В вестибюле станции московского метро "Лефортово" Большой кольцевой линии можно увидеть на первый взгляд странное изображение. Если вы поднимете голову вверх у входных турникетов, то увидите слона с двуглавым орлом, который ещё и несёт на себе крепостную башню.
Это не плод воображения авторов проекта вестибюля, а герб баронского рода Лефортов, к которому принадлежал и Франц Яковлевич Лефорт - выходец из Женевы, российский государственный и военный деятель, друг и сподвижник Петра I.
Франц Яковлевич Лефорт
(1656-1699)
— русский государственный и военный деятель женевского происхождения; ближайший помощник и советник царя Петра I (сподвижник), с которым сблизился в начале 1690-х годов; российский генерал (1693), адмирал (1695)
Герб семьи Лефор
Нынешний столичный район Лефортово, где расположена станция, назван в его честь - ведь именно в этих местах был ещё при Петре выстроен Лефортовский дворец, резиденция Франца Яковлевича.
Лефортовский дворец, построенный Петром I для Лефорта
Почему же слон?
Он попал на герб Лефортов ещё в 16 веке, когда предки Франца, шотландцы по происхождению, перебрались с территории нынешнего севера Италии в Женеву.
Слон - это символ силы, ведь фамилия "Лефорт" на европейский манер читается как "Le Fort, а "fort" в переводе значит "сила".
А вот башня на слоне появилась благодаря Петру I. Изначально вместо неё на гербе Лефортов была пальма.
По легенде она чем-то не устроила самого Петра и царь якобы даже лично зачеркнул её на гербе своего соратника и приказал заменить на крепостную башню - форт (fort).
Наверное монарх хотел, не особо много зная о слонах, чтобы фамилия Лефорта и изображение на его фамильном гербе были более ассоциирующимися друг с другом не только словами, но и визуально.
Кстати, двуглавый орёл на слоне - символ не России, как это может показаться, а герб Священной Римской империи - государства, существовавшего в центральной Европе (на землях нынешних Франции, Италии, Швейцарии, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Польши и др) в разных границах без малого 844 года, с 962 по 1806 года.
Предки Лефорта изначально жили и были на службе в северной части нынешней Италии, а позже переехали в Женеву, где в то время находили приют преследуемые католиками протестанты (семья Лефортов была кальвинистами). А эти земли как раз тогда входили в состав Священной Римской империи.
Купол на станции метро сделан из толстого пятимиллиметрового алюминия, сформованного в 17 сегментов сложной формы.
Особым купол делает то, что в век промышленной печати роспись купола осуществлялась коллективом художников в ручную!
Бригада мастеров Комбината Монументально-Декоративного Искусства (КМДИ) под руководством известного мэтра, скульптора и художника Александра Иулиановича Руковишникова практически жила на заводе РПО АЛБЕС, изготовившем купол, и вручную наносили каждую черту и завиток!
Диаметр купола более семи метров.
Ручная роспись заняла больше двух недель!
Наземный вестибюль станции "Лефортово"
Открытие станциисостоялось 27 марта 2020 года в составе участка «Лефортово» — «Косино». С момента открытия и по 16 февраля 2023 года станция функционировала в составе Некрасовской линии.
Колонная двухпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой
(глубина заложения составляет 17 метров)
Немного о дизайне станции "Лефортово"
Источником вдохновения для архитекторов послужил Лефортовский дворец, расположенный на правом берегу Яузы в районе Басманный
Стены вестибюля украсило черно-белое декоративное панно площадью 40 кв. метров. На нем изобразили здание дворца, отражающееся в водной глади реки Яузы
и утки утки утки ...
Черно-белая графика старинных эстампов стала основой цветового решения станционного комплекса.
Все выполнено в контрастных бело-серо-черных цветах
В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели.
Колонны и потолки на станции "Лефортово" оснащены светодиодной подсветкой