Потомственный циркач из семьи немецких евреев Альберт Вильгельмович Саламонский прежде имел большой опыт по созданию и организации цирков. Им были открыты цирки в Берлине, Риге, Дубулты и Одессе. Лишь после этого он отправился покорять древнюю столицу России.
Здесь Саламонский познакомился с купцом Даниловым, представил ему свой проект и получил инвестиции. Место для будущего цирка было выбрано на Цветном бульваре, здесь был отличный трафик, рядом располагался цветочный рынок, на котором выступали заезжие циркачи.
Альберт Вильгельмович Саламонский
(1839, Италия — 1913, Москва)
— потомственный артист цирка, предприниматель, директор и основатель нескольких цирков, в том числе Московского цирка Никулина на Цветном бульваре (первоначально «цирк Саламонского», 1880) и Рижского цирка (до 1941 года — «цирк Саломонского»).
В цирке участвовал как наездник, конный акробат, дрессировщик лошадей и актёр.
Родители — цирковые артисты Вильгельм Саломонский и Юлия Каре. Отец был наездником и дрессировщиком лошадей.
Альберт Саламонский показывает лучшего коня своего цирка. 1897
Как наездник дебютировал в 1862 году в цирке Ренца (Берлин). Первый исполнитель сальто-мортале на неосёдланной лошади. Коронный номер — проезд верхом на лошади по бревну на высоте 5 метров.
В 1873 году открыл свой собственный цирк на Фридрихштадтпаласт в Берлине и семь лет успешно там выступал (до отъезда в Россию).
Позже свои цирки Саламонский открыл в Риге, Дубулты, Одессе (1879) и Москве (1880).
Цветной бульвар. Манеж и цирк Саламонского.
Рижский цирк Саламонского
Он для развития бизнеса написал ходатайство, адресованное властям Москвы, с просьбой разрешить устраивать воскресные детские спектакли (т.к. в то время цирк был взрослым развлечением).
Саламонский со своими питомцами. 1900 год
Разрешение было дано и в 1895 году в цирке на Цветном бульваре была поставлена первая детская пантомима «Фея кукол».
После его смерти всё имущество перешло по завещаю горничной жены Вильхемине Страупе, т.к. жена и приёмный сын умерли к тому времени.
Похоронен на Введенском кладбище
♦ ♦ ♦
В чем был успех Альберта Саламонского
Он четко представлял, чего хочет зритель: красивого и интересного зрелища. Стремясь, чтобы в цирке не пустовало ни единое место в зале, он для каждого представления приглашал удивительные труппы, часто до сих пор невиданные.
Именно поэтому каждый раз билеты раскупались молниеносно, и не только дворянами, но и обычными московскими горожанами.
Многие номера навсегда запомнились зрителям: им показывали диковинных животных, людей с «черным, как смоль» цветом кожи.
В 1885 году в цирке проходит «Магическое представление Малевского», который зачаровал саму воду! Били из-под пола фонтаны, становились то фигурой женщины, то кругом, то деревом – кто, что видел.
1886 год потряс москвичей то ли русалкой, то ли водяной. Мисс Паула, которая могла легко просидеть с крокодилами и змеями в аквариуме, заполненном водой. Затем Саламонский пригласил свирепую укротительницу львов, компанию акробатов на велосипедах.
При этом он старался хоть немножко времени уделить и народным пляскам, поэтому в его программе можно было увидеть и музыкальные паузы, певческие хоры, которые исполняли любимые народом песни.
В 1883 году выступал народный ансамбль А. Александрова, где музыканты играли на дудках, рожках, свирелях; давал концерт игры на балалайке Ушканов с известной песней «Про козла», на гармонике – Ланцев и Васильев.