-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 42004


Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался Пушкин

Среда, 04 Сентября 2024 г. 02:22 + в цитатник

Сегодня имя Генриетты Зонтаг хорошо известно, пожалуй, только историкам искусства, да знатокам вокала, но еще 150 лет назад оно гремело по всему миру. Эта женщина смогла покорить сцены Старого и Нового Света, перепрыгнуть через сословные рамки и даже доказать, что поздний бальзаковский возраст для певицы – не помеха. Опера стала для нее сначала лестницей к невероятному жизненному успеху, но она же привела ее к гибели. Пожалуй, это единственная сценическая дива, которую можно назвать «примадонной поневоле».

Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался сам Пушкин

О внешности Генриетты мы можем сегодня судить по многочисленным портретам середины XIX века. На портрете кисти Поля Делароша, хранящемся в Эрмитаже, перед нами предстает женщина невероятной красоты и очарования. Она выглядит настоящей аристократкой, хотя на самом деле для той строгой эпохи происхождения ниже, чем дочь актрисы с очень дурной репутацией и бродячего комедианта сложно себе представить.

Портрет Генриетты Зонтаг кисти Paul Delaroche, 1831 год

Будущая мировая знаменитость родилась в 1806 году в небольшом прусском городке и уже с пяти лет участвовала в спектаклях вместе с родителями. Однако затем дела актерского семейства пошли в гору, и с 10 лет девочка начала заниматься в Пражской консерватории, а затем всего лишь в 14 лет дебютировала на сцене этого города.
Ее уникальные данные и огромная работоспособность позволили юной певице уже к 19 годам покорить Берлин. Причем это слово в данной истории вовсе не является преувеличением. Новая звезда буквально пленила столицу. Оперный сезон 1825 года называли «зонтаг-горячкой», которая охватила все слои общества – от низов до королевской семьи. «Божественную Этту» публика носила на руках в прямом смысле этого слова – неоднократно из ее коляски выпрягали лошадей, а их место занимали восторженные поклонники.
Если вдаваться в особенности этого вокального феномена, то многие современники удивлялись, почему достаточно обычное для оперной среды колоратурное сопрано породило волну такого бешеного успеха. Поэт и берлинский драматург Карл фон Хольтай писал, что встречал более красивых женщин, более талантливых актрис, более сильные голоса, даже большую виртуозность исполнения, но чего он ни у кого кроме Зонтаг не видел, так это «глубокого внутреннего единения доброты, обаяния, благозвучия голоса, отшлифованности всех художественных способностей, драматического дара, осмысленного применения всех данных и скромного кокетства». Так что причину, вероятно, нужно искать в уникальной личности этой женщины. Последующие события подтвердили это в полной мере.

Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался сам Пушкин

Дальше перед талантом оперной дивы пали Вена, Париж и Лондон. Она стала первой исполнительницей сольной партии сопрано в великой Девятой симфонии Бетховена, после того, как очаровала пожилого композитора. Она пела «Эврианту» Вебера в театре на Кернтнертор, то есть в придворной опере, исполняла все самые известные на тот момент роли в постановках «Севильского цирюльника», «Дон Жуана», «Фиделио» и многих других. Молодой Вильгельм Гауф так описывал ее в роли Розины:

«Теперь, казалось, зрители затаили дыхание, потому что Розина пела так тихо, так нежно, что любой посторонний звук мог бы стать ей помехой. Но вот она закончила петь и подошла к столу, намереваясь писать. Тут-то долго безмолвствовавшие зрители как бы решили взять реванш, подняв в зале шум, на какой способен только такой живой и подвижный народ, как итальянцы».

Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался сам Пушкин

Кроме невероятной карьеры удивительные сюрпризы таила в себе и личная жизнь примадонны. Сохранив безупречную репутацию, в 1828 году она вышла замуж за сардинского посланника в Париже графа Пелегрино Луиджи Росси. Однако брак певицы со знатным дворянином пришлось держать в строгой тайне. Даже первого ребенка она рожала тайком от всех в венской гостинице. К сожалению, девочка вскоре умерла, а Генриетта, спустя всего несколько недель, опять блистала перед ничего не подозревающей публикой.
Дело в том, что, несмотря на огромную популярность и любовь зрителей, актерство в то время считались позорным занятием, недостойным людей из высшего общества. Даже несмотря на то, что с помощью прусского короля Генриетта была возведена в дворянское достоинство и получила фамилию фон Лауенштейн, раскрытие тайны могло навсегда прервать политическую карьеру графа. Правда, вышло все наоборот. Когда информация о браке все-таки была обнародована, король Сардинии потребовал от певицы навсегда уйти со сцены, и она не раздумывая подчинилась этому требованию. Дальше она позволяла себе петь только на небольших концертах.

Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался сам Пушкин

Последующие годы подарили примадонне безоблачное семейное счастье. Она стала примерной супругой и родила семерых детей (выжили из них четверо). Вскоре граф Росси стал послом Сардинии в России, и с 1830 года семья несколько лет прожила в Санкт-Петербурге. Графиня М.А. Гагарина так описывала шумиху вокруг приезда знаменитой певицы в петербургском обществе:

«Говорят только о ней, мечтают только о ней, это соловей, это Геба; её глаза великолепным образом выражают немецкую томность и волнуют мужчин, очаровательная ножка и самая утонченная фигура. Временами полагают, что она должна войти в высшее общество, благодаря своему титулу графини, но вновь спускают её в благородный класс артистов».

Последняя фраза, кстати, означала, что высшие круги знати так и не смогли принять дочь комедиантов в свое общество в полной мере. Например, Пушкин, который посвящал графине Росси стихи, выговаривая жене за посещение одного из балов, написал следующее:
«Я не хочу, чтобы жена моя ездила туда, где хозяин позволяет себе невнимание и неуважение. Ты не m lle Sontag, которую зовут на вечер, а потом на нее и не смотрят».

Однако эта обратная сторона жизни в высшем обществе, похоже, не слишком огорчала бывшую певицу. Она достаточно много выступала в России с концертами, ее успех в Петербурге и Москве был просто ошеломляющим. Русский дипломат Александр Яковлевич Булгаков рассказывал о том, что Зонтаг очень полюбился романс Алябьева «Соловей». Позднее знаменитый русский композитор специально для нее написал элегию «Когда, душа, просилась ты...» на стихи Дельвига.

Как дочь комедиантов стала графиней: Перипетии судьбы оперной дивы, которой восхищался сам Пушкин

Однако судьба припасла для бывшей примадонны гораздо большие испытания, чем неприятие аристократии. Во время итальянской революции 1848 года муж Генриетты был убит, и большая часть состояния потеряна. Оставшаяся одна с детьми без средств к существованию, она не нашла другого выхода, как только вернуться на сцену. Однако для 43-летней певицы это было огромным риском. Даже в наши дни подобное возвращение вызвало бы сомнения, а в те времена, когда возраст за 30 уже считался «ранним бальзаковским», это и подавно было очень сомнительным решением. Однако у Генриетты Зонтаг все получилось!
Этот виток ее карьеры принес ей даже еще большую популярность. Правда, самой примадонне возвращение к активной деятельности далось очень тяжело. Это был акт самопожертвования ради детей. Постоянные переезды плохо сказывались на здоровье. В конце концов, в погоне за скорейшими заработками, она добралась с гастролями до Нового Света. Покорив Америку, отправилась в Мексику, где, к сожалению, ее жизнь трагически прервалась. На народном празднике в Мехико Генриетта заразилась холерой и в «милый Старый Свет» она уже вернуться не смогла.
Великая оперная дива скончалась в июне 1855 года в возрасте 48 лет. Ее смерть вызвала волну печали и скорби на двух континентах, покоренных «песней, что так напоминает пение птицы, которая, притаившись в листве деревьев, приветствует наступление вечерних сумерек» - так писал в некрологе о гибели великой певицы Гектор Берлиоз. Необычной памятью о певице стала роза «Mademoiselle Sontag», выведенная в ее честь. К сожалению, этот сорт был навсегда утерян в XX веке.

разделитель гирлянды цветочные (420x81, 46Kb)

Источник...

 

Рубрики:  Женские образы
судьбы
Другие страны
портрет
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям

Radeia   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2024 г. 08:14 (ссылка)
Благодарю за интересный рассказ...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 14:27ссылка
Спасибо за внимание и комментарий!
MsTataka   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2024 г. 11:12 (ссылка)
Очень интересно, спасибо Леночка ! Хорошего дня
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 14:26ссылка
Доброго дня!
Благодарю за внимание и комментарий!
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 15:18ссылка
Меня зовут, Наташа.
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 17:18ссылка
Я помню, Наташа!
babeta-liza   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2024 г. 17:05 (ссылка)
Благодарю, Лена! Да, судьба...сильная духом женщина!Жаль что так мало было ей отпущено.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 17:19ссылка
Спасибо Лиза, за внимание и комментарий!
ГалКон   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2024 г. 21:45 (ссылка)
Спасибо большое, Елена, за интересный рассказ о легенде 19 века красавице Генриетте Зонтаг. и тут в судьбу семьи певицы вмешалась проклятая революция, перевернувшая ее жизнь и жизни ее детей с ног на голову. Не все могли вот так, как Зонтаг, не пасть духом, а выкарабкиваться из создавшегося положения. Генриетте честь и хвала, что сумела вернуться на сцену, и не просто вернуться, а с триумфом. Жаль, что жизнь певицы так рано оборвалась. Светлая ей память.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 04 Сентября 2024 г. 22:29ссылка
Благодарю Галина, за внимание, цитирование и комментарий!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку