Во времена прерафаэлитов в академической среде существовало мнение, что прикладное искусство — «низкий жанр», занятие для тех, кому не удалось добиться успехов в живописи, графике или скульптуре. Но прерафаэлиты показали миру, какими великолепными могут быть шедевры прикладного искусства. Одним из гениев в этой области стал Уильям Френд де Морган — прекрасный художник и изобретатель, достойный продолжатель дела титанов Возрождения.
Новатор и романтик
Косность британского академизма и безликий «ширпотреб», который изготавливали фарфоровые заводы, раздражали пылкого и талантливого юношу. Выучившись в Королевской академии и поработав немного с витражами, он под влиянием Уильяма Морриса примкнул к движению прерафаэлитов и занялся керамикой.
Экспериментируя с составом глины и глазури, со способами нанесения рисунка и обжига, он вслед за Леонардо да Винчи сочетал в себе неуемную страсть к экспериментам, недюжинный художественный талант и острый ум изобретателя-первопроходца.
Признание
Талант де Моргана нашел отклик у британцев. Со временем ему удалось открыть собственную мануфактуру и поучаствовать в выставках общества прерафаэлитов.
Одним из самых крупных заказов, раскрывающих масштаб его таланта, послужило оформление лестницы и холла и реставрация турецкой, сирийской и персидской плитки в Лейтон-Хаусе — доме английского художника Фредерика Лейтона.
Удивительные звери
Уильям де Морган подходил к любимому делу основательно, изучая технологии изготовления керамики крито-микенского периода, поздней античности, эпохи Ренессанса.
С несвойственным творческой личности системным подходом и небывалым упорством он возрождал давно утерянные технологии.
В его руках предметы, которые он создавал — блюда, вазы, люстры, плитка — буквально оживали. Вместо стилизованных фигурок животных появлялись похожие на настоящих, растения и цветы хотелось потрогать, чтобы убедиться, что они нарисованы.
Он использовал люстр (глазурь с металлическим отблеском), изученный им на материале итальянской и испано-мавританской майолики, а также красочных фаянсов турецкого Изника. Он освоил всю «персидскую палитру» глазурей: темно-синий, бирюзовый, марганцево-фиолетовый, зеленый, индийский красный и лимонно-желтый цвета.
В 1872 году де Морган основал керамическую фабрику в Челси и работал там до 1881 года. Проектировал посуду, фаянсовые плитки, декоративные вазы и блюда.
Однако, испытывая трудности со сбытом своих изделий, в 1907 году де Морган оставил гончарное ремесло.
«Ясно, что люстр и подглазурные росписи могут быть употреблены на всех частях зданий, которые ловят лучи восходящего солнца… Всю свою жизнь я пытался делать красивые вещи, — сказал он тогда, — и теперь, когда я могу сделать их, никто не хочет их».
Уильям Де Морган обратился к написанию романов и стал более известным, чем в то время, когда был художником-керамистом.
Его первый роман, «Джозеф Вэнс», был опубликован в 1906 году и стал сенсацией как в Великобритании, так и в Соединенных Штатах. За этим последовали «Дело Дишонора», «Алиса для шорт» и двухтомник «Никогда больше не может случиться»(1909). Жанр, в колтором стал работать де Морган-писатьель, критики определили «викторианским и провинциальным».
Многие керамические произведения де Моргана хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта, в галерее Уильяма Морриса и в городском музее Бирмингема, музее Эшмола в Оксфорде и других музеях.
В 2002—2014 годах в Центре Де Морган в Лондоне (часть Музея Уондсворта) проходила выставка его работ и работ его жены Эвелин.
Эвелин Морган и ее картины
Уильям де Морган был женат на Мэри Эвелин, в девичестве Пикеринг, которая работала в стиле прерафаэлитового движения и была членом прерафаэлитского братства. Эвелин была талантливой художницей, абсолютно равнодушной к деньгам. Получая оплату за свои картины, она финансировала проекты своего мужа. Поддерживала его и финансово и морально.
Умер Уильям Френд Де Морган в 1917 году, вероятно, от гриппа. Сегодня он почти забыт как писатель, но его великолепные и уникальные керамические работы известны миру.