским проспектом и улицей Фокина, дома № 25 и 27, до сих пор сохраняют нумерацию Выборгской набережной.

В наше время власти города взялись за реконструкцию Пироговской набережной – делается это для того, чтобы улучшить транспортную ситуацию в центре Питера и существенно сократить пробки. Для решения поставленных задач согласно разработанному еще в 2009 году проекту здесь будет возведен путепровод тоннельного типа с рамповыми участками, который будет оборудован 3-мя подходами, обеспечивающими движение по 3 полосам в сторону Литейного моста и по 2-м – в сторону Гренадерского моста.


Ждановская набережная

Ждановская набережная - от Мокруши до живописности

Ждановская набережная Санкт-Петербурга расположена между Ждановской улицей и Большим проспектом. История ее появления берет свое начало в 18 веке, когда был обустроен проезд вдоль правого берега реки Ждановка. А до этой поры берега речки были заболоченными, низменными и вся местность вокруг нее именовалась не иначе как Мокруша или Микола Мокрый.

Известно, что еще в начале 18 века на этом месте размещалась Татарская слободка (поселение калмыков, участвовавших в походах Петра Первого в качестве регулярной конницы), а немногим позже к ней примкнула застройка слобод Выборгского и Белозерского полков. Правда, уже в конце 19 – начале 20 столетия Ждановскую набежную отдали под жилищное строительство – возведением домов здесь занимались архитекторы Баранкеев, Стюнкель, Димикелли.

На месте современных домов № 1 и 3 раньше были расположены дома Волкова и Соловьева – секретаря и управляющего петербургского губернатора Меншикова. Поблизости находилась и дача Римского-Корсакова, приближенного великого императора, которая вскоре досталась графу Миниху, президенту Военной коллегии во время правления Анны Иоанновны. Однако на этом перипетии с дачей на Ждановской набережной Санкт-Петербурга не закончились: уже в 1733 году в ней обосновалась Инженерная школа, готовившая младших командиров для различных инженерных частей. Невдалеке от нее разместилась Артиллерийская школа, которая, слившись с Инженерной в 1758 году, уже в конце 1762 года была преобразована в Артиллерийский и шляхетный кадетский корпус. В 1800 году для учебного заведения построили каменное здание, которое и до настоящего времени стоит на Ждановской улице.

Как уже говорилось, возводились на Ждановской набережной и жилые, преимущественно доходные дома, в одном из которых в 1849-50 годах проживал известных журналист и педагог И. Введенский. Однако интенсивная ее застройка началась лишь в конце 19 века: так, к 1896 году здесь уже располагалось 35 домов, во многих из которых открылись торговые заведения: булочные, бакалейные, мясные, колбасные и прочие лавки. Работали здесь и мастерские игрушек, серебряных и золотых изделий, слесарные и экипажные мастерские.

Расположенные в округе фабрики постоянно сливали в Ждановку нечистоты, поэтому местные жители, у многих из которых не было водопровода, вскоре отказались даже от стирки белья в речной воде. При этом просто так набрать воды из Ждановки было невозможно – на набережной была обустроена кран-будка со сторожем, который отпускал воду по 1 копейке за 16 ведер водовозам и дворникам.

К началу 20 века Ждановская набережная из-за расположенных рядом мастерских и фабрик приобрела промышленный облик и не была популярным местом проживания среди горожан, однако именно здесь в 1926-27 годах жил А. Толстой, написавший в доме 3/1 рассказы «Сожитель», «Счастье Авериана Мышкина», «Белая ночь», роман «Гиперболоид инженера Гарина» и другие произведения.

В 1728 году на Ждановской улице возвели церковь Спаса, а рядом с ней долгие годы находилась Тайная канцелярия, за стенами которой предавали пыткам жертв режима времен бироновщины. Тела замученных хоронили здесь же, неподалеку от храма (на территории современных домов № 43, 45 и дальше по Ждановской набережной).

В последние годы многое поменялось в округе. Уже сейчас Ждановская набережная выгодно отличается своим простором, зеленью и живописностью от других городских магистралей, да и ни что тут не напоминает более о прошлом Миколы Мокрого.

Набережная проспекта Обуховской Обороны

Набережная проспекта Обуховской Обороны

Набережная проспекта Обуховской Обороны находится на левом берегу Невы. Она берет начало от моста Александра Невского и на 2.4 километра тянется до Речного вокзала. Сегодня это единственная набережная Санкт-Петербурга имеющие естественные очертания берегов.

Названием набережной послужил одноименный проспект, выходящий на эту набережную. В XVIII столетии в этом районе вдоль берегов Невы проходила дорога на Архангельск и Шлиссельбург, поэтому местные жители называли ее Архангельской или Шлиссельбургской. С 1830 года она именовалась Шлиссельбургский тракт. В середине XIX веке в Петербург строился, расширялся и в том месте, где проходил Шлиссельбургский тракт, начали появляться проспекты. Участок, который протянулся от площади Александра Невского до Большого Смоленского проспекта (ранее носивший название Прогонный переулок) назывался Шлиссельбургским проспектом.

В 30-е года XX века проспект получил новое название – проспект памяти Обуховской Обороны. В 1940 году – проспект Обуховской Обороны. Через 12 лет властями города было принято решение все проспекты, находящиеся вдоль набережной, объединить и дать общее название - проспект Обуховской Обороны.

Вплоть до 20-х годов прошлого столетия спуски и берега набережной были неблагоустроенны. Ситуация коренным образом изменилась в 1926 году, когда по проекту архитекторов М.А. Орлова и В.А. Витмана и команды инженеров Е.В. Тумиловича и Б.Д. Васильева на участке набережной между Фарфором и Пролетарским заводами была построена двухъярусная набережная. По плану архитекторов нижний ярус был предназначен для передвижения грузов, а верхний – для прогулок местных жителей. Однако сегодня оба яруса используются для прогулок.

Набережную облицевали камнем, а спуски к воде – гранитом, появились многочисленные лестничные спуски. Вдоль берега появились смотровые площадки, откуда открывалась удивительная панорама на речную гладь. Строительные работы велись на протяжении двух лет и в 1928 году благоустроено 880 м. набережной.

С 1932 по 1936 г. были возведены вертикальные стенки.
В 1965 году между Обводным каналом и Монастырской рекой была сооружена железобетонная стена.
Среди достопримечательностей набережной проспекта Обуховской Обороны можно выделить Троицкую церковь, построенную по проекту Н.А. Львова в 1975 года.

 

Октябрьская набережная - дорога Правого берега Невы.

Октябрьская набережная - дорога Правого берега Невы

Набережные Петербурга, в том числе и Октябрьская, являются достопримечательностями города. Они отличаются гранитной облицовкой, хотя сначала для их отделки применялся известняк, который быстро ветшал и приходил в негодность. Для преодоления подобной проблемы гранит и был освоен. Он добывался преимущественно в выборгских и карельских каменоломнях. Но освоение данного материала происходило медленно, и применение известняка продолжалось в течение всего 18 века. Последним сохранившимся случаем его использования стала стенка у Казанского собора, что просуществовала до конца семидесятых годов двадцатого столетия.

Октябрьская набережная раскинулась в Невском районе Петербурга. Она проходит по правому побережье Невы, от Зольной улицы вверх по течению до границы города у Новосаратовки. Дальше набережная продолжается в Ленинградской области до магистрали Н93 в деревне Кузьминка. Областную часть набережной называют автодорогой Н76, и на ней кроме Новосаратовки и Кузьминки расположены такие населенные пункты, как Красная Заря, поселок имени Свердлова, Невский Парклесхоз, Островки, Маслово и Оранжерейка.

Первоначально набережную называли дорогой Правого берега реки Невы. Она доходила только до Народной улицы, которая когда-то была Рыбацким проспектом. Первый участок набережной, что раскинулся от Володарского моста до Финляндского железнодорожного моста, был проложен в 1932—1939 годах. Ещё один участок соорудили в 1957—1959, он достиг государственной электростанции «Красный Октябрь», которая сейчас называется Правобережная ТЭЦ. Таким образом, с тридцатых годов набережная уже имела современные границы.

В 1973 году магистраль Правого берега Невы стала Октябрьской набережной. В обосновании смены названия указано, что названия всех улиц правого берега Невы посвящаются теме Октябрьской революции и создания советского государства. К примеру, проспект Большевиков, Искровский проспект, многочисленные улицы, которые наименованы в честь революционеров. Сегодня на Октябрьской набережной в Петербурге горделиво возвышается церковь Пресвятой Троицы, келии Александро-Невской лавры, особняк А. В. Чернова.


Выборгская набережная

Выборгская набережная — важное звено в прошлом и настоящем

Северную Венецию сложно представить без величественных гранитных набережных, которые стали своего рода пьедесталом для зданий и прекрасным украшением города. Морская, Университетская, Петровская, Английская, Песочная — эти и другие набережные являются символами города на Неве и молчаливыми свидетелями памятных событий.

Выборгская набережная Петербурга отличается своеобразным архитектурным обликом. Неповторимый силуэт создается благодаря интересному сочетанию производственных и жилых зданий. В XIX-XX вв. набережная считалась важным компонентом рабочей окраины. Промышленная и торговая жизнь началась еще в 1730-е годы, когда появились первые заводы. Позже возникает множество улиц, соединявших набережную с большой Выборгской дорогой.

Выборгская набережная гордо протянулась от Малого Сампсониевского проспекта (район Гренадерского моста) до моста Головинского, связывающего Черную речку и большую Невку.

Название этот архитектурный объект получает в XVIII веке от Выборгской стороны. В то время участок до Малого Сампсониевского проспекта назывался Сампсониевской набережной и в состав Выборгской не входил.

В XIX веке берега Большой Невки были укреплены деревянными стенами, а гранитный наряд набережная примерила только век спустя. В 1970-1975 по проекту Л. Носкова, Е. Болтуновой, Е. Бойко при строительстве транспортной магистрали была сооружена высокая гранитная стена с чугунными ограждениями на тумбах. Сужение русла реки способствовало расширению набережной на 8 метров.

1973-1977 — годы строительства высокой гранитной стены между Головинским и Гренадерским мостами. По проекту архитектора В. Иванова и инженера Б. Левина были устроены лестничные спуски к воде.

Не секрет, что Санкт-Петербург славен множеством памятников. Много монументов морской славы расположено на набережных, и Выборгская исключением не является. Памятник фрегату «Крейсер» , украшающий ее, выполнен из красной меди и составляет 1/15 от натуральной величины. Изваяние призвано напомнить потомкам о величии петровского флота и таланте мастеров того времени.

Длина Выборгской набережной 2,9 км. Расположение: Выборгский район, правый берег Большой Невки.

 

 

Серия сообщений "мосты и набережные":
Часть 1 - =МОСТ ПОЦЕЛУЕВ=
Часть 2 - =АНИЧКОВ М О С Т=
...
Часть 4 - ТРОЙНОЙ МОСТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Часть 5 - МОСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Часть 6 - Набережные Петербурга ч2.
Часть 7 - набережные Петербурга ч.1
Часть 8 - Набережные Петербурга ч3
...
Часть 14 - Мосты через Мойку ч2
Часть 15 - Фонари Петербурга
Часть 16 - Фонари Ленинграда


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку