Многие современники гения отмечали, что карандаш, перо и кисть занимали в жизни артиста вне сцены очень важное место.
Все, кто близко знал артиста, замечали, что частенько во время беседы он рисовал, сам даже того не замечая. В этом порыве выплескивалась потребность графически изображать то, что наполняло душу и воображение виртуоза от искусства.
Многогранность таланта
Неисчерпаемо одаренный народный артист, был известен не только потрясающими актерскими данными, но и талантом графика, скульптора, живописца, художника-гримера.
Шаляпин любил изображать себя
Держа в руке карандаш или перо, Шаляпин практически всегда закреплял свои мысли или слова рисунками, в этом была органическая потребность актера.
Рисунки действительно появлялись повсюду, и сопровождали гения на всех этапах творческой карьеры, и красной нитью прошли через всю жизнь величайшего мастера. И стоит отметить, что, как правило, многие из них появлялись импровизированно.
Художник-гример
Особенным мастерством отличался артист в искусстве грима, любил заниматься, что называется, «живописью на собственной шкуре».
Шаляпин, гримируясь для любого сценического образа, задействовал не только лицо и шею, но и руки, а при необходимости и тело. Для того времени это было действительно новаторством.
«Когда я вышел на сцену одетый в свой костюм и загримированный, — писал впоследствии артист о первом выступлении в роли Мефистофеля в Милане, — это вызвало настоящую сенсацию, очень лестную для меня. Артисты, хористы, даже рабочие окружили меня, ахая и восторгаясь, точно дети, дотрагивались пальцами, щупали, а увидев, что мускулы у меня подрисованы, окончательно пришли в восторг».
Также стоит отметить, что к гриму Шаляпин относился с предельным лаконизмом, как и к своим графическим рисункам.
«Грим — очень важная вещь и лишних деталей надо избегать так же, как и в самой игре. Слишком много деталей вредно. Они загромождают образ».
Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером в том смысле, в котором мы привыкли считать.
Талантливый карикатурист
Шарж артиста, выполненный несколькими штрихами, отличался потрясающей схожестью и лаконизмом.
Автопортрет с сыном Борисом. 1910
"Автопортрет со спины" - особый шаляпинский жанр. Этот минималистичный рисунок - просто шедевр, но появился он в результате долгих тренировок.
А.Н. Бенуа. Н.К. Рерих
И.Е. Репин И.М. Москвин
К слову, художник-карикатурист Д.И. Мельников в свое время создал дружеский шарж на Шаляпина под названием «Художники на отдыхе», как нельзя лучше характеризующий сущность талантливого гения и многогранную его одаренность.
На переднем плане посреди зеленой лужайки - Федор Иванович.
Одной рукой он пишет автопортрет, другой - удит рыбу в аквариуме.
Слева от него лежит кусок мягкой глины, приготовленной для работы, а на колене он бережно придерживает только что оконченный бюст авторской работы.
При всем при этом он еще умудряется пальцами ноги делать записи в ежедневнике. За спиной буквально застыли друзья-художники, которые искренне восторгаются создающимися на их глазах произведениями искусства.
Шаляпин - график
Авторские портреты Шаляпина-художника не простая фиксация образа перевоплощающегося артиста.
Тонкое чутье линии позволяло Шаляпину передавать истинное свое психологическое состояние, настроение несколькими четкими штрихами, добиваясь при этом потрясающей похожести и внутренней выразительности.
Шаляпин - скульптор
Невзирая на пристрастие артиста к графическим зарисовкам, Шаляпин больше всего любил ваять из глины. И тут также больше всего ему удавались автопортреты в виде бюстов.
Из воспоминаний Сергея Коненкова: «Однажды Шаляпин сказал нам, художникам, что он рожден быть скульптором». Наверняка так оно бы и было, не стань он гениальным оперным певцом и потрясающим артистом.