-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 39851


Какой древний народ на самом деле основал Киев

Воскресенье, 18 Августа 2024 г. 05:24 + в цитатник

Последнее столетие не утихают яростные споры – какой же народ стоял у истоков зарождения «матери городов русских». Чтобы составить собственное мнение, стоит изучить наиболее популярные версии.

0 0Рє (700x367, 299Kb)

Киев Х века

Киев - один из самых загадочных в плане своего основания городов мира. Никто из ныне живущих историков точно не может сказать, ни сколько лет вообще первой столице Руси. Ни тем более, кто и когда ее основал.

Более того, ученые даже не могут сказать к какому именно народу принадлежал основатель Киева! Славянскому, скифскому или какому-то иному?

Есть лишь красивая легенда о князе Кие, его братьях Щеке и Хориве, а также сестре их Лыбеди. А также сведения археологов, что люди на месте Киева живут уже как минимум полторы тысячи лет подряд.

0 0Р± (700x175, 96Kb)

Берестяная грамота № 915 из Новгорода, в которой Киев упомянается уже, как Киев

Современное название Киева достоверно встречается только во второй половине XI века, а точнее - в период с 1050 по 1070 год, именно так датируется берестяная грамота, известная под номером 915, найденная при раскопках в Новгороде. Когда конкретно еврейское название Куйаба превратилось в название чисто русское, Киев – неясно. Однако многие исследователи не без оснований полагают, что Куйабу переименовал в Киев князь Владимир после того, как начал крестить Русь в 988 году. Ходили слухи, что он выбирал между самыми разными религиями, и даже склонялся к иудейству. Поэтому вполне возможно, что если бы он выбрал именно этот вариант, то Киев так и остался бы Куйабой.

В 912 году, в византийско-русском договоре появляется именно титул «великий князь русский». Ну, невместно было Олегу Вещему именоваться просто князем киевским (не дай Бог – самватовским), или ладожским, или еще каким. С самим императором ромеев договор заключал все-таки.

Вот так вот, Киев – захудалая колония на самом краешке Руси, оказался в статусе города Великих князей Руси. Самозванно, проще говоря. А «захудалая» – оттого, что никому она, в общем-то, была не нужна. Дохода с нее никакого, а охранять надо.

Считается, что Олег перенес столицу из Ладоги в Киев. Позже, как пишут источники. Когда позже, каким документом это было оформлено – сведений нет.

0 0Рё (700x394, 426Kb)

Правление Князя Игоря с 912 по 945 год

Восточнославянская

Согласно Повести временных лет начала XII века Киев был основан тремя братьями-полянами Кием, Хоривой и Щеком и их сестрой Лыбедью. В Несторовой летописи читаем: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Впрочем, о происхождении самих полян, расселившихся по правому берегу среднего Днепра, ведутся не менее ожесточенные дискуссии. Одни (В. Седов, И. Русанов, Г. Матюшкин) включают полян в «дулебский племенной союз» наряду с древлянами, дреговичами и волынянами. Существует мнение, что поляне происходят от скифского племени палов. Не исключается и сарматское происхождение восточнославянских племен.

0 0Р» (581x448, 310Kb)
Не забудем, что обвинения в фальсификации звучали и в адрес самой Повести временных лет, которую называли «искусственным и малонадежным» источником» (М. Приселков). Летопись, скорее, является фольклорно-художественным произведением, нежели документальным. И с этим согласны многие историки: начиная с Н. Карамзина, который высказал сомнения в правдивости изложенного в летописи, и заканчивая Алексеем Толочко. Современный исследователь называл Повесть временных лет «выдающимся литературным произведением, но совершено недостоверной историей».

Скандинавская

Известный шведский историк-популяризатор, писатель и профессор истории в Лундском университете Дик Харрисон придерживается версии, что Киев был заложен много ранее (не в XII, а в V веке). И активное участие в основании и развитии города с V по X век принимали викинги, которые называли будущий Киев Кёнугардом.
После прихода к Днепру викинги и скандинавские купцы договорились с местными восточными славянами «дружно жить поживать» и радушно принимать ищущих лучшей доли скандинавов. В качестве примера тесных связей между двумя народами Дик Харрисон приводит годы жизни в Киеве норвежских королей Олафа Харальдссона и Харальда Сигурдссона (IX в.), а также брак дочери шведского короля Олафа Шётконунга с великим киевским князем Ярославом.
Историк напоминает, что в пользу его теории говорит и происхождение слова «русы». Русами, а вернее руденами, шведы традиционно называли выходцев из центральной Швеции. И сегодня по-фински Швеция звучит как Ruotsi, а по-эстонски – Rootsi. По этой версии получается, что часть основателей Киева действительно прибыла с территории современной Швеции, чтобы затем ассимилироваться с восточными славянами.

Хазарская

Версию о хазарском происхождении Киева разделял, в частности, российско-американский историк-евразиец Георгий Вернадский. Сторонники этой теории уверены, что в VII-X вв. территории к северу от Черного моря контролировались Хазарским каганатом, а земли полян входили в средневековое государство кочевого народа. Сами поляне платили хазарам дань (Б. Рыбаков), о чем упоминается в Повести временных лет.

0 0= (700x393, 263Kb)
Сам же Киев был не столицей «выдуманного государства полян Руси», а хазарской пограничной крепостью. Ее исконное название Куйава (Kuyawa) восходит не к имени мифического полянского князя Кия, а к Куйи – имени хазарского вазира, основателя крепости во второй половине IX века.

0 0 (700x558, 605Kb)

Упоминание Киева как Куйава встречается в иностранных источниках X-XI века: Кioaba/Самватес – у византийского императора Константина XII Багрянородного в трактате «Об управлении Империей», Кuyaba – у арабского географа Абу аль-Истахри, Cuiewa – у немецкого хрониста епископа Мерзебургского.

Еврейская

Единственным источником, где Киев называется Самватес, является трактат Константина Багрянородного. Это название не только переводится с хазарского как «верхняя крепость» (от тюркского sam – верхний и bat – сильный), но и позволяет говорить об еврейском происхождении города.

0 0Р» (457x415, 107Kb)

Скан Киевского письма на иврите из коллекции сайта Кембриджского университета. В тексте Киев почему-то обозначен как Куяба
Доводы в пользу этой гипотезы приводятся следующие. Во-первых, Самватес созвучно с Самбатион – рекой, которая в еврейской мифологии текла по краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. Во-вторых, Самбат звучит почти как Шаббат – седьмой день отдыха в иудаизме, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. В-третьих, существует ряд топонимов: река Днепр в былинах называется Израй-река (предположительно, от Израиль), имя одного из основателей города Хорива восходит к ивритскому названию горы Синай (Хорев).

Армянская

Свои аргументы приводят сторонники армянского происхождения Киева. Они убеждены, что византийский нахарар (князь) армянского происхождения Смбат Багратуни в 585 году основал на Замковой горе крепость, названную Смбатас. Потомки Смбата Багратуни – Куар (Кий), Шек (Мелтей) и Хореан — возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан (Кореван).

Эта версия идет из армянской хроники "История Тарона" (Тарон - армянская область близ озера Ван). По этой хронике некий армянский нахарар (князь) Куар, переселившийся с братьями в 500-е годы в некую область "Палун" (к славянам-полянам?), основал там град Куарк (Киев?).
Четыре крепости: Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились в город Киев. Армянская династия киевских князей просуществовала 300 лет (585-882 годы), пока потомки трех братьев Аскольд и Дир не были убиты варягами Рюриковичами.
Об армянах-основателях Киева упоминают историки VII-VIII вв. Себеос и Зеноб Глак. О кровном родстве между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром, говорит польский историк XV века Ян Длугош и такие исследователи, как А. Шахматов и М. Тихомиров. В частности, изучавший несохранившиеся летописи Ян Дуглаш пишет, что «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Это предание совпадает с установленной археологами предполагаемой датой основания Киева примерно в VI-м столетии н.э.

В ту далекую эпоху действительно в Византии жило немало армян, многие из которых перебирались в причерноморские колонии империи (Крым и т.д). А оттуда могли бы по торговым делам и в Поднепровье и у славян обосноваться, построить им город.

Впрочем, все же есть мнение, что в "Истории Тарона" упоминаются совершенно другие места. А именно - старинное армянское селение Кирави в западной Армении (временно Турция), в местности Палуни. Такое вот удивительное совпадение. Возможно, это его армянский князь Куарк основал в 500-е годы.

Однако отметим, что все-таки армянская община Киева - одна из старейших на Руси. Киевские армяне упоминаются еще в летописях X-XII вв, как купцы, воины, и даже княжеские лекари.
0 0Рє (700x405, 447Kb)

Киев XI - XIII веков

Скифская

Период развития Преднепровья (территорий, где позднее возник Киев) с VII по III в. до н.э. принято называть скифским. Археологические находки в древних поселениях, городищах и курганах позволили ученым весьма четко определить границы Скифии, в частности на севере современной Украины. Однако однозначно ответить на вопрос, населяли ли скифы Преднепровье и какую роль они сыграли в основании Киева, пока не получается.

0 0 Рє (700x393, 437Kb)
Считается, что царские и кочевые скифы пришли и подчинили многие местные племена, в частности скифов-пахарей лесостепного Поднепровья и современной правобережной Украины. Существует теория, что этнически скифы-пахари были праславянами, но их культура претерпела сильное влияние ираноязычных скифов-кочевников. И это доказывают археологические находки, обнаруженные при раскопках Хотовского и Ходосовского городищ. Это и горшки с налепным валиком и сквозными, проколотыми шилом отверстиями – типичная посуда скифов-пахарей, и миски с черпаками с характерной петельчатой ручкой и налепным ободком, которые использовали для вина царские скифы, и типичные скифские наконечники стрел.

0 0 Рє (671x528, 279Kb)

Киев XVI века

*    *    *    *    *

 

Рубрики:  Россия/древняя Русь
История/история России
Интересное
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Воскресенье, 18 Августа 2024 г. 07:16 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку