Мартини Франческо Ди Джорджо больше всего помнят как архитектора и теоретика архитектуры.
Мартини Франческо Ди Джорджо - архитектор
Еще в возрасте 30 лет ди Джорджо оказался под покровительством Фредерико да Монтефельтро, герцога Урбино, прославившегося своей военной доблестью, огромной библиотекой и окружением ученых и художников. Герцог заказал несколько картин и статуй, но самое главное, поручил ди Джорджо строительство своих укреплений и дворцов
Урбино. Палаццо Дукале
Еще в возрасте 30 лет ди Джорджо оказался под покровительством Фредерико да Монтефельтро, герцога Урбино, прославившегося своей военной доблестью, огромной библиотекой и окружением ученых и художников. Герцог заказал несколько картин и статуй, но самое главное, поручил ди Джорджо строительство своих укреплений дворцов
Франческо были надстроены башни главного фасада урбинского дворца.
Урбино. Палаццо Дукале. Северо-восточный угол здания (с окнами тронного зала); внизу — висячий сад
Завершен висячий сад, продолжен к югу восточный фасад
Урбино. Палаццо Дукале, двор
Начато строительство двора, получившего название Кортиле дель Пасквино, с частично заложенной впоследствии семиарочной лоджией.
Обрамления окон. Урбино,Палаццо Дукале
Ему же следует приписать в разных частях дворца богатые обрамления окон и порталов в виде двух каннелированных пилястр, несущих полный трехчастный антаблемент.
Под его руководством были также более пышно отделаны внутренние помещения дворца в соответствии с изменившимися вкусами владельца.
Палаццо Дукале в Губбио
Герцогский дворец — сохранил внешний облик средневекового замка, состоящего, как и урбинский дворец до перестройки, из двух частей «прилепившегося» к горе оборонного сооружения с высокой сторожевой башней и средневекового дворца (получившего позднее название палаццо делла Гвардиа).
Парадный двор Палаццо Дукале в Губбио
Центром обновленного дворца стал внутренний двор между двумя старыми постройками.
Урбино. Палаццо Дукале, двор (слева); Губбио — Палаццо Дукале, двор (справа)
В новых частях дворца в Губбио Франческо ди Джорджо Мартини повторялись формы и детали урбинского дворца: вариантом последнего был и парадный двор. Однако имеются также существенные различия (ср. наличники окон второго этажа).
Францеско в Губбио оставался почти 10 лет, не только осуществляя архитектурные проекты, но и работая в качестве дизайнера в современном смысле этого слова: он проектировал и оформлял внутреннее пространство залов герцогских дворцов.
Панели стен и великолепный потолок из «студиоло». Герцогский палаццо в Губбио
К таким работам относится, например панели стен и великолепный потолок из «студиоло» (комнаты для интеллектуальных занятий) герцогского палаццо в Губбио.
Панели выполнены в технике интарсии, на некоторых из них есть эмблемы Федериго да Монтефельтро. Дизайн приписывают Франческо ди Джорджо, а техническое исполнение Джулиано да Майано.
Церковь Сан-Бернардино
в Урбино была построена в конце 15 века Франческо ди Джорджо Мартини по заказу герцога урбинского Федериго Монтефельтро.
Церковь Сан-Бернардино в Урбино Саркофаг Федерико да Монтефельтро
Санта-Мария-деле-Грацие-аль-Кальчинайо в Кортоне
При финансовой поддержке сына Фредерико, нового герцога, ди Джорджо продолжил свою великую архитектурную работу в Урбино, наиболее известной из которых стала церковь Санта-Мария-делле-Грацие-аль-Кальчинаио, расположенная на крутом склоне холма.
Церковь, спроектированная Франческо ди Джорджо Мартини при участии Луки Синьорелли в 1484 г.,
Церковь Санта Мария дель Кальчинайо близ Кортоны (находится за пределами Марок, в Тоскане), законченная после смерти архитектора, имеет в плане форму латинского креста.
Франческо ди Джорджо Мартини, строго следовавший принципам архитектуры эпохи Возрождения, создал церковь простой геометрической формы с одним нефом и трансептом, украшенную карнизами с пилястрами и полуциркульными окнами с тимпанами.
Фонтан Радости (итал. Fonte Gaia) —в Сиене на главной площади
В эпоху Возрождения художественное образование предполагало строгое понимание математики, особенно геометрии и механики.
В результате ди Джорджо обладал задатками отличного инженера, и вскоре после того, как он стал независимым от своего хозяина, государство заключило с ним контракт на улучшение сиенских акведуков и фонтанов.
Работая вместе с одним из своих коллег, Диджорджио успешно добился таких улучшений, значительно увеличив фонтан на центральной площади Пьяцца дель Кампо. Фонтан, первоначально построенный более 50 лет назад Якопо делла Кверча, требовал особого технического подхода, поскольку его высота превышает 1000 метров.
Урбино (1475-1484)
В середине 1470-х годов Ди Джорджо поступил на службу к Федерико да Монтефельтро, герцогу Урбино. Он создал множество художественных произведений для герцога, в том числе бронзовый рельеф "Снятие с креста", и служил архитектором и инженером герцога во время заговора Пацци.
В ходе последовавшей затем войны между итальянскими городами-государствами Ди Джорджо построил для своего покровителя ряд крупных укреплений. Этот источник занятости для Ди Джорджо продолжился после смерти да Монтефельтро с его сыном, новым герцогом.
Архитектурные работы также пришли к Ди Джорджо благодаря его работе у герцога, в том числе, вероятно, его самое знаменитое здание, Санта-Мария-делле-Грацие-аль-Кальчинайо в Кортоне.
Церковь была сложной при проектировании из-за крутого наклона ее расположения, но инженерное и архитектурное мастерство Ди Джорджо позволило ему спроектировать прочное здание, которое стоит до сих пор.