«Большая тройка Возрождения», «Три титана эпохи Возрождения" – это все сказано о великих итальянцах - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэле Санти. Все они были современниками, хотя и не ровесниками, сосуществовали какое-то время в один исторический период и были, так или иначе, знакомы друг с другом и достижениями друг друга.
Уже при жизни все трое были легендами.
Познакомились они тогда, когда набрали достаточно мастерства и опыта, чтобы прославиться и конкурировать друг с другом: Рафаэлю был 21 год, Микеланджело – 29 лет, Леонардо – 52 года.
Как видно, самым молодым был Рафаэль, на 8 лет его старше был Микеланджело и еще на 23 года старше был Леонардо.
Как складывались их взаимоотношения?
Конечно, ни о какой дружбе речи не идет,
во-первых, в силу разницы в возрасте,
во-вторых, в силу загруженности работой над своими шедеврами (гении редко бывают окружены друзьями, на них просто нет времени),
в-третьих, поскольку были абсолютно разными личностями в силу характера и темперамента (гении с легким характером встречаются нечасто),
и в-четвертых, в силу здорового соперничества, которое никто не отменял.
Это неплохо, ведь конкуренция – двигатель прогресса. Неслучайно Италия того времени ознаменовалась с их помощью и при их непосредственном участии эпохой Высокого Возрождения.
И еще не надо забывать, что гении еще и простые смертные люди, которым свойственен весь спектр человеческих качеств, включая не самые возвышенные: ревность, гордыня, зависть, ненависть, высокомерие, цинизм, амбициозность и многие другие, …
Итак,
Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти
И вечный бой – покой нам только снится!
Когда Леонардо был общепризнанным гением, Микеланджело был сравнительно молод и только набирал свои обороты.
Микеланджело отличался строптивым, высокомерным характером, высоким самомнением, был циничен и остр на язык. Наверное, имел на это право – в 24 года он создал знаменитый шедевр «Пьета».
Он намеревался превзойти «универсального гения» Леонардо, к тому же, выходца из бедной семьи неблагородного происхождения. Напомню, что Леонардо был незаконорожденным ребенком в семье нотариуса и крестьянки и не имел фамилии.
Город Винчи.Тоскана
Словосочетание "да Винчи" означает «родом из городка Винчи». Сам же Микеланджело принадлежал к дворянской семье, чем гордился всю жизнь. Более того, Микеланджело был уверен в божественности своего дара и не видел никого равного себе.
Да Винчи был осведомлен об отношении к себе Буанарроти и со своей стороны также презирал его и старался задавить своим авторитетом.
Микеланджело Буонарроти
Скульптуру как вид искусства он принижал. А также считал, что скульптор не может быть художником. Да Винчи обесценивал мастерство картин Микеланджело, впрочем, как и скульптур.
Например, он проголосовал на общем собрании, чтобы статую Давида Микеланджело поставили в самый дальний угол зала, да к тому же покинул собрание до его завершения, пытаясь таким образом нанести прилюдную пощечину Микеланджело.
А причина – на поверхности, он сам когда-то отверг как бракованную и неперспективную эту самую глыбу мрамора, из которой в талантливых руках Буанарроти вышел шедевр.
Эскиз скульптуры Леонардо да Винчи
Леонардо называл живопись интеллектуальным искусством, а скульптуру физической работой.
Микеланджело, напротив, считал скульптуру высшей формой искусства, уподобляя ее солнцу, а живопись луне.
Между ними были и перепалки. Одна из которых дошла до наших дней.
Леонардо:
- "Вы, скульпторы, вечно обляпаны мраморной пылью с головы до ног, словно булочники. Ваши дома завалены каменной крошкой да обломками нерожденных творений!"
Леонардо да Винчи. Эскиз конной статуи кондотьера Франческо Сфорца. 1480
- " Кто же, как не ты, не доделал и бросил в Милане всадника Сфорца? "- парировал Микеланджело.
В общем, все далеко не ангелы!
Зал Большого Совета Палаццо Веккио
Один-единственный раз им даже «не посчастливилось» работать вместе. В 1504 году великих итальянцев пригласили для росписи дворца Веккьо, они трудились в разных концах одного зала над батальными сценами.
Битва при Ангиари. Леонардо да Винчи.
Да Винчи изображал лошадей, а Микеланджело солдат в момент купания.
Битва при Кашине. Микеланджело.
Это был крайне неконструктивный опыт взаимодействия. Перебранка и острые шпильки в адрес друг друга привели к тому, что работа затянулась и в итоге была перепоручена другим мастерам. Но сохранились эскизы, и первоначальные работы удалось воссоздать для потомков.
Любопытно
Рафаэль жил во Флоренции 4 года, 1504-1508 гг. В тот момент в городе сложилась абсолютно фантастическая ситуация: в городе одновременно по одним и тем же улицам и палаццо ходили Рафаэль, Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Три титана эпохи Возрождения соперничали друг с другом в одном культурном пространстве. Никогда уровень мастерства не достигал такой концентрации в рамках одного города.