Сергею Маковецкому – 60: Почему знаменитый актер сегодня отказывается от многих ролей |
Сергей Маковецкий родился в Киеве в 1958 г. Своего отца он не знал – тот оставил семью за несколько месяцев до его появления на свет, а вот с матерью у Сергея всегда были очень близкие отношения. В школьные годы он мечтал стать врачом – но однажды в школьном театре учительница предложила ему сыграть в спектакле по пьесе Островского «Лес». С тех пор он грезил актерской профессией, однако сразу поступить в Киевский театральный институт не удалось – получил «двойку» за сочинение. Неудача его не остановила – он устроился в театр имени Леси Украинки рабочим сцены, а через год оправился покорять Москву.
Однако и тут его ждало разочарование: Константин Райкин, который был членом приемной комиссии, прервал Маковецкого, не дослушав до конца, и посоветовал навсегда оставить мечты об актерской профессии – мол, шансы у него ничтожны. Зато в Щукинском училище в его талант поверили и приняли на курс Аллы Казанской. После окончания учебы он попал в труппу театра имени Евгения Вахтангова, однако на протяжении 10 лет Маковецкому доставались только эпизодические роли.
Первый успех пришел к нему только в конце 1980-х гг. – тогда за роль в спектакле «Зойкина квартира» Маковецкий получил премию фестиваля «Московская театральная весна». В 1990-х гг., когда многие актеры остались без работы и были вынуждены оставить профессию, к Сергею Маковецкому пришла настоящая популярность. Сначала это произошло на театральной сцене, когда он стал ведущим актером театра Романа Виктюка, а затем и в кино. В конце 1980-х гг. он запомнился зрителям по фильмам «Жизнь Клима Самгина», «Посвященный» и «Мать», в начале 1990-х были «Патриотическая комедия» и «Макаров» Владимира Хотиненко. А благодаря фильмам Киры Муратовой и Алексея Балабанова Маковецкого стали называть одним из лучших актеров России.
После работ в фильмах «Мне не больно», «72 метра», «Двенадцать», «Жмурки» и «Ликвидация» Маковецкий стал одним из самых востребованных артистов. Его творческий диапазон настолько широк, что, казалось бы, ему подвластен любой образ. Однако от многих ролей актер отказывается сознательно. Ему нередко приходилось играть негодяев и антигероев, но он считает, что соглашаться воплощать на экранах образы преступников и отъявленных мерзавцев – значит, заниматься их популяризацией и заставлять зрителей понять их и проникнуться к ним симпатией. Именно по этой причине он категорически отказался играть маньяка Чикатило: «Понимаете, есть темы, которые лучше не поднимать, и есть люди, в которых не нужно перевоплощаться, ведь чем больше у вас таланта, тем сильнее вы, сами того не замечая, заставите публику полюбить вашего героя, сопереживать ему… Вы понимаете, ведь для того, чтобы сыграть некого исторического человека (не будем называть, но страшного), о котором мы с вами знаем, его же нужно оправдать, как это ни парадоксально! Иначе публика ничего не поймет».
Есть такие роли, от которых Маковецкий отказывается не раздумывая: «Во-первых, я не стал бы сниматься в фильме, где было бы жестокое отношение к детям, к животным. Есть темы, которые меня отталкивают, и у меня были случаи, когда мне предлагали сценарий, а я отказался. Не стану я сниматься и в кино, где какая-то бесовщина замешана, темные стороны, чернота. Не хочу я вникать в эти темы. Бывает, что от тебя требуют уж слишком глубоко в себя заглянуть: чтобы сыграть персонажа, нужно открыть внутри себя двери, двери, двери… Но никогда не знаешь, что на тебя посмотрит, когда ты откроешь одну из последних дверей!». Своим принципам он не изменяет никогда – считает это залогом успеха и единственным способом не утратить самоуважения: «В кино не обо всем надо рассказывать. Я никогда не бросался на работу. Когда ее не было, а мне очень хотелось сниматься, я все равно не брался за что бы то ни было».
Многие режиссеры, которые работали с Маковецким, замолкали, когда он выходил на съемочную площадку, и предоставляли ему полную свободу действий. Алексей Балабанов, снявший актера в пяти своих фильмах, говорил: «На него интересно смотреть на экране. Объяснить такие вещи невозможно. Он может ничего не делать. Просто стоять. Причем на площадке часто кажется, что ничего особенного. Потом смотришь материал – и все. Разводишь руками. Потому что он именно кинематографичен. Это важно: передается человек на пленке или нет. У пленки есть такое мистическое свойство – она не всякого любит».
Сергей Маковецкий не скрывает того, что был рад премиям, наградам и званиям, но считает «фанфары» самым сложным испытанием в своей профессии. Он уже научился спокойно относиться к похвалам и так же спокойно воспринимать критику в свой адрес: «У актера обязательно должно быть смирение. Умение не реагировать на какие-то кажущиеся мелочи. Это очень сложно. Ведь большинство актеров считают, что они заслуживают наград и почестей больше, чем кто бы то ни было». Наверное, это – еще один показатель профессионализма. Несмотря на свой успех и востребованность, он не перестает сомневаться в себе, а значит – может двигаться дальше.
Сегодня в роли Фимы сложно представить кого-то другого, но немногие зрители знают о том, что эта роль досталась Маковецкому в результате трагических обстоятельств
Рубрики: | искусство Жзл ,биография СССР |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |