Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – один из тех архитектурных памятников Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через реку Фонтанку. Мост соединяет два острова – Спасский и Безымянный.
Ширина Чернышёва моста - 14,66 метров, длина - 57,12 метров. Особенность моста заключается в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины.
Первоначально мост назывался Екатерининским в честь Екатерины II, однако вскоре после постройки был переименован в Чернышёв мост (от находившейся здесь загородной усадьбы графа Чернышёва).
В 1785—1787 годах вместо деревянного моста был построен новый каменный по проекту инженера Ж.-Р. Перроне. Первоначально мост именовался Екатерининским в честь императрицы Екатерины II. Однако привилось другое название — Чернышев мост, так как трасса его проходила по оси переулка того же названия.
Мост Ломоносова
Первоначально это сооружение возводилось в «серийном проекте». Дело в том, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге был одним из семи типовых памятников градостроительного искусства. Все они планировались как трёхпролетные, имели каменные опоры и арки, были снабжены четырьмя гранитными башнями.
Старо-Калинкин мост
Там находились разводные механизмы. Центральный пролёт каждого моста был выполнен из дерева. До нашего времени дожили только два таких сооружения. Это, собственно, мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Но раньше так выглядели не только они.
В середине XIX века из-за возросшего движения городского транспорта, каменные мосты башенного типа: Симеоновский, Аничков, Семеновский, Обуховский, Измайловский начали перестраивать со сносом башен и заменой подъемных пролетов постоянными.
Аничков мост
Измайловский мост
Обуховский мост.
Семёновский мост
Мост Белинского (бывший Симеоновский)
Мост Ломоносова XIX век
Мост состоял из 2-х боковых каменных сводов, облицованных гранитом и средней подъемной части - деревянного двукрылого разводного пролета.
На речных опорах размещены гранитные башни, в которых были подъемные механизмы с длинными цепями. Настил боковых частей моста был замощен булыжником (до 1830-х годов мосты на Фонтанке имели торцовые мостовые), средний пролет покрыт деревянным настилом. Тротуары были ниже мостовой и огорожены от нее высокими гранитными парапетами во всю длину боковых частей моста.
.
Перила повторяли рисунок перил набережной р. Фонтанки, но на соединениях с нею прерывались гранитными открылками. Такие же парапеты, но остроугольные, были установлены на быках между обращенными к воде столбами беседок.
Башенные надстройки выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения, поддерживающих антаблементы дорического ордера и завершенных сферическими куполами с шаровидными золочеными урнами
.
В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день.
Чернышев мост — единственный из собратьев, кто простоял без изменений свыше ста лет, подвергаясь лишь текущему ремонту.
Мост Ломоносова 1915 год
В 1912—1913 годах мост был капитально отремонтирован: усилены опоры и своды, заменена часть облицовки, деревянные пролетные строения заменены металлическими балочными (по проек-ту инженера А. П. Пшеницкого).
1951—1955 Мост Ломоносова.
1960—1967 Река Фонтанка у Чернышева моста.
Во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжки города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками – все это рухнуло в реку.
Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.
Въезд на мост со стороны площади Ломоносова
Въезд на мост со стороны улицы Ломоносова
23 августа 1948 года мост потерял своё привычное название. Его переименовали в честь российского учёного и поэта М.В. Ломоносова. Такое же название получила и примыкающая к мосту площадь, и улица.
Вид моста и площади Ломоносова 1980 – 1985
фото Мария Какоткина
Мост снялся во многих фильмах. Например "Приключения итальянцев в России". Именно по нему ехал самый знаменитый инвалид ))
http://palmernw.ru/mir-piter/lomonosov_most/lomonos_most.html
https://vladimirtan.livejournal.com/366084.html?utm_source=embed_post
https://pantv.livejournal.com/286638.html
https://ru.wikipedia.
Пантелеймоновский мост
Первым проезжим цепным мостом был Пантелеймоновский, построен он в 1823—1824 годах через Фонтанку по проекту инженера Г. Треттера. Строительными работами руководил известный в то время инженер В. А. Христианович — выпускник Петербуржского института инженеров путей сообщения.
С каждой стороны реки на гранитных основаниях возвели порталы из пяти чугунных колонн высотой 6 метров. Каждый из порталов завершался карнизом, его украшали позолоченный свинцовый орнамент и львиные головы. Деревянный настил моста крепился цепями, которые были пропущены через открытые львиные пасти. Пролет моста имел в длину 43 метра, а в ширину — около 11 метров.
Серьезным недостатком моста была его качка, а для пропуска трамвая он оказался вовсе непригодным. В 1908—1912 годах на этом месте построили новый мост по проекту архитектора Л. А. Ильина. Решетка и фонарные столбы моста были украшены арматурой из военных доспехов. Мост был переименован в мост Пестеля. В 1991 гду мосту возвращено его историческое название.
С 1823 по 1826 год в Петербурге было построено шесть цепных мостов. Из них до наших дней сохранилось лишь два. Это пешеходные мосты через канал Грибоедова — Банковский и Львиный, сооруженные в 1825—1826 годах по проекту инженера Г. Треттера. Египетский, как и Пантелеймоновский, исчез в начале XX века. Немного раньше сломали пешеходный мост через канал в Екатерингофском парке — один из первых в Европе цепных мостов. В 1936 году реконструировали Почтамтский: из висячего его превратили в трехпролетный.
https://stilarhitekturi.livejournal.com/928136.html