Настольные часы с календарем можно условно разделить на четыре яруса.
Нижний ярус – основание,
выполненное из литого серебра и декорированное рельефами на каждой стороне.
На серебряном основании Фализ поместил с четырех сторон символические рельефные плашки с геральдическими атрибутами короля Франции, короля Англии, Папы Римского и самого Альфреда Моррисона. Неизвестно, почему были выбраны именно эти исторические личности, возможно это каким-то образом было связано с коллекционерской деятельностью Моррисона.
Плашка на лицевой стороне часов посвящена королю Франции Людовику XII и его супруге королеве Анне Бретонской
Справа и слева расположены инициалы правителей, а в центре между ними геральдический символ короля – дикобраз, и девиз «Cominus et eminus», в переводе «Вблизи и издали».
В то время бытовала легенда, будто дикобраз способен стрелять иглами на расстоянии, поэтому он был опасен «вблизи и издали».
На правой стороне часов помещен рельеф, посвященный королю Англии Генриху VIII.
Здесь также два инициала короля и его эмблема – герса (опускная решетка крепостных ворот), ставшая одним из геральдических символов Тюдоров после Войны Алой и Белой розы.
На ленте под герсой девиз Генриха «Altera Securitas».
Рельеф на левой стороне посвящен Папе Римскому Юлию II
на что указывают инициалы и герб под папской тиарой и ключами
Девиз «Post tenebras lux» – «После мрака свет».
Четвертый рельеф посвящен самому владельцу часов Альфреду Моррисону
В нем также можно увидеть инициалы коллекционера справа и слева и огромного кузнечика в центре.
Под гербом девиз рода Моррисонов
«Praetio prudentia praestat» – «Благоразумие приносит награду».
![0 (507x700, 248Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/159/811/159811622_0.jpg)
Следующий ярус
украшают восемь декоративных готических ниш по две на каждой стороне, в которых помещены десять эмалированных вставок с аллегорическими женскими персонажами, созданные в технике прозрачной эмали (basse-taille).
На лицевой стороне часов помещены религиозные аллегории Церкви (ECCLESIA) и Молитвы (ORAGIO).
На первой вставке мы видим женскую фигуру с миниатюрным золотым макетом церкви в руках, на второй даму, стоящую в молитвенной позе со взором, обращенным к небесам. В ее ногах – золотое дымящееся кадило.
На правой стороне в нижней части размещены аллегории Свободы (LIBERATIO) и Исследования (INVESTIGATIO).
Первая фигура изображена стоящей перед печатным станком с листом бумаги в руках, а вторая – сидящей и размышляющей над человеческим телом в анатомическом театре.
Над этими двумя героинями аллегория Мудрости (SAPIENTIA)
Задумчивая женская фигура, которая выглядит значительно старше остальных, окружена всевозможными атрибутами познания. В руках у нее глобус и книга, у ног секстант и транспортир.
Одной ногой она опирается на куб с геометрическими элементами, который лежит на бумажном листке с цифрами 3, 7, 4, 6, 3, значение которых не ясно, но, вероятно, связано с алхимией.
На левой стороне часов изображены аллегории трех ключевых христианских добродетелей – Милосердия (CARITAS), Надежды (SPES) и Веры (FIDES).
Милосердие представлено в облике облаченной в корону и царские одежды женщины, кормящей грудью двух младенцев.
Надежда в одной руке держит макет корабля, а в другой – лопату. Такие разные атрибуты призваны продемонстрировать, что надежда нужна всем – и морякам в море, и крестьянам в поле.
И, наконец, аллегория Веры, держащая в руках золотую подставку с тремя медальонами, на которых изображены два мужских профиля и белый голубь, что, вероятно, символизирует Святую Троицу. А пылающее рядом с фигурой пламя, судя по всему, является символом божественного огня.
На оборотной стороне часов аллегории Труда (LABOR) и Закона (LEX).
Женская фигура, символизирующая Труд изображена с веретеном в руках, терпеливо прядущей нить.
А аллегорию Закона с золотыми скрижалями и фасциями – известным древнеримским атрибутом власти, представляющим собой пучки вязовых или берёзовых прутьев, перетянутые шнуром или связанные ремнями. Закрепленный в фасциях топор в древности символизировал право магистрата казнить или миловать подданных.
По углам установлены четыре отлитые из золота женские аллегорические фигуры.
Кардинальные Добродетели. Кардинальными названа группа из четырёх основных добродетелей в христианском нравственном богословии (Умеренность, Благоразумие, Умеренность и Мужество), основанная на античной философии и имеющая параллели в других культурах.
Начиная со средних веков изображения этих добродетелей персонифицированы. Обычно это женские фигуры с соответствующими атрибутами:
Справедливость, Умеренность, Мужество, Благоразуме
Эскизы этих фигур создал Фализ, а вот изготовил их малоизвестный скульптор Леон Шедевиль.
Кстати, еще в XIX веке специалисты отмечали, что при создании фигур Фализ и Шедевиль вдохновлялись четырьмя мраморными скульптурами XVI века, расположенными на углах гробницы короля Франции Людовика XII и королевы Анны в Базилике Сен-Дени..
Гробница короля Франции Людовика XII и королевы Анны Бретонской. Базилика Сен-Дени
В следующем ярусе на лицевой и оборотной стороне размещены циферблаты часов и календаря![1 (2) (661x586, 764Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/159/816/159816006_1__2_.png)
Цветочными орнаментами покрыт и циферблат часов, созданный в техниках перегородчатой и расписной эмалей.
Центральным мотивом является орнамент из восьми геральдических лилий, окруженных маленькими желтыми, а также крупными голубыми и розовыми цветами.
Мотив лилии выбран, судя по всему, по той причине, что лицевая сторона часов посвящена королю Людовику XII.
На оборотной стороне в круг объединены три маленьких циферблата.
.В трех маленьких циферблатах, показывающих дни недели, месяц и дату, Фализ зашифровал еще больше символических элементов и посланий.
В верхнем мы видим идущую по кругу ленту, на которой написаны дни недели
В центре циферблата мастер поместил эмблему фирмы-изготовителя часов «Bapst et Falize», как тогда стало именоваться объединенное ювелирное предприятие Люсьена Фализа и Жермена Бапста.
На серебряном ободе видна латинская надпись «Omnes vulnerant, ultima necat» – «Каждый (час) ранит, последний убивает». Эта надпись в Средние века часто встречалась на башенных часах и напоминала людям о том, что каждый час приближает их к смерти.
Левый нижний циферблат разделен на четыре сегмента, соответствующих, что любопытно, не четырем временам года, в четырем кварталам начиная с января
Сегменты соответственно украшены цветами, которые являются традиционными для того или иного сезона. За осенне-зимний сезон, например, отвечает остролист, за зимне-весенний – желтые крокусы, за весенне-летний период, вероятно, цветущая яблоня, а за летне-осенний – желтые хризантемы.
Правый циферблат показывает дату
Здесь по кругу изображены одинаковые свитки с цифрами от 1 до 31 (только четные), что соответствует дням в месяце.
В центре можно увидеть крылатые песочные часы, обвитые золотым змеем, поедающим свой хвост – уроборосом.
Песочные часы с парой крыльев символизируют быстротечность времени, в то время как уроборос является символом вечности и циклической природы жизни.
Судя по всему, соединяя два эти символа Фализ говорит нам, что время быстротечно, но жизнь бесконечна и циклична, за увяданием приходит возрождение и так по кругу. Снова и снова часы будут отсчитывать дни, недели и месяцы и конца этому не будет.
Календарные циферблаты разделены золотым ажурными решетками с ветвями и цветами, символическое значение которых становится понятно при переводе латинских слов, начертанных на завитках лент.
На русский язык слова «HERI», «HODIE», «CRAS» переводятся, как «ВЧЕРА», «СЕГОДНЯ», «ЗАВТРА» и ажурные флоральные орнаменты можно интерпретировать так: вчера – ветви, сегодня – бутоны, завтра – цветы.
Верхняя часть часов
– усыпанная аметистами и украшенная резными коньками кровля, в центре которой на небольшом рельефном постаменте возвышается аллегория Истины – золотая статуэтка обнаженной женской фигуры с факелом в правой руке.
Истина традиционно изображалась обнаженной в знак того, что скрывать ей нечего, а факел (или иногда зажженная свеча) указывал истинный путь. Здесь, вероятно, Истина символизирует точность времени и даты, которое показывали эти часы.