-Метки

2019 2020 2021 2022 2023 2024 Дубай Маяк австралия алжир америка архитекторы африка бавария барокко бартоломео диаш белем белен бельгия бретань бхактапур великобритания вермеер верона вилла дель принсипи выпечка сладкая галерея боргезе генуя город горы греция дворец дидан динан донауэшинген дорога достопримечательности дрезден египет животные замок изобретения индия интересно иракузы иран испания историяэ италия ицилия караваджо карелия картошка кельн китай колонна комо конкарно корунья кремль кулинария латинский квартал легенлы лион лисобон лиссабон лиссобон лиссобонн лондон лувр любек магеллан мадагаскар марокко мексика метро мехико микеланджело мифы мифы греции монастырь монумент москва моссел-бей музей музей пушкина музыка муравьи мюнстер насекомые неаполь необычное непал нидерланды остров павловск палермо памятник памятники париж перу площадь портрет португалия праздник природа птицы пустыня рахманинов рим россия румыния рыба саксонская швейцария сарагоса сардиния3 северный кавказ сицилия скала скульптура собор судьбы тенерифе техлологии технологии традиции турин турция улицы фонтан фонтенбло фуншал холм св. женевьевы церковь черное море чехия швейцария шотландия эдинбург эльзас этимология юар япония

 -Рубрики

 -Цитатник

Укpoпный coyc нa зимy - (0)

Укpoпный coyc нa зимy: Укpoп нa зимy мoжнo нe тoлькo cyшить, coлить и зaмopaживaть, нo ...

Это было. И юмора Уинстону Черчиллю было не занимать. Не нынешнее племя бесноватых. - (0)

Цитаты Уинстона Черчилля   Русские могут казаться...

ИНФОРМАЦИЯ !!! - (2)

ИНФОРМАЦИЯ !!! Это нам сегодня наш председатель дома прислал Прислали с УК ГМР Уважаемые гражд...

Самая большая медуза в мире - (0)

Помню, как-то в детстве мне очень понравился рассказ Конана Дойля о Шерлоке Холмсе, кото...

Ярослав Сумишевский. Там под Курском...(видео) - (0)

------------------------------------------

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в браило

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Вокруг_Света Camelot_Club Моя_кулинарная_книга

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 24094


История и тайны Большого театра.1часть

Пятница, 22 Января 2016 г. 15:36 + в цитатник



1-2-768x574 (700x523, 368Kb)

  Большой театр - одно из самых приметных зданий Москвы. Как и всякое здание с богатой историей, он окружен множеством легенд. Но самая мистическая из них связана с так называемым "огненным роком". Театр на протяжении многих лет преследовали пожары… И причиной тому были, возможно, очень давние события, приключившиеся еще в XVII столетии.


Начиналось все в далеком 1780 году, когда на болотистом берегу речки Неглинной, среди хаотической тогда застройки, отделявшей речку от улицы, начали возводить каменные стены нового здания театра.
Те фундаменты до сих пор являются краеугольным камнем (в прямом и переносном смысле) в основании ныне существующего здания театра.


file (700x516, 322Kb)


at913904985 (700x487, 256Kb)
Большой театр начинался как частный театр губернского прокурора князя Петра Урусова. 28 марта 1776 г. императрица Екатерина II подписала князю «привилегию» на содержание спектаклей, маскарадов, балов и прочих увеселений сроком на десять лет. Эта дата считается днем основания московского Большого театра. На первом этапе существования Большого театра оперная и драматическая труппы составляли единое целое. Состав был самым разнообразным: от крепостных артистов — до приглашенных из-за границы звезд.

4958cb76d00cb391447e3327d9701631 (600x365, 138Kb)

Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса.

m22 (450x473, 59Kb)

Содержание спектаклей и «увеселений» было делом финансово обременительным, и князь Петр Урусов разделил свою «привилегию» с компаньоном — обрусевшим англичанином Майклом Медоксом, эквилибристом, театральным механиком и «лектором», демонстрировавшим разного рода оптические приборы и прочие «механические» чудеса.


В формировании оперно-драматической труппы большую роль сыграл Московский университет и учреждённые при нём гимназии, в которых давалось хорошее музыкальное образование. Были учреждены Театральные классы при Московском воспитательном доме, которые также поставляли кадры в новую труппу.

2e82d81217d4 (700x536, 216Kb)

Первое здание театра было построено на правом берегу реки Неглинки. Оно выходило на улицу Петровка, отсюда театр и получил свое название — Петровский (впоследствии его будут называть Старым Петровским театром). Его открытие состоялось 30 декабря 1780 г.  Репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов.

DSC02205 (640x438, 165Kb) 
Театральная,ранее Петровская площадь.Большой и Малый театры.


Интересно,
 что труппа не разделялась на драматическую, оперную и балетную. Все артисты участвовали во всех спектаклях: актеры пели и танцевали, танцовщики и певцы играли в драматических постановках. Например, великий трагический актер Павел Мочалов, один из лучших исполнителей роли Гамлета в одноименной пьесе Шекспира, исполнял вокальную партию Вадима в опере А. Верстовского. А знаменитейший актер Михаил Щепкин, чье имя носит сейчас театральное училище при Малом театре, пел и играл Водовоза в опере «Водовоз» Л. Керубини. Это говорит об огромной одаренности и высоком профессионализме актеров, отбираемых для работы на сцене Петровского театра.




 Петровский театр, возведенный в рекордные сроки — меньше, чем за полгода, стал первым
 построенным в Москве публичным театральным зданием такой величины, красоты и удобства.
 К моменту его открытия князь Урусов, правда, уже был вынужден уступить свои права компаньону,
и в дальнейшем «привилегия» была продлена только одному Медоксу.


Интересно

Однако еще до открытия здание сгорело в первый раз. Князь Урусов тяжело переживал утрату, тем более что большая часть расходов на строительство легла бременем на его личное состояние. После этого князь перестал интересоваться проектом, передав дела своему компаньону, англичанину Майклу Медоксу.



kak-zarozhdalsya-petrovsk (500x333, 127Kb)


 Однако и его ожидали разочарования. Вынужденный постоянно испрашивать займы у Опекунского совета,
 Медокс не вылезал из долгов. К тому же, и мнение властей — ранее весьма высокое — о качестве его
 антрепренерской деятельности изменилось радикально.
 В 1796 г. срок личной привилегии Медокса истек, так что и театр, и долги по нему были переданы
в ведение Опекунского совета.

44383_foto1_03 (563x700, 112Kb)
 Затем театр был отдан на откуп князю М. Волконскому, владельцу одной из лучших московских
 домашних театральных трупп.  Когда театр вновь перешел в ведение Опекунского совета,
Волконский фактически был назначен его директором «на жалованье».


Именно Медоксу обязано своим строительством первое здание театра — трехэтажное, из кирпича, под тесовой крышей. Четверть века в Большом Петровском театре шли представления, но 8 октября 1805 года он вновь сгорел.



 Труппа стала выступать на частных сценах. А с 1808 г. — на сцене нового Арбатского театра, построенного по проекту К. Росси. Это деревянное здание тоже погибло в огне пожара — во время Отечественной войны 1812 г


12 (700x525, 221Kb)


Новый Арбатский театр
Этот деревянный театр, по свидетельству современников, был очень красив, окружен колоннами, пространство между которыми, в виде длинных галерей, служило местом для прогулок. Зрительный зал имел партер, бенуар, три яруса лож, раек и вмещал до 3 тысяч зрителей.

В 1818 году был утвержден план, предполагавший восстановление Москвы после
пожара 1812 года. Петровский театр планировалось отстроить в расширенных размерах, а перед театром разбить обширную площадь. Через два года архитектор Осип Бове составил проекты фасада и «поперечной профили» театра. В
Санкт-Петербургской академии художеств в это же время был объявлен конкурс, победителем которого стал ректор академии А. Михайлов.

541e2770e9998d8bdb634d6ab7010606 (469x324, 73Kb)

О. Бове значительно переработал проект А. Михайлова, исходя, в частности, из финансовых возможностей. Так, он уменьшил высоту здания, соответственно изменив его пропорции, отказался от размещения в нижнем этаже торговых
помещений, «почитая сие неприличным для театра». В процессе строительства были учтены многие указания А. Михайлова, в частности, касающиеся акустики.
img31 (700x525, 268Kb)

Начатое в 1821 году строительство театра длилось три года: к концу 1824 году театр был готов для показа спектаклей.
Как известно, торжественное открытие Большого Петровского театра состоялось 6 (18) января 1825 года. Перед началом спектакля публика единодушно вызывала на сцену строителя театра - архитектора Осипа Бове и наградила его рукоплесканиями.
000147 (578x377, 222Kb)
19-летний М. Лермонтов писал в 1833 году в «Панораме Москвы»: «На широкой площади возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон».
Грандиозность театра, его размеры, архитектурное богатство поразили не только Лермонтова. Москвичи называли новое здание «Колизей».

BS2 (700x453, 315Kb)
Почти 20 лет прошло, прежде чем в 1843 году была предпринята первая крупная реконструкция здания театра. Осуществлялась она по проекту академика А. Никитина.

И хотя на сцене Большого Петровского театра продолжали ставить драматические спектакли,
однако все большее место в его репертуаре стали занимать оперы и балеты.
Прошло еще 10 лет, и морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестным причинам в
театре начался грандиозный пожар. 
3443 (700x469, 297Kb)
Пламя мгновенно охватило все здание. Температура была такая высокая, что расплавились чугунные кронштейны, поддерживающие ложи, а по всей Театральной площади растаял снег. Пламя полыхало двое суток, а останки здания тлели еще около недели.
Вскоре решено было строить на том же месте новое театральное здание. На проект восстановления театра был объявлен конкурс, победителем которого стал Альберт Кавос. Его проект был утвержден 14 мая 1855 года, и в том же месяце началось строительство.

7d3cb776a29da9d3df49ef1702ef8324bc5f6c137045542 (700x300, 142Kb)
Новое здание было возведено в рекордные сроки
- за 16 месяцев, притом что от прежнего остались лишь наружные стены и колонны переднего фасада. Столь сжатые сроки объясняются желанием открыть театр ко времени торжеств по случаю коронования Александра II. С другой стороны, эта поспешность, как и недостаток отпущенных денежных средств, привели к тому, что первоначальный замысел О. Бове значительно пострадал.
teatr1_novij_razmer (700x393, 154Kb).
 Спешность возобновления здания Московского Большого театра
в 1856-м году, недостаток отпущенных денежных средств и некоторая протекция
, которой пользовался по своему положению архитектор А. Кавос, оказали неблагоприятное влияние на перестройку здания театра, и первоначальное здание архитектора Бове значительно пострадало как с внешней, так и с внутренней стороны.
При перестройке был допущен целый ряд ошибок, как чисто архитектурного значения, так и конструктивного; кроме того, работы не были доведены до конца и верхние части здания до сих пор остаются совершенно недостроенными. Полумеры, которые предпринимались в течение десятков лет, значительно ухудшили состояние здания в его закулисных частях.

Большой театр, практически выстроенный заново и с весьма значительными
изменениями по сравнению с прежним зданием,
открылся 20 августа 1856 оперой «Пуритане» В. Беллини.
Интересно отметить те изменения, которые были сделаны при работах 1855-го и 1856 годов, что было не закончено и какие существенные недостатки
затрудняют правильную эксплуатацию театра до настоящего времени.
DSC02224 (640x426, 163Kb)
Со временем люди обратили внимание на одну общую закономерность: все пожары начинались в подвальных помещениях театра. И тут всплыла одна старинная легенда.

В 1603 году Москву охватила эпидемия чумы. Опасаясь заразы, некий Никита Владимирович Двинятин запер двери своего дома и никого не пускал на порог. Но однажды в дверь постучался человек в черном плаще с низко надвинутым капюшоном, объявивший себя лекарем. Он заявил, что принес с собой чудодейственное средство от чумы, и предложил семье Двинятиных бесплатно попробовать его, так сказать, в "рекламных целях". Домочадцы, как под гипнозом, выпили зелье, предложенное "лекарем". Почти сразу же все они скончались в страшных муках: снадобье оказалось ядом. В живых остался только младший сын, которого, как и отца, звали Никитой: он, чего-то испугавшись, украдкой пролил "лекарство" на пол и спрятался на печи…

Думая, что он один в доме, "лекарь" принялся собирать хозяйское добро. Он не заметил, как мальчик выскользнул из дому. Отправившись к соседям, Никита-младший поведал им о страшной судьбе своих родных. Соседям удалось настичь злодея, когда тот попытался с вещами покинуть дом Двинятиных. Они заставили его выпить остатки "чудодейственного зелья", а когда наступила смерть, бросили тело в болото. Именно на месте того болота и расположена Театральная площадь. Душа "лекаря", как и души многих черных людей, никак не может успокоиться и пытается мстить, отсюда и пожары, уверяли "знающие" люди.

И впрямь, есть свидетельства, что перед всеми пожарами в театральных подвалах видели силуэт человека, одетого в черный плащ с капюшоном… Неужто призрак того самого "лекаря"-злодея?

DSC02225 (640x426, 173Kb)
И так, 1856 году театр был вновь восстановлен благодаря архитектору А. К. Кавосу. Вид здания претерпел сильные изменения.
Общая высота здания увеличилась почти на четыре метра. Несмотря на то, что сохранились портики
с колоннами Бове, облик главного фасада довольно сильно видоизменился. Появился второй фронтон.
Конная тройка Аполлона была заменена квадригой, отлитой из бронзы

 изготовленная скульптором П. К. Клодтом.
1 (700x425, 236Kb)
На внутреннем поле фронтона
появился алебастровый барельеф, представляющий собой летящих гениев с лирой. Изменились фриз
и капители колонн. Над входами боковых фасадов были установлены наклонные козырьки на чугунных столбах.

DSC02220 (640x425, 248Kb)
Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части.
Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.
И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный
инструмент.
Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный,
и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения
под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.
111541487_large_bolshoi_symphony (700x465, 308Kb)
Но главное внимание театральный архитектор, разумеется, уделил зрительному залу и сценической части.
Во второй половине XIX века Большой театр считался одним из лучших в мире по своим акустическим свойствам.
И этим он был обязан мастерству Альберта Кавоса, спроектировавшего зрительный зал как огромный музыкальный
инструмент.
Деревянные панели из резонансной ели пошли на отделку стен, вместо железного потолка был сделан деревянный,
и живописный плафон был сложен из деревянных щитов — в этом зале все работало на акустику.
Даже декор лож, выполненный из папье-маше. Ради улучшения акустики зала Кавос к тому же засыпал помещения
под амфитеатром, где был размещен гардероб, а вешалки перенес на уровень партера.

v800_december-11-2011-009-inside-bolshoi-theatre (700x466, 337Kb)
Значительно расширилось пространство зрительного зала, что позволило сделать аванложи —
маленькие гостиные, обставленные для приема визитеров из партера или лож, расположенных по соседству.
Шестиярусный зал вмещал почти 2300 зрителей. С обеих сторон возле сцены располагались литерные ложи,
предназначавшиеся для царской фамилии, министерства двора и дирекции театра.
Парадная царская ложа, немного выступающая в зал, стала его центром, противоположным сцене.
Барьер Царской ложи поддерживали консоли в виде согнутых атлантов.
Малиново-золотое великолепие поражало всех, кто входил в этот зал, — как в первые годы
существования Большого театра, так и десятилетия спустя.
176260143 (468x311, 134Kb)
После Октябрьской революции не только фундаменты, но и само существование театра оказалось
под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила
идею закрыть Большой театр и погубить его здание.
В 1919 г. она присвоила ему звание академического, что по тем временам еще не давало гарантию
даже на безопасность, поскольку уже через несколько дней вновь горячо дебатировался вопрос
о его закрытии.

Однако в 1922 г. правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно
нецелесообразным. К тому времени оно уже вовсю «приспосабливало» здание к своим нуждам.
В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна.
И образование новой страны — СССР — тоже было провозглашено со сцены Большого театра.

0_6991f_252a7d27_XL (700x523, 323Kb)
Еще в 1921 г. специальная правительственная комиссия, обследовав здание театра, нашла его
состояние катастрофическим. Было решено развернуть противоаварийные работы, руководителем
которых был назначен архитектор И. Рерберг.
Тогда были укреплены основания под кольцевыми стенами зрительного зала, восстановлены
помещения гардеробов, перепланированы лестницы, созданы новые репетиционные залы
и артистические уборные. В 1938 г. была произведена и капитальная реконструкция сцены.
3-4 (700x493, 313Kb)
Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех
домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста.
На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы
театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность
и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых
ремонтных работ.
А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве
и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе
фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.

DSC03339 (640x426, 176Kb)
2Генеральный план реконструкции Москвы 1940-41 гг. предусматривал снос всех
домов за Большим театром вплоть до Кузнецкого моста.
На освободившейся территории предполагалось построить необходимые для работы
театра помещения. А в самом театре должна была быть налажена пожарная безопасность
и вентиляции. В апреле 1941г.Большой театр был закрыт для проведения необходимых
ремонтных работ.
А через два месяца началась Великая Отечественная война.

Часть коллектива Большого театра уехала в эвакуацию в Куйбышев, часть осталась в Москве
и продолжила играть спектакли на сцене филиала. Многие артисты выступали в составе
фронтовых бригадах, другие сами ушли на фронт.
DSC03341 (640x640, 316Kb)
22 октября 1941 г. в четыре часа дня в здание Большого театра попала бомба. Взрывная волна
прошла наискось между колоннами портика, пробила фасадную стену и произвела значительные
разрушения в вестибюле. Несмотря на тяготы военного времени и страшный холод,
зимой 1942 г. в театре начались восстановительные работы.

И уже осенью 1943 г. Большой театр возобновил свою деятельность постановкой оперы
М. Глинки «Жизнь за царя», с которой сняли клеймо монархической и признали патриотической
и народной, правда, для этого понадобилось пересмотреть ее либретто и дать новое благонадежное
название — «Иван Сусанин».

В 2005 г. Большой театр закрылся на реставрацию и реконструкцию.

К моменту начала нынешней реконструкции износ здания составлял по разным оценкам
от 50 до 70 процентов.Реконструкция продлилась с 1 июля 2005-го по 28 октября 2011 г.

Продолжение следует...

 

Рубрики:  ****ВОКРУГ СВЕТА/ Прогулки по Москве


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

beryozonka   обратиться по имени Среда, 17 Января 2018 г. 23:30 (ссылка)
Спасибо большое!!! Очень интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку