Украшения Дональда Клафлина: куда исчез архив дизайнера Tiffany, создававшего «мультипликационные» броши с эмалями |
В истории моды имя Дональда Клафлина упоминается нечасто, хотя его драконы и Шалтай-Болтай никого не оставят равнодушным, а фраза «в стиле Клафлина» хорошо известна и однозначно понятна коллекционерам.
Одиннадцать лет он проработал в Tiffany & Co., став звездой ювелирного дизайна шестидесятых годов, активно пропагандировал в США использование эмалей и нетривиальные сочетания материалов. Многие современные создатели украшений в значительной степени испытали его влияние. Однако в семидесятые он покинул этот легендарный бренд, а его архивы были уничтожены…
Дональд Клафлин родился в 1935 году. Родом он был из Массачусетса, из обеспеченной семьи, оплатившей ему учебу в известной нью-йоркской школе дизайна. Начинал он как иллюстратор и создатель принтов для текстиля.
Брошь с желтым золотом и эмалями
Уже в первые годы карьеры Клафлин заслужил своеобразную репутацию новатора и даже бунтаря. Ювелирным делом он начал заниматься в фирме, известной своими эмалями.
Эмали всегда занимали неоднозначное положение в ювелирной индустрии.
Броши с кораллами и цветными эмалями
Эмальерное дело существует несколько столетий. Всегда были мастера, умевшие и готовые с ними работать, однако каждый бренд и даже каждый отдельный дизайнер, выводивший эмалевые украшения на модный рынок, получал лавры революционера. Эта ситуация сохраняется и сегодня – эмали «переоткрывают», совершенствуют, используют в неожиданных интерпретациях… Именно в «эмальерном» бренде Клафлин раскрыл свое имение работать с цветом и создавать нетипичные образы для брошей и колец. Также есть сведения, что он сотрудничал с Van Cleef & Arpels – однако работ его тех лет известно немного. А в 1965 году его позвали в Tiffany & Co. Именно под крылом Tiffany & Co. при поддержке легендарного Жана Шлюмберже ему предстояло стать одним из тех, кто определил жизнерадостный стиль шестидесятых годов.
Клафлин был сторонником необычных для тех лет комбинаций и эклектичного подхода. Он не стеснялся сочетать идеально отполированное желтое золото с марокканской кожей, редчайшие бриллианты – с кораллами, экзотические породы дерева – с сапфирами удивительных оттенков.
Броши с мультипликационными персонажами
Но прославил его не подход к материалам – в конце концов, в те годы не он один «баловался» контрастами изумрудов и слоновой кости. Но Клафлин был экспериментатором в формообразовании.
Броши "Панда" и "Дракон"
Он точно почувствовал стремление молодых американок к оригинальности. Впоследствии то, что делал Клафлин и некоторые другие дизайнеры, стали называть whimsical brooches – причудливые, странные, игривые. Они ясно сообщали всем окружающим, что обладательница бросает вызов правилам хорошего тона и ограниченности буржуазного общества (за очень большие деньги). Дональд Клафлин разрабатывал броши, посвященные персонажам детских сказок. Герои «Алисы в Стране Чудес» и перуанских легенд спешили украсить платья и пальто американских модниц.
Брошь персонаж мультфильма
Броши персонажи сказок
Брошь «Василиск»
Брошь в виде моржа, вдохновленная персонажем Льюиса Кэрролла. Платина, эмаль, золото, слоновая кость, бриллианты, рубины и сапфиры. Дизайн Дональда Клафлина для Tiffany & Co, 1965
Одна из самых интересных (хотя по современным меркам ее справедливо можно критиковать как пронизанную колониалистскими представлениями человека запада о культуре востока) коллекций посвящена Китаю – в ней добродушные драконы и ловкие уличные акробаты. Образы персонажей были стилизованы в русле американской мультипликации тех лет, например, студии Уолта Диснея. Клафлин считал, что люди, готовые платить за украшения, не хотят приобретать очередной классический образец – они хотят чего-то нового, чего-то необычного. Даже растительные формы, такие привычные для ювелиров, он трактовал по-своему. Например, коллекция из броши и серег с клубникой, усыпанной с бриллиантами и… подвижной – элементы были закреплены так, что двигались в такт шагам владелицы.
Брошь "Китаянка"
Справа - брошь с подвижной клубникой
БРАСЛЕТ "КЛУБНИЧКА" ИЗ КОРАЛЛОВ, ЭМАЛИ И БРИЛЛИАНТОВ, ДОНАЛЬД КЛАФЛИН, TIFFANY & CO. Резные коралловые клубнички, зеленая эмаль, бриллианты, 1968 год
Брошь "Вишня"
Брошь "Сосновая шишка"
Серьги-кольца Tiffany & Co. France 1973 Дональда Клафлина из 18-каратного золота
Браслет Tiffany & Co. Donald Claflin с бриллиантами, сапфирами, кораллами, платиной и 18-каратным золотом
Tiffany & Co. 1970 от Дональда Клафлина Редкая брошь-подвеска из цельного 18-каратного золота
Золотое платиновое кольцо Tiffany & Co Дональда Клафлина с сапфиром и бриллиантами
Кольцо Tiffany Co 1973 года Дональда Клафлина "Toi Et Moi" (Ты и Я), из 18 каратного золота с сапфирами и бриллиантами
TIFFANY & CO. КОЛЬЦО ДОНАЛЬДА КЛАФЛИНА "БАРАНЫ" В стиле "байпас" со стилизованными под ляпис-лазурь бараньими головами, украшенными бриллиантами
Брошь "Дубовая ветвь" из золота и кораллов
БРАСЛЕТ С НЕФРИТОМ И БРИЛЛИАНТАМИ ОТ ДОНАЛЬДА КЛАФЛИНА, TIFFANY & CO. Широкий ремешок, состоящий из ряда фестончатых звеньев, каждое из которых украшено бриллиантами вокруг рифленого нефритового кабошона в центре, застегивается на потайную застежку
Дональд Клафлин - кольцо с кораллами, бриллиантами и эмалью от Tiffany
Брошь с танзанитом и бриллиантами от Дональда Клафлина
Нельзя сказать, что Дональд Клафлин не создавал классических украшений. В конце шестидесятых он предложил несколько свежих интерпретаций классических форм украшений Tiffany & Co. Он также был одним из первых американских ювелиров, которые начали работать с танзанитом, камнем цвета индиго из Танзании. Коллекция с использованием этого необычного материала увидела свет в 1968 году. Создал он в 1970 году и инновационное кольцо Criss-Cross, где центральный камень установлен на пересечении двух металлических полос. Однако прославили его именно «мультяшные», «сказочные» эмалевые броши, потрясающе детализированные, изобретательно сконструированные и усыпанные драгоценными камнями. Они же и стали причиной ухода Клафлина из Tiffany & Co.
Трудно сказать, почему Клафлин покинул бренд, которому отдал более десятилетия своей жизни. Считается, что причиной послужил конфликт с новым главным дизайнером Tiffany & Co. Анджелой Каммингс и касался чрезмерной сложности, трудоемкости и, как следствие, нерентабельности производства украшений по его эскизам.
Кольцо-черепаха и брошь с бриллиантами, изумрудами и эмалями
Серьги-лягушки, золото, бриллианты, изумруды и эмаль
Брошь-ключик. Золото 18 карат, лазурит, резной коралл, сапфир, бриллианты, изумруды
Брошь в виде красной и зеленой смородиновой веточки. Золото 18 карат, бриллианты, коралл, гранат
Браслет из дерева с бриллиантами
В пользу этой версии говорит и один печальный факт: в архивах бренда не осталось практически никаких эскизов, набросков, заметок Клафлина. Дальнейший период творчества дизайнера связан с Bulgari. И там уже не было ни ящериц в ливреях, ни веселых драконов, усыпанных бриллиантами. Философия бренда гласила: это должны быть украшения, которые «женщины могли бы носить все время». Желтое золото в противовес «вечернему» белому, чистые линии, простые формы, скромность и респектабельность…
Перуанские броши, золото, кораллы, бирюза, бриллианты, турмалин и эмаль
БРОШЬ С НЕСКОЛЬКИМИ ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ И БРИЛЛИАНТАМИ ОТ ДОНАЛЬДА КЛАФЛИНА, TIFFANY & CO. Выполненное в виде фигуры доколумбовой эпохи. Золото, платина, бриллианты, кораллы, цитрин, бирюза и турмалин.
Дональд Клафлин скончался в возрасте сорока четырех лет. Для ювелирной индустрии это стало огромной неожиданностью – и чудовищной потерей. За свою недолгую жизнь он создал нечто более, чем просто украшения – он стал основателем стиля. На аукционах причудливые «мультяшные» броши других дизайнеров до сих пор описывают фразой «в стиле Клафлина». А его собственные творения продаются за баснословные деньги. Например, в 2015 году на аукционе Christie's одна из наиболее узнаваемых брошей Клафлина с «перуанским» мотивом (розовый турмалин, кораллы, желтое золото) ушла с молотка за 137 тысяч долларов, а другая, также посвященная искусству доколумбовой Америки, была продана за 233 тысячи долларов.
Рубрики: | Искусство/прикладное искусство Творчество/ручная работа Другие страны |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |