-Рубрики

 -Метки

2019 2020 2021 2022 2023 2024 Дубай Маяк австралия алжир алькатрас америка архитекторы африка бавария барокко бартоломео диаш белем белен бельгия бретань бутан бхактапур великобритания вермеер верона вилла дель принсипи выпечка сладкая галерея боргезе генуя город горы греция дворец дидан динан донауэшинген дорога достопримечательности дрезден египет животные замок змеи изобретения индия интересно иракузы иран испания историяэ италия ицилия каньон караваджо карелия картошка кельн китай колонна комо конкарно корунья кремль кулинария латинский квартал легенлы лион лисобон лиссабон лиссобон лиссобонн лондон лувр любек магеллан мадагаскар марокко мексика метро мехико микеланджело мифы монастырь монумент москва моссел-бей мост музей музей пушкина музыка муравьи мюнстер насекомые необычное необычные памятники непал нидерланды остров павловск палермо памятник памятники париж перу пингвины площадь портрет португалия праздник природа птицы пустыня рахманинов рим россия румыния рыба саксонская швейцария сарагоса сардиния3 северный кавказ сицилия скала скульптура собор судьбы сша тенерифе техлологии технологии традиции трастевере турин турция улицы фонтан фонтенбло фуншал холм св. женевьевы церковь черное море чехия швейцария шотландия эдинбург эльзас этимология юар юта япония

 -Цитатник

Уникальный охотник или интеллигентный компаньон – БОРЗАЯ - (0)

Уникальный охотник или интеллигентный компаньон – БОРЗАЯ Пожалуй, самые удивительные собаки, к...

Танец быстрый, голос звонкий, грациозный и простой, с этой южной, с этой тонкой стрекозиной красотой. - (0)

Кастаньеты, часть музыкального наследия Испании, являются ударным инструментом, популярным в ...

Фламенко - (0)

Фламенко возникло в Андалузии под влиянием культур народов, в течение веков сосуществовавших...

Откуда взялись белые тигры и почему они могут исчезнуть навсегда - (0)

Первое, что приходит на ум, когда видишь белого тигра – альбинос. Что тут особенного? С...

Ангелы моста Сант'Анджело - (0)

strong> Ангелы моста Сант'Анджело - одни из наиболее известных и впечатляющих скульптур Ри...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в браило

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Вокруг_Света Camelot_Club Моя_кулинарная_книга

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2014
Записей: 7049
Комментариев: 6911
Написано: 23948


Символы, аллегории и три исторических личности из разных эпох. История одних уникальных часов

Пятница, 21 Апреля 2023 г. 08:50 + в цитатник
0 (608x700, 419Kb)
Люсьен Фализ. Настольные часы с календарем. 1881. Музей Метрополитен
 
Свыше 30 иконографических и геральдических символов и посланий на латыни закодировал в своих небольших настольных часах талантливый французский ювелир 
 
Одним из самых впечатляющих изделий Люсьена Фализа являются настольные часы с календарем, созданные им в 1881 году для английского коллекционера Альфреда Моррисона, сына известного текстильного магната Джеймса Моррисона.

Джеймса Моррисона называли «Наполеоном лавочников», но нам интересна другая история.
2 (685x478, 352Kb)
В 1829 году этот человек был владельцем уцелевших строений самого известного английского неоготического поместья – Фонтхиллского аббатства, или, как его еще называли, каприза Бекфорда.
3 (700x451, 420Kb)
Фонтхиллское аббатство. 1796-1813

Аббатство было построено в 1796 – 1813 годах по инициативе автора готических романов Уильяма Бекфорда и стало одним из самых ранних неоготических сооружений в Англии.
 
Это здание с грандиознейшей 90-метровой башней в центре напоминало древние готические соборы и вызвало колоссальный интерес публики, который в свою очередь способствовал популяризации неоготического стиля в архитектуре.
4 (700x466, 563Kb)
Остатки аббатства, частично перестроенные
 
Правда, аббатство недолго можно было лицезреть вживую. Уже в 1825 году значительная часть поместья (башня и все западное крыло) рухнула, но даже гравюр было достаточно, чтобы готическое возрождение начало распространяться по всей Европе.
Уцелевшие помещения стали одним из загородных поместий Джеймса Моррисона
Вполне возможно, что история этого легендарного готического аббатства побудила Фализа создать для Альфреда Моррисона.
Falize-Morrison_Carriage_clock (501x700, 237Kb)
Настольные часы с календарем можно условно разделить на четыре яруса.

Нижний ярус – основание,
выполненное из литого серебра и декорированное рельефами на каждой стороне.
На серебряном основании Фализ поместил с четырех сторон символические рельефные плашки с геральдическими атрибутами короля Франции, короля Англии, Папы Римского и самого Альфреда Моррисона. Неизвестно, почему были выбраны именно эти исторические личности, возможно это каким-то образом было связано с коллекционерской деятельностью Моррисона.
5 (700x507, 562Kb)
Плашка на лицевой стороне часов посвящена королю Франции Людовику XII и его супруге королеве Анне Бретонской
 
Справа и слева расположены инициалы правителей, а в центре между ними геральдический символ короля – дикобраз, и девиз «Cominus et eminus», в переводе «Вблизи и издали». 
 
В то время бытовала легенда, будто дикобраз способен стрелять иглами на расстоянии, поэтому он был опасен «вблизи и издали».
6 (700x502, 527Kb)
На правой стороне часов помещен рельеф, посвященный королю Англии Генриху VIII.
 
Здесь также два инициала короля и его эмблема – герса (опускная решетка крепостных ворот), ставшая одним из геральдических символов Тюдоров после Войны Алой и Белой розы.
На ленте под герсой девиз Генриха «Altera Securitas».
7 (464x332, 239Kb)
Рельеф на левой стороне посвящен Папе Римскому Юлию II
на что указывают инициалы и герб под папской тиарой и ключами
Девиз «Post tenebras lux» – «После мрака свет».
8 (700x493, 540Kb)
Четвертый рельеф посвящен самому владельцу часов Альфреду Моррисону 

В нем также можно увидеть инициалы коллекционера справа и слева и огромного кузнечика в центре.
Под гербом девиз рода Моррисонов
«Praetio prudentia praestat» – «Благоразумие приносит награду».
0 (507x700, 248Kb)
Следующий ярус
украшают восемь декоративных готических ниш по две на каждой стороне, в которых помещены десять эмалированных вставок с аллегорическими женскими персонажами, созданные в технике прозрачной эмали (basse-taille).
1 (700x529, 734Kb)
На лицевой стороне часов помещены религиозные аллегории Церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORAGIO).

На первой вставке мы видим женскую фигуру с миниатюрным золотым макетом церкви в руках, на второй даму, стоящую в молитвенной позе со взором, обращенным к небесам. В ее ногах – золотое дымящееся кадило.
1 (459x338, 327Kb)
На правой стороне в нижней части размещены аллегории Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO).
 
Первая фигура изображена стоящей перед печатным станком с листом бумаги в руках, а вторая – сидящей и размышляющей над человеческим телом в анатомическом театре.
2 (465x338, 353Kb)
Над этими двумя героинями аллегория Мудрости (SAPIENTIA)
 
Задумчивая женская фигура, которая выглядит значительно старше остальных, окружена всевозможными атрибутами познания. В руках у нее глобус и книга, у ног секстант и транспортир.
Одной ногой она опирается на куб с геометрическими элементами, который лежит на бумажном листке с цифрами 3, 7, 4, 6, 3, значение которых не ясно, но, вероятно, связано с алхимией.
1 (467x335, 341Kb)
2 (700x510, 727Kb)
На левой стороне часов изображены аллегории трех ключевых христианских добродетелей – Милосердия (CARITAS), Надежды (SPES) и Веры (FIDES).
 
Милосердие представлено в облике облаченной в корону и царские одежды женщины, кормящей грудью двух младенцев.
 
Надежда в одной руке держит макет корабля, а в другой – лопату. Такие разные атрибуты призваны продемонстрировать, что надежда нужна всем – и морякам в море, и крестьянам в поле.
И, наконец, аллегория Веры, держащая в руках золотую подставку с тремя медальонами, на которых изображены два мужских профиля и белый голубь, что, вероятно, символизирует Святую Троицу. А пылающее рядом с фигурой пламя, судя по всему, является символом божественного огня.
1 (700x538, 722Kb)
На оборотной стороне часов аллегории Труда (LABOR) и Закона (LEX).
 
Женская фигура, символизирующая Труд изображена с веретеном в руках, терпеливо прядущей нить.
 
А аллегорию Закона с золотыми скрижалями и фасциями – известным древнеримским атрибутом власти, представляющим собой пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые шнуром или связанные ремнями. Закрепленный в фасциях топор в древности символизировал право магистрата казнить или миловать подданных.
 
По углам установлены четыре отлитые из золота женские аллегорические фигуры.
Кардинальные Добродетели. Кардинальными названа группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии (Умеренность, Благоразумие, Умеренность и Мужество), основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах.
Начиная со средних веков изображения этих добродетелей персонифицированы. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами:
4 (700x475, 642Kb)
СЏ01 (679x700, 687Kb)
СЏ03 (574x491, 364Kb)
СЏ04 (559x491, 347Kb)
СЏ02 (610x587, 480Kb)
 
Справедливость, Умеренность, Мужество, Благоразуме 
Эскизы этих фигур создал Фализ, а вот изготовил их малоизвестный скульптор Леон Шедевиль.
 
Кстати, еще в XIX веке специалисты отмечали, что при создании фигур Фализ и Шедевиль вдохновлялись четырьмя мраморными скульптурами XVI века, расположенными на углах гробницы короля Франции Людовика XII и королевы Анны в Базилике Сен-Дени..
7 (700x620, 806Kb)
Гробница короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской. Базилика Сен-Дени
 

В следующем ярусе на лицевой и оборотной стороне размещены циферблаты часов и календаря1 (2) (661x586, 764Kb)

Цветочными орнаментами покрыт и циферблат часовсозданный в техниках перегородчатой и расписной эмалей.
 
Центральным мотивом является орнамент из восьми геральдических лилий, окруженных маленькими желтыми, а также крупными голубыми и розовыми цветами.
Мотив лилии выбран, судя по всему, по той причине, что лицевая сторона часов посвящена королю Людовику XII. 
СЏ1 (489x457, 433Kb)
На оборотной стороне в круг объединены три маленьких циферблата.
 
.В трех маленьких циферблатах, показывающих дни недели, месяц и дату, Фализ зашифровал еще больше символических элементов и посланий.
СЏ03 (2) (700x449, 757Kb)
 В верхнем мы видим идущую по кругу ленту, на которой написаны дни недели
 
В центре циферблата мастер поместил эмблему фирмы-изготовителя часов «Bapst et Falize», как тогда стало именоваться объединенное ювелирное предприятие Люсьена Фализа и Жермена Бапста. 
000000000000000000 (700x455, 686Kb)
На серебряном ободе видна латинская надпись «Omnes vulnerant, ultima necat» – «Каждый (час) ранит, последний убивает». Эта надпись в Средние века часто встречалась на башенных часах и напоминала людям о том, что каждый час приближает их к смерти.
СЏ3 (700x558, 838Kb)
Левый нижний циферблат разделен на четыре сегмента, соответствующих, что любопытно, не четырем временам года, в четырем кварталам начиная с января
 
Сегменты соответственно украшены цветами, которые являются традиционными для того или иного сезона. За осенне-зимний сезон, например, отвечает остролист, за зимне-весенний – желтые крокусы, за весенне-летний период, вероятно, цветущая яблоня, а за летне-осенний – желтые хризантемы.
СЏ2 (700x562, 886Kb)
Правый циферблат показывает дату
 
Здесь по кругу изображены одинаковые свитки с цифрами от 1 до 31 (только четные), что соответствует дням в месяце.
 
В центре можно увидеть крылатые песочные часы, обвитые золотым змеем, поедающим свой хвост – уроборосом.
 
Песочные часы с парой крыльев символизируют быстротечность времени, в то время как уроборос является символом вечности и циклической природы жизни.
 
Судя по всему, соединяя два эти символа Фализ говорит нам, что время быстротечно, но жизнь бесконечна и циклична, за увяданием приходит возрождение и так по кругу. Снова и снова часы будут отсчитывать дни, недели и месяцы и конца этому не будет.
8 (700x433, 648Kb)
Календарные циферблаты разделены золотым ажурными решетками с ветвями и цветами, символическое значение которых становится понятно при переводе латинских слов, начертанных на завитках лент.
На русский язык слова «HERI», «HODIE», «CRAS» переводятся, как «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ», «ЗАВТРА» и ажурные флоральные орнаменты можно интерпретировать так: вчера – ветви, сегодня – бутоны, завтра – цветы.

Верхняя часть часов
– усыпанная аметистами и украшенная резными коньками кровля, в центре которой на небольшом рельефном постаменте возвышается аллегория Истины – золотая статуэтка обнаженной женской фигуры с факелом в правой руке.
6 (585x570, 611Kb)
Истина традиционно изображалась обнаженной в знак того, что скрывать ей нечего, а факел (или иногда зажженная свеча) указывал истинный путь. Здесь, вероятно, Истина символизирует точность времени и даты, которое показывали эти часы.
00000000000000000000000000000000 (700x524, 655Kb)
00000000000000000 (700x469, 678Kb)
7 (700x444, 495Kb)
Свыше 30 иконографических и геральдических символов и посланий на латыни закодировал в своих небольших настольных часах талантливый французский ювелир Люсьен Фализ 
 
♦   ♦   ♦
 
Семья Моррисонов владела часами до 1938 года. В тот год они были проданы внуком Альфреда Джоном Грэнвилем Моррисоном.
Затем часы попали в Америку и уже там несколько раз выставлялись на продажу.
В 1991 году настольные часы Фализа купила госпожа Райтсман и передала их в дар Музею Метрополитен. Сегодня часы представлены в рамках постоянной экспозиции и являются одним из шедевров коллекции французского прикладного искусства XIX века.


000000000000000000 (500x693, 128Kb)
Люсьен Фализе (1839 –1897)

 французский ювелир и писатель во Франции. Он  был ответственен за пионерское движение в стиле модерн со своей фирмой Falize. Известен своими захватывающими дух и инновационными проектами как для публичных, так и для частных продаж.


Люсьен Фализ был сыном основателя ювелирного предприятия Falize Алексиса Фализа. С 17 лет он обучался ювелирному делу у своего отца и с 1871 года стал сначала полноправным партнером, а в 1876 году – главой ювелирного дома. Люсьен всецело разделял любовь своего отца к эмали и интерес прошлым эпохам и создал немало впечатляющих ювелирных и декоративно-прикладных произведений в стиле неоготики, неоренессанса и т.д.

1 (700x560, 364Kb)
5 (700x560, 416Kb)
Шкатулка для драгоценностей 
(золото и эмаль; ок. 1875) 
02 (553x700, 467Kb)
Переплет для часослова 
Поклонения волхвов (серебро, позолота, эмаль; 1870) — Художественный музей Уолтерса
4 (560x700, 315Kb)Каретные часы
(бронза и сталь; 1878) — Музей искусств округа Лос-Анджелес
 
Когда Люсьен внезапно умер в 1897 году, его сыновья Андре (1872—1936), Жан-Анри (1874—1948) и Пьер-Исидор (1875—1953) продолжили работу под названием «Falize Frères» («Братья Фализ»). Общее руководство принял на себя старший брат,
Изделия «Falize Frères» были в значительной степени выполнены в стиле ар нуво, который в то время захватил Париж
3 (472x590, 463Kb)
Эфес шпаги
(бронза и золото; дизайн — Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз; 1881–82) — Метрополитен
6 (700x574, 463Kb)
Корона короля Сербии Петра I Карагеоргиевича (бронза, позолота, эмаль, полудрагоценные камни; дизайн — Михайло Валтрович; 1904) — Исторический музей Сербии
8 (700x641, 615Kb)
Корона королевы Румынии Марии Эдинбургской (золото, бирюза, аметисты, опалы, хризопразы, гранаты; дизайн — Костин Петреску; 1922) — Национальный музей истории Румынии
 
Как и многие другие, фирма сильно пострадала во время Первой мировой войны. Вскоре после её окончания Жан вышел из дела, а Пьер с самого начала участвовал в нём минимально. Когда Андре скончался в 1936 году, некогда престижная торговая марка умерла вместе с ним.
 
Искусствовед Екатерина Илюшкина
155411679_1 (1) (350x51, 3Kb)
Рубрики:  * АНТИКВАРИАТ/Ювелирное искусство
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 11 пользователям