Карл Лемох «Варька», 1893 год
Картина «Варька» считается одним из лучших детских портретов в русском искусстве и это не случайно, ведь здесь художник изобразил свою родную дочку Варвару.
Варвара Кирилловна была любимицей и музой своего отца, он часто рисовал её на свои полотнах, придавая образ как крестьянки, так и знатной дамы.
Картину «Варька» художник писал в подмосковном селе Ховрино, где он приобрел небольшую дачу и обустроил там мастерскую. Лемох с большим удовольствием воплощал на своих полотнах образы крестьянских детей, для которых ему позировали местные ребятишки.
Маленькая Варя проводила в этом селе каждое лето и приобрела многочисленных друзей среди местных ребятишек. Во время написания картины «Варька», Варвара Кирилловна была уже довольно взрослой, поэтому мастер рисовал её по памяти и по детским фотографиям.
В том же году он написал и другой портрет дочери, на котором видно, как Варя за годы изменилась.
Лемох Кирилл Викентьевич "На скамейке. Варька". 1893 - 1894 г.
Вологодская областная картинная галерея
Варвара влюбилась в сына Дмитрия Ивановича Менделеева - Владимира. Он был ее на пять лет старше. Молодые люди сыграли свадьбу в 1896 году. У них родился сын Дима.
Увы, судьба оказалась жестока к Варваре. Горячо любимый муж скончался от гриппа спустя два года после свадьбы, а маленький Дима умер в три с половиной года от аппендицита.
В 1904 году умерла мать Вари, а в 1910 году не стало отца.
Варвара Кирилловна так и не вышла больше замуж. Она жила в одиночестве в своей квартире в Санкт-Петербурге. Там она застала революцию, там проживала и после революции, там же застала блокаду Ленинграда.
Ее точный года смерти нет. В одном источнике говорится 1942 год, в другом 1943 год, в третьем расплывчато, что жизнь была долгой. Но если брать 1942-1943 года, то получается, что на момент смерти ей было 72-73 года.
О ее смерти сообщил сосед по квартире. Наверное, она жила в коммуналке, так как мужчина сперва забрал себе все ее вещи и лишь потом заявил, что соседка мертва. Вещи Варвары Кирилловны сосед начал распродавать, а что не брали музеи, продавал за бесценок на барахолке.
Такая вот горькая жизнь оказалась у жизнерадостной девочки с картины.
В настоящее время полотно является частью коллекции Архангельского Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского
https://dzen.ru/a/ZILbnAzAOEeSQej3