Цитата сообщения Волшебная_Любовь
Нелегко понять, как именно воспитывать детей, если все вокруг дают советы. Даже взгляды великих педагогов и психологов могут отличаться друг от друга. Но все-таки все альтернативные школы считают: если давать ребенку свободу и ценить его индивидуальность, он вырастет уверенным в себе и счастливым.
Вам не обязательно полностью придерживаться того или иного образовательного подхода. Мы собрали советы неравнодушных учителей и ученых. Они работали над системами воспитания, чтобы дети вырастали полноценными личностями, а семейные отношения были доверительными и крепкими.
1. Система Монтессори, создатель -Мария Монтессори
Монтессори - первая женщина в Италии, которая окончила медицинский институт. Она работала с больными детьми, которыми в то время никто не занимался. Монтессори несколько раз номинировали на Нобелевскую премию, а ее подход к воспитанию до сих пор популярен во многих странах.
Взгляды Марии Монтессори:
● Ребенок заслуживает уважения, поэтому вежливые просьбы лучше приказного тона.
● Не смотрите на ребенка сверху вниз - старайтесь, чтобы ваши глаза были на одном уровне.
● Сделайте малышу подходящие его росту и силам стул и стол, крючки для одежды, на которые он сам повесит свою куртку. В такой среде он будет счастлив.
● Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
● Если ребенка наказывать за любой проступок, он будет чувствовать вину за все и всех.
● Если вы поддерживаете вашего ребенка и не запрещаете ему выражать чувства, он вырастет уверенным в себе.
● Не запрещайте ребенку помогать вам с бытовыми делами.
● Лучше покупать игрушки не из пластика, а из натуральных материалов - кубики, модели мебели, посудку.
2. Реджио-педагогика, основоположник - Лорис Малагуцци
![002-08 (700x445, 223Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/251/142251964_00208.jpg)
Итальянский психолог придумал красивую метафору:
ребенок с рождения говорит «на 100 языках». То есть ребенок говорит с миром и выражает себя разными способами - через рисунки, пение, игру. Но взрослые часто пытаются заглушить 99 языков. Родителям стоит слушать ребенка и научить его использовать эти «языки» в повседневной жизни.
Основные идеи Малагуцци:
● Не бывает неправильного ответа - бывают разные точки зрения. Не говорите ребенку, что он неправ в каком-то вопросе. Расспросите, почему он так думает, и расскажите, как можно подумать еще.
● Перед тем как что-то объяснить, спросите у ребенка, что он уже об этом знает. Если вы будете рассказывать уже известные ему вещи, ребенок потеряет интерес и не будет слушать. Как и взрослый.
● Задавайте больше вопросов, требующих развернутого ответа. Так ребенок будет учиться размышлять и выражать свои мысли.
● Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Например, что он хочет надеть или какого цвета рюкзак ему купить.
3. Вальдорфская педагогика, основоположник - Рудольф Штайнер
![002-09 (700x425, 451Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/251/142251965_00209.jpg)
Цель вальдорфских школ - вырастить уверенного в себе человека, привить любовь к труду и открыть в ребенке творческие способности. Там
не ставят оценок и не проводят контрольных, но государственные экзамены дети сдают не хуже, чем ученики обычных школ.
Идеи Рудольфа Штайнера:
● Нет такой книги, которая научит родителей обращаться с детьми. Каждый ребенок уникален, поэтому нужно видеть и принимать особенности каждого.
● Интересные и увлекательные истории научат ребенка гораздо лучше, чем скучные параграфы учебников.
● Детям стоит больше времени проводить на природе: учиться наблюдать, видеть красоту и жить в гармонии с миром.
● Простые игрушки, например деревянные кубики, лучше развивают воображение.
● Простые ежедневные ритуалы помогают детям чувствовать себя в безопасности, а заодно учат организованности и собранности. Поэтому день можно начинать с повторения стихов и считалочек, пальчиковых игр для развития моторики.
4. Школа Саммерхилл, создатель - Александр Нилл
![002-10 (700x445, 406Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/251/142251966_00210.jpg)
Британцы называют эту школу «спорной». Ученикам разрешают не учиться: посещение уроков не обязательно.
В среднем дети бездельничают 3 месяца, а потом начинают ходить на уроки. Помимо освоения привычных нам предметов, в Саммерхилле можно научиться работать в фотошопе, выращивать растения, показывать фокусы и приобрести другие полезные навыки.
Взгляды Александра Нилла на воспитание детей:
● Когда мы говорим ребенку «нет», ребенок начинает говорить «нет» жизни.
● Трудный ребенок - это несчастный ребенок, который не в ладах с миром и с собой. Правильнее говорить не о трудных детях, а о трудном человечестве.
● Родителям «трудных детей» стоит присесть на минуточку и честно ответить на вопросы: «Поддерживал ли я ребенка?», «Доверял ли ему?».
● Задача ребенка - жить своей жизнью, а не жизнью, которую для него задумали родители и учителя.
● Не ребенок должен подходить для школы, а школа - для ребенка.
● Людям нужна свобода. Но свобода и вседозволенность - это не одно и то же.
● Родители часто пытаются напугать детей страшными последствиями их «проступков». Но правильнее учить ребенка ничего не бояться.
5. Инструментальная педагогика, основоположник - Джон Дьюи
![002-11 (700x405, 118Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/251/142251967_00211.jpg)
В США Дьюи называют «отцом прогрессивного образования». Он считал, что задача школы - научить ребенка находить выход из любой ситуации, приспосабливаться к окружающей среде. Поэтому детей стоит научить
выполнять конкретные задачи, а не пичкать их абстрактными знаниями из учебников.
Взгляды Дьюи на образование:
● Ребенок должен что-то делать, а не что-то изучать. Именно действие приведет ребенка к результату.
● Не стоит стыдить ребенка за его неудачи. Провалы помогают нам стать лучше.
● Все великие научные достижения произошли потому, что кто-то не побоялся использовать свое воображение.
6. Метод Селестена Френе
![002-12 (700x445, 334Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/0/142/251/142251968_00212.jpg)
Френе открыл собственную школу в 24 года. Он помогал детям, отстающим в развитии. В его школе не было учебников и домашних заданий, но учащиеся достигали выдающихся результатов и были
всесторонне образованными.
Основные идеи Френе:
● Самое приятное занятие может стать невыносимым, если тебя заставляют это делать.
● Наказание унижает обоих: того, кто наказывает, и того, кого наказывают.
● Чем раньше дети учатся выполнять обычные бытовые дела, тем увереннее и самодостаточнее они становятся в будущем.
● Вместо запретов и наказаний стоит вести с ребенком переговоры. Ребенок должен видеть, что его голос имеет значение.
Какие идеи показались вам важными? Есть ли у вас собственные секреты воспитания детей?