Крепости Сан Лео, Кальи, Мондавио и Сассокорваро показывают, что Мартини достиг в них высокой степени органичного сочетания инженерных и эстетических свойств, которое характеризует всю фортификационную архитектуру Италии рассматриваемого периода.
Крепость Кальи
построена 1470-х - 1480-х гг
Особенностью ее считается секретный проход ( soccorso coverto ), который соединяет башню с внушительными руинами ромбовидной крепости (снесенной в 1502 году).
Укрепления относятся к тому времени, когда такие архитекторы, как Франческо ди Джорджио Мартини, испытывали новаторские решения проблем, связанных с новыми разработками в артиллерии.
К сожалению, от всего огромного комплекса сохранилась только внешняя башня. Все прочее было уничтожено Гвидобальдо да Монтефельтро из страха, что крепость перейдет в руки Чезаре Борджиа по прозвищу Валентино и что она будет использована против владельцев.
От Кальи остались лишь отдельные здания, на фундаменте которых в 1569 г. был построен монастырь Ордена капуцинов, действующий и в наши дни.
Крепость Мондавио
Строительство осталось незавершенным из-за возвращения архитектора Франческо Ди Джорджо Мартини в родную Сиену и последующей одновременной смерти как заказчика Джованни Делла Ровере, так и архитектора (1501).
В 1631 году, после смерти последнего герцога Урбино (Франческо Мария II делла Ровере), герцогство возвращается в состав церковного государства, и крепость Мондавио, больше не имеющая оборонительных целей, превращается в папскую тюрьму.
Такое использование продолжается даже после объединения Италии до 1940-х годов 20-го века.
Величественная крепость представляет собой настоящую военную машину, в которой каждая форма и структура были разработаны, чтобы противостоять атакам, нанесенным оружием того времени.
Ее восемь граней сложной и неправильной формы и острые края создают эффект винтового завинчивания снизу вверх всей крепости.
К крепости примыкает пешеходная дорожка, защищенная небольшой башней, которая ведет к массивной полукруглой башне, соединенной с мостом с двумя входными воротами (одни из них все еще видны).
Дорожка и полукруглая башня при взгляде сверху образуют фигуру арбалета. Такой архитектурной экстравагантностью можно считать саму подпись Франческо Ди Джорджо Мартини.
Сложность всего укрепления еще больше увеличилась бы, если бы, как сообщается в трактатах архитектора, была построена еще одна круглая башня, ожидаемая на западном склоне и так и не построенная.
Такая башня включала бы комнаты, которые будут использоваться в качестве жилого помещения, которых нет внутри крепости.
Крепость Сассокорваро
Здесь Франческо Ди Джорджо Мартини хотел реализовать в новых формах укрепленное жилище кондотьера пятнадцатого века.
Поэтому здание объединило свой внешний вид неприступной крепости с архитектурной добротой его интерьера, образованного просторным двором, на который выходят залы, лоджия и спиральный пандус, который элегантно проходит от первого этажа до верхнего этажа.
Сразу при входе установлен бюст Франческо ди Джорджио Мартини
Комплекс состоит из трех гигантских круглых башен, к которым добавляется четвертая в виде корпуса корабля, что придает плану крепости форму "черепахи".
Крепость Сан-Лео
Местоположение крепости, Франческо выбиравлось с точки зрения удобства обороны, вместе с тем придавало постройке доминирующее значение в окружающем ландшафте.
Согласно письмам 1485 года, правительство Сиены обратилось к Франческо ди Джорджо с просьбой вернуться в родной город и приступить к проектированию и строительству общественных зданий.
Он вернулся в город в 1486 году и начал получать ежегодное жалованье в 800 флоринов за должность официального городского инженера, на которой он инспектировал все инженерные проекты по всей Сиене.
Ди Джорджо также выполнял художественные проекты для города, такие как скульптуры ангела со свечами, в создании которых он принимал участие.алтарь в Кафедральном соборе Оперы.
Это время было временем процветания и популярности Ди Джорджо, за чье присутствие и опыт боролись правители нескольких городов-государств, в частности Сиены и Урбино. Его налоговые документы от 1488 года показывают материальное благосостояние, а также семейное богатство в виде шести детей.
В 1490 году правительство Милана поручило ему изготовить модель купола Миланского собора. Этот проект побудил его отправиться на место строительства собора, где он встретился с Леонардо да Винчи, которого также наняли для консультаций по строительству. Ди Джорджо, по-видимому, давал полезные советы строителям собора и получил за это 100 флоринов.
Его опыт военного инженера снова проявился во время Итальянской войны 1494-98 годов, когда он служил у Фердинанда II Неаполитанского. Он использовал туннели и взрывчатые вещества в том, что считается новаторским использованием технологии добычи полезных ископаемых для ведения войны.
В 1499 году Ди Джорджо был избран капельмейстером Кафедральной оперы.