-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Шахма

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.08.2014
Записей: 810
Комментариев: 197
Написано: 1698


Шарль Бодлер.Три стихотворения.

Четверг, 20 Ноября 2014 г. 01:51 + в цитатник
Цитата сообщения Шахма Шарль Бодлер.Три стихотворения.

https://apuntesdelechuza.files.wordpress.com/2013/11/retrato-baudelaire.jpg?w=640

Шарль Бодлер (Charles Pierre Baudelaire)

 

Цикл "Мятеж"

 Тема мятежа--одна из магистральных в литературе романтизма и связана с его стремлением разбить оковы действительности, отвергнуть существующий порядок вещей. Романтический мятеж имеет социальный и метафизический характер. Публикуемое  стихотворение отражает настроение поэта в послереволюционные годы.
 Тот же сюжет воплощён в поэзии А.де Виньи ("Гефсиманский  сад",1844) и Жерара де Нерваля ("Христос на Масличной горе",1844). Впервые опубликовано в 1852г.

 

 

             Отречение святого Петра

А Бог--не сердится,что гул богохулений

В благую высь идёт из наших грешных стран?

Он,как пресыщенный,упившийся тиран,

Спокойно спит под шум проклятий и молений.

 

Для сладострастника симфоний лучших нет,

Чем стон замученных и корчащихся в пытке,

А кровью,пролитой и льющейся в избытке,

Он всё ещё не не сыт за столько тысяч лет.

 

__Ты помнишь, Иисус, тот сад, где в смертной муке

Молил ты, ниц упав, доверчив, как дитя,

Того, кто над тобой смеялся день спустя,

Когда палач гвоздём пробил святые руки,

 

И подлый сброд плевал в божественность твою,

И жгучим тернием твоё чело венчалось,

Где человечество великое вмещалось,

Мечтавшее людей сплотить в одну семью,

 

И тяжесть мёртвая истерзанного тела

Томила рамена, и, затекая в рот,

Вдоль помертвелых щёк струились кровь и пот,

А чернь, уже глумясь, на казнь твою глядела,--

 

Ужель не вспомнил ты,как за тобою вслед,

Ликуя, толпы шли, когда к своей столице

По вайям ехал ты на благостной ослице--

Свершить начертанный пророками Завет,

 

Как торгашей бичом из Храма гнал когда-то

И вёл людей к добру, бесстрашен и велик?

Не обожгло тебя Раскаянье в тот миг,

Опередив копьё наёмного солдата?

 

--Я больше не могу!О, если б, меч подняв,

Я от мечу погиб! Но жить--чего же ради

В том мире,где мечта и действие в разладе!

От Иисуса Пётр отрёкся...Он был прав.

 

Осуждённые стихотворения--из цикла "Цветы Зла"

20 августа 1857 г. уголовный суд вынес обвинительный приговор "Цветам Зла". Судебное постановление вменяло Бодлеру в вину грубый, оскорбляющий стыдливость натурализм. Приговор предусматривал запрещение и изъятие шести стихотворений, одно из которых мы здесь публикуем. Псевдостыдливость Парижского суда того времени современному читателю просто смешна.
Стихотворение "Украшенья" написано около 1842 г. Пьеса отчётливо перекликается со стихотворением "Диван" Т.де Банвиля.

 

Примечания:

1) Груди-гроздья, краса моего винограда...--Реминисценция из Библии:"Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви её; и груди твои были бы вместо кистей винограда..." (Песнь песней. 7,8-9).

 2) Телеса Антиопы.--Образ полнотелой Антиопы (возлюбленной Зевса) мог быть навеян Бодлеру полотнами Корреджо, Ватто, Энгра.

         «Цветы зла» Шарля Бодлера.           

 

Украшенья

И разделась моя госпожа догола;

Всё сняла, не сняла лишь своих украшений,

Одалиской на вид мавританской была,

И не мог избежать я таких искушений.

 

Заплясала звезда,как всегда, весела,

Ослепительный мир, где металл и каменья;

Звук со светом совпал,мне плясунья мила;

Для неё в темноте не бывает затменья.

 

Уступая любви,прилегла на диван,

Улыбается мне с высоты безмятежно;

Устремляюсь я к ней, как седой океан

Обнимает скалу, исступлённо и нежно.

 

Насладилась игрой соблазнительных поз

И глядит на меня укрощённой тигрицей,

Так чиста в череде страстных метаморфоз,

Что за каждый мой взгляд награждён я сторицей.

 

Этот ласковый лоск чрева, чресел и ног,

Лебединный изгиб ненаглядного сада

Восхищали меня, но дороже залог--

Груди-гроздья, краса моего винограда;

 

Этих прелестей рать краше вкрадчивых грёз;

Кротче ангелов зла на меня нападала,

Угрожая разбить мой хрустальный утёс,

Где спокойно душа до сих пор восседала.

 

Отвести я не мог зачарованных глаз,

Дикой далью влекли меня смуглые тропы;

Безбородого стан и девический таз,

Роскошь бёдер тугих,телеса Антиопы!

 

Свет погас;догорал в полумраке камин,

Он светился чуть-чуть, никого не тревожа;

И казалось,бежит у ней в жилах кармин,

И при вздохах огня амброй лоснится кожа.

 

                                                                Из цикла "Новые Цветы Зла"

 

 "Навеки одинокая судьба" отпустила поэту всего 46 лет жизни. Этот цикл был опубликован в сб. "Современный Парнас" в марте и июне 1866 г.,то есть за год до смерти Бодлера. Название цикла было предложено поэтом Катюлем Мендесом.
Публикуемый сонет "Задумчивость" имеет биографический подтекст. Из письма к матери: "Я одинок,у меня нет ни друзей, ни возлюбленной, ни собаки, ни кошки, никого, кому я мог бы пожаловаться..."
Перевод С.А. Андреевского (1847-1919),опубликованный больше ста лет назад, до сих пор не утратил своего художественного значения.

                         

Задумчивость

Остынь моя Печаль, сдержи больной порыв.

Ты вечера ждала. Он сходит понемногу

И,тенью тихою столицу осенив,

Одним дарует мир,лругим несёт тревогу.

 

В тот миг, когда толпа развратная идёт

Вкушать раскаянье под плетью наслажденья,

Пускай, моя Печаль, рука твоя ведёт

Меня в задумчивый приют уединенья,

 

Подальше от людей.С померкших облаков

Я вижу образы утраченных годов,

Всплывает над рекой богиня Сожаленья.

 

Отравленный закат над аркою горит

И тёмным саваном с Востока уж летит

Безгорестная Ночь, предвестница Забвенья.

 

3455057_charlesbaudelaire (511x700, 207Kb)

Шарль Пьер Бодлер (Charles Baudelaire)

 

 

 

 

Серия сообщений "Мировая поэзия.":
В этой категории будут публиковаться стихи ,а иногда и поэмы, понравившиеся владельцу дневника.
Часть 1 - Загадка,которую не хотят разгадать!М.Ю.Лермонтов.
Часть 2 - Шарль Бодлер.Три стихотворения.
Часть 3 - Райнер Мария Рильке.Жизнь и творчество.
Часть 4 - Франческо Петрарка,Гумманизм.Сонеты.
...
Часть 19 - Цитаты Уильяма Шекспира
Часть 20 - 400 со дня смерти Шекспира
Часть 21 - Стихотворение Иосифа Бродского "Одиночество"


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку