-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 39173


Драгоценные шедевры придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера

Среда, 03 Июля 2024 г. 21:40 + в цитатник

Иоганн Мельхиор Динглингер - самый прославленный немецкий мастер-ювелир начала XVIII столетия. Одно из его творений, посвященное сказочно богатой Индии, признано настоящим сокровищем, подобного которому не создавалось ни до него, ни после. Отличительной особенностью работ этого знаменитого мастера, помимо утонченного, изысканного стиля и умелого сочетания самых разных материалов - драгоценных металлов, камней, кости, эмалей, является поражающая воображение тончайшая виртуозная проработка всех деталей.

0 0Рґ (514x700, 489Kb)

Двор Великого Могола Ауренг-Зеба

Будучи родом из семьи ювелиров, Динглингер (1664-1731) с детских лет приобщился к фамильному ремеслу. Освоив азы профессии, он продолжил оттачивать свое мастерство в таких традиционных центрах, как Аугсбург, Нюрнберг и Вена. После этого отправился в Дрезден, где в 1693 году вместе с двумя младшими братьями открыл собственную ювелирную мастерскую, и дела у них пошли неплохо.

0 0Рј (443x626, 347Kb)

Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера. Художник Георг Фридрих Шмидт

Творческие годы Динглингера пришлись на период расцвета стиля барокко, отличающегося необычайной пышностью. Правители разных мастей соревновались в роскоши и богатстве, стремились окружить себя весьма дорогостоящими и затейливыми вещицами. Многие знаменитые ювелиры того времени, в том числе и Динглингер, трудились над украшением жилищ богатых особ, изготавливая для них всевозможные сервизы, вазы, табакерки, статуэтки…

В 1698 году Динглингера, к тому времени уже довольно успешного мастера, пригласил в качестве придворного ювелира курфюст Саксонии и король Польши Август II Сильный (1670–1733).

0 0Рє (470x700, 309Kb)

«Король Август II». Луи де Сильвестр. 1718.

На протяжении многих лет Динглингер, пользующийся благосклонностью короля, создавал для него настоящие шедевры.
Август II жил в одно время с Петром Великим, был его союзником в Северной войне и не без помощи Петра стал королем Польши. Оба эти правителя славились необычайной физической силой, за что Август и получил прозвище «Сильный». Король обожал красивую жизнь, его двор отличался необычайной роскошью, а творения Динглингера идеально вписывались в интерьер, придавая ему еще большее великолепие.

Золотой кофейный сервиз

0 0Рє (700x660, 376Kb)

Золотой кофейный сервиз

Одна из замечательных работ мастера, выполнена в 1697-1701 годы. Современники так отзывались об этом сервизе: «исключительно дорогой, сделанный из золота и украшенный более чем 5600 бриллиантами и драгоценными камнями, состоящий из сорока пяти предметов, в том числе золотой кофейницы с фантастическими портретами на эмали и редкостной работой по украшению бриллиантами». Сервиз в собранном виде представляет собой четырех-ярусную пирамиду высотой около метра. Возле каждой чашечки – фигура греческого бога или богини. Тщательным образом прорезаны их лица, волосы, складки одежды, а также все мельчайшие детали орнаментов – перышки у птичек, чешуйки у рыб, колоски в снопах.

Золотой кофейный сервиз

Золотой кофейный сервиз
0 0 Р· (593x596, 410Kb)

Для создания сервиза, помимо россыпи алмазов, были использованы золото, серебро, слоновая кость, эмаль, драгоценные камни, а его стоимость – 50000 талеров – была эквивалентна стоимости дворца.

В собранном виде сервиз представляет собой четырёхъярусную пирамиду длиной 76 и высотой 96 сантиметров. Чашки, блюдца, кофейник и иные предметы украшены затейливой росписью и портретами на эмали

Четыре года спустя, в 1701 году, готовый сервиз был тщательно упакован в ящики и вместе со своим создателем проделал долгий утомительный путь из Дрездена в Варшаву, поскольку Август II приказал явить результат многолетнего кропотливого труда «прежде всего ему, где бы он ни находился».

Композицию украшали вырезанные из слоновой кости фигуры четырёх стихий в виде римских богов: морского бога Нептуна, богини плодородия Цереры, бога ветра Меркурия и богини огня Минервы. С необыкновенным мастерством и филигранной точностью вырезаны лица, волосы, складки одежд, фигурки животных

Его королевское величество был в полном восторге и рассыпался в похвалах, однако, когда пришло время оплатить работу ювелира, заметно приуныл: казна была пуста! Лишь в мае 1702 года удалось достигнуть соглашения, по которому Динглингеру полагались причитающиеся ему выплаты взносами по 10000 талеров, однако фактически полный расчёт занял 15 лет.

По имеющимся данным, драгоценный сервиз ни разу не использовался по назначению

Многофигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауренг-Зеба» (Hofstaat zu Delhi am Geburtstag des Großmoguls Aureng-Zeb), 1701-1708

0 0Рґ (514x700, 489Kb)

Фигурная композиция «Дворцовый приём в Дели в день рождения Великого Могола Ауранг-Зеба»
В те годы умы европейских правителей будоражили слухи о несметных богатствах Индии, о необыкновенной пышности и великолепии двора восточных правителей. Август Сильный мечтал видеть великолепие, весь блеск индийского двора реально, и Динглингер взялся воплотить эту его мечту.
А поскольку ни сам мастер, ни курфюст никогда в Индии не были, Динглингеру пришлось для достоверности изображения изучить большое количество материалов, связанных с Индией.

Двор Великого Могола Ауренг-Зеба

Двор Великого Могола Ауренг-Зеба

Для создания задуманного небывалого для Европы произведения за основу было взято торжество при дворе в честь дня рождения Великого Могола, длившееся обычно пять дней. Создавалось это чудо в течение семи лет, и трудился над ним не только сам Динглингер, но также двое его братьев и еще 14 подмастерьев. И, наконец, перед изумленными зрителями предстал сказочный ансамбль во всем своем великолепии - в блеске золота и серебра, украшенный эмалями и усыпанный драгоценными камнями. Работа невероятной красоты и размаха, ничего подобного не было создано ни до, ни после нее. У каждой фигурки на этой композиции – свое лицо, своя поза и даже свой уникальный рисунок на халате. Но поскольку богатства саксонского двора значительно уступали богатству Великих Моголов, Динглингер ограничил размеры своего ансамбля – 142x114 см.

Фрагменты из "Двора Великого Могола Ауренг-Зеба"

Фрагмент. Могол восседает на троне

 Могол восседает на троне
0 0Рј (502x700, 451Kb)

 Могол восседает на троне

На создание шедевра ювелирного искусства потребовалось 5223 бриллиантов, 189 рубинов, 175 изумрудов, 53 жемчужины и один сапфир.
0 0Рї (700x525, 419Kb)

Драгоценная диорама состоит из 137 миниатюрных фигурок людей и животных, украшенных позолотой и эмалями.
0 0 Рї (700x503, 514Kb)

Человеческие фигурки воссозданы в разных позах, каждая из них имеет уникальное выражение лица, а рисунок одежд почти не повторяется. Миниатюры не закреплены, их положение может изменяться.
0 0СЃ (577x609, 433Kb)
0 0С‡ (700x555, 470Kb)
0 0Рґ (524x700, 593Kb)

Ни до, ни после ни один золотых дел мастер не создавал ничего подобного. Полёт фантазии гениального Динглингера обошёлся казне в 58485 рейхсталеров, что равнялось годовому доходу тысячи чиновников.

«Купальня Дианы»

При создании этой вазы Динглингер использовал сюжет известного мифа. Купающаяся богиня расположена наверху, а в основании вазы - голова оленя и собаки. В оленя стыдливая Диана превратила охотника Актеона, случайно увидевшего, как она купается, после чего собственные собаки его растерзали.

0 0Рє (513x659, 246Kb)

Купальня Дианы. 1705 г. Высота 38 см Мастер И. М. Динглингер, фигуры из слоновой кости — Б. Пермозера. Золото, серебро, эмаль, алмазы, халцедон. Дрезден. 1704 г. Высота 38 см.Германия, Дрезден. Музей «Грюнес Гевёльбе» - «Зелёные Своды»

0 0Рґ (494x700, 459Kb)

Купальня Дианы.фрагмент

«Обелиск Августа»

Очень сложная по обилию деталей работа высотой около 2,3 м.

«Обелиск Августа» работы И. М. Динглингера. 1721 г. Высота 2,3 м, Дрезден

«Обелиск Августа» работы И. М. Динглингера. 1721 г. Высота 2,3 м, Дрезден
0 0Рі (700x630, 463Kb)

Картуш с портретом Августа Сильного на медальоне. Часть «Обелиска Августа» работы И. М. Динглингера Высота 22,5 см. Дрезден

«Мавры»

В начале XVIII века в моду вошли небольшие статуэтки, инкрустированные драгоценными камнями, так называемая «галантерея» (Galanterien). Несколько таких статуэток изготовил и Динглингер. Называл он их маврами, однако, это не совсем верно. Судя по одежде и украшениям, они больше похожи на американских индейцев, нежели на африканских мавров. Но под такими названиями эти работы уже вошли в различные каталоги и поэтому менять названия не стали.

0 0 Рј (367x700, 214Kb)

«Мавр с изумрудным штуфом». Грушевое дерево, высота 64 см, изумруды, рубины, сапфиры, топазы, гранаты, альмандины с использованием деталей из черепахового панциря. 1724 год. Иоганн Динглингер и Бальтазар Пермозер

0 0РІ (597x619, 539Kb)

Два мавра с верблюдом. Мастера Б. Пермозер и И. М. Динглингер. Золото, эмаль, алмазы, рубины, эбеновое дерево, слоновая кость

Пётр Великий, путешествуя по Европе в 1711-1712 годах, несколько дней гостил в Дрездене, и, пренебрегая правилами этикета, остановился не во дворце курфюрста, а в доме Динглингера. Государь три дня изучал экспонаты кунсткамеры, и, находясь под впечатлением от высокого мастерства знаменитого творца, загорелся идеей пригласить его в Россию, но этому намерению не суждено было осуществиться.

0 0 СЃР» (420x700, 302Kb)

Несмотря на определённые сложности с получением вознаграждения за свою работу от саксонского курфюрста, Иоганн Мельхиор Динглингер занимал высокое общественное положение и стал обладателем солидного состояния. 

0 0СЃ (516x700, 339Kb)

Предметы из изумрудного гарнитура: охотничий нож (работы Иоганна Мельхиора Динглингера, первое десятилетие XVIII в.), польский орден Белого орла, украшение для шляпы, пряжка, шпага (работы Иоганна Фридриха Динглингера 1737 г.), запонка. Дрезден, первая треть XVIII в

0 0 РїС€ (549x700, 230Kb)

Придворная шпага с ножнами (рубиновый комплект). 112 рубинов, 401 бриллиант, золото, серебро, частично позолота, сталь, кожа. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

0 0 Маленькие пряжки от перевязи (сапфировый комплект), 1710 (700x630, 553Kb)

Иоганн Мельхиор Динглингер. Маленькие пряжки от перевязи (сапфировый комплект), 1710

0 0С† (640x614, 295Kb)

Иоганн Мельхиор Динглингер. Церемониальный кубок короля Августа, ок. 1697 г. Агат, серебро, золочение, эмали, драгоценные камни. Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США
0 0С‡ (498x700, 411Kb)
0 0 Р± (514x700, 240Kb)
0 0 Рє (607x700, 340Kb)

Иоганн Мельхиор Динглингер. Кубок «Медея», 1709. Сардоникс, золото, эмаль, бриллианты, высота 30 см, длина 24 см, ширина 14 см. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден. Орнаментальная чаша изображает волшебницу из Колхиды Медею. Согласно древнегреческому мифу, именно возлюбленная Ясона помогла ему добыть золотое руно

0 0Р± (700x395, 332Kb)

Барка на Ниле со священным быком Аписом. Часть алтаря Аписа

0 0 РєРє (434x700, 348Kb)

0 0СЌ (345x687, 298Kb)

Эгрет для шляпы из карнеолового гарнитура. Около 1719 г
0 0СЂ (510x700, 280Kb)
Иоганн Мельхиор Динглингер. Орден Золотого Руна (рубиновый набор), 1722. 3 крупных рубина, 70 бриллиантов, золото, серебро, эмаль. Галерея «Grünes Gewölbe», Дрезден

0 0 Рї (542x700, 370Kb)

Антуан Пэн. «Портрет Иоганна Мельхиора Динглингера», около 1721. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Мастер изображён с чашей «Купальня Дианы» – вероятно, это была одна из его любимых работ

Золотых дел мастер был женат пять раз и стал счастливым отцом двадцати трёх детей, из которых, увы, только одиннадцать перешагнули порог совершеннолетия.

В 1721 году он вступил в брак последний, пятый раз – с 25-летней Софи-Анной Гутерманн, дочерью ювелира Георга Фридриха Гутерманна. Светловолосая хрупкая Софи родила трёх мальчиков и двух девочек, но ни один из них не пережил младенческий возраст, а сама молодая мать умерла в родах через пять лет супружества: её постигла та же печальная участь, что и предыдущих жён.

Иоганн Мельхиор Динглингер, которого за непревзойдённое мастерство называли «немецким Бенвенуто Челлини», скончался 6 марта 1731 года. Мастерскую возглавил его сын, Иоганн Фридрих Динглингер (1702-1767), который в 1733 году был назначен придворным ювелиром курфюрста Августа III.

0 0 РјСѓ (700x433, 321Kb)

Музей «Грюнес Гевёльбе»

В наши дни великолепные работы Динглингера хранятся в знаменитом музее Дрездена «Грюнес Гевёльбе» - «Зеленые своды.

разделитель виньетка (236x65, 18Kb)

Источник 1  Источник  2

 

Рубрики:  Искусство/прикладное искусство
Творчество/ручная работа
в музее
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 10 пользователям

ГалКон   обратиться по имени Четверг, 04 Июля 2024 г. 20:34 (ссылка)
Добрый вечер, Елена! Спасибо большое! Великолепные и изысканные работы Динглингера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 05 Июля 2024 г. 15:14ссылка
Благодарю Галина, за внимание и комментарий!
Да, работы прекрасны!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку