-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Буала

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история россии политика и вообще всё интересное различные направления изобразительного искусства театр

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Царство_Кулинарии Camelot_Club
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 39417


Великий вторник Страстной седмицы

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 04:46 + в цитатник

Наступает второй день Страстной седмицы, Великий вторник. В этот день верующие вспоминают проповеди Иисуса Христа, произнесенные им в Иерусалимском храме и вне его, в том числе — евангельскую притчу о десяти девах и талантах. Таким образом церковь призывает к бодрствованию духа и делам милосердия.

0 0РІ (700x377, 456Kb)

В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка. В этот день мы слышим притчи: о дани кесарю и о воскресении мёртвых, о Страшном суде и кончине мира, о десяти девах и о талантах.

Вторник Страстной седмицы – один из самых главных и насыщенных глубоким духовным смыслом дней богослужебного года. В этот день Христос прямо говорит ученикам о грядущих страданиях, последний раз проповедует в Иерусалимском храме, и фарисеи пытаются искусить Спасителя... В этот же день в церкви читается целых четыре главы из Евангелия, содержание которых осмысляется, в первую очередь, в отношении жизни каждого человека, человечества и Церкви в целом, в канонах и песнопениях, шедеврах древней христианской поэзии. Только присутствуя на богослужении, можно понять весь сокровенный смысл и глубину событий этого дня, слов и притч, сказанных в этот день Спасителем ученикам и народу.

Последняя проповедь в Иерусалимском храме: «Кесарю – кесарево»

Приближаясь к дням Своих страданий, Господь был особенно близок и откровенен со Своими учениками. «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин.15:15), – говорил в этот день Спаситель апостолам. Теперь Он уже не прикровенно, но с особенной ясностью возвещал им о том, что Ему надобно пострадать, чтобы таким образом приготовить их к Своим страданиям: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф.26:2).

Вместе с тем, в Великий вторник Христос последний раз проповедовал перед народом в Иерусалимском храме, соответственно Его проповедь имела особенное значение. Размышляя о евангельском чтении этого дня, святитель Феофан Затворник замечает: «Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру – Христос, и покориться Его заповедям и учению». 

Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф.24:1). Фарисеи, уже окончательно решившиеся на убийство Христа, не преминули воспользоваться моментом и уловить Спасителя в словах, спровоцировав Его на ответ, который неизбежно либо привел бы к возмущению народа, либо стал бы поводом для политического доноса римским властям. Их лицемерие при этом достигло почти карикатурной формы: мало того, что они, ревнители Закона и националисты, не погнушались для осуществления замыслов союзом с представителями одиознейшей секты иродиан, по сути дела, пособниками римских оккупантов, фарисеи начали свою речь удивительно фальшивыми и льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице (Мф.22:16). Те же люди недавно говорили о Христе: Он не от Бога (Ин.9:16), Он обманывает народы (Ин.7:12); и даже: Ты самарянин, и бес в Тебе (Ин.8:48), но теперь им казалось, что они придумали вопрос, который при любом ответе погубит Иисуса, и льстивыми словами пытались сделать так, чтобы Он не ушел от ответа.

Фарисеи спросили Христа: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Ин.8:49). Лукавство вопроса заключалось в том, что, если бы Спаситель ответил: да, – то фарисеи обвинили бы Его перед народом в поддержке римских оккупантов, а если: нет, – то донесли бы на Него властям как на мятежника. Иисус ответил очень мудро и просто: Он попросил принести римскую монету, динарий, на которой было отчеканено изображение императора, кесаря, и сказал свою знаменитую фразу: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22:21). Кроме глубокого духовного смысла (о том, что светская власть не имеет права вмешиваться в дела веры, а учение Христово выше любой политической идеологии), эти слова имели и неоспоримую житейскую правду: раз Иудея допускала хождение на своей территории римской монеты и собственно являлась частью Римской империи, естественно, она должна была подчиняться римским законам и платить подати. Да и сам динарий, согласно античному правовому сознанию, в некотором смысле, действительно принадлежал императору: изображение кесаря является знаком того, что монета отчеканена от его имени, и он, соответственно, является верховным собственником всей денежной массы империи. Иудею, тем более, странно было бы стремиться сохранить у себя монеты с языческим изображением обожествляемого императора. Человеческое лукавство в очередной раз не смогло противостоять божественной мудрости.

Интриги фарисеев дали повод Спасителю обратиться к народу с очень важной речью. В своей проповеди Христос указал на те страшные изъяны в религиозной жизни израильского народа, в первую очередь, в отношении его вождей, тех же фарисеев, которые и приведут к тому, что иудеи отвергнут своего истинного Царя и Спасителя и предадут Его на распятие. Надо заметить, что на словах фарисеи действительно были ревнителями благочестия: они требовали от народа строгого исполнения заповедей Божиих и сами претендовали на то, чтобы быть примером следования Закону. Сам Спаситель призвал Своих слушателей: всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф.23:3). Однако, подобная ревность питалась отнюдь не искренней верой и любовью к Богу, а банальным властолюбием, корыстолюбием, тщеславием и лицемерием, т.е. желанием вместо того, чтобы жить подлинной жизнью в Боге, надеть на себя некую благочестивую маску, за которой можно спрятать свой лик, искореженный слишком человеческими страстями. Мы видим, как подобная внутренняя установка приведет к прямому богоубийству. Соблазн фарисейства угрожает каждому верующему человеку, поэтому Христос так резок в Своих словах к фарисеям: Он сравнивает их с окрашенными гробами, вождями слепыми, порожденьями ехидниными (т.е. детьми гадюк, которые, по античным поверьям, прогрызали чрево своим родителям, тем самым, убивая их), и не жалеет на них и других, не менее жестоких слов.

Неожиданно Спаситель заканчивает Свою грозную речь удивительно трогательными и горькими словами: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37-38). Христос показал, что, несмотря на все беззакония Израиля, Он все равно любит Свой народ и скорбит о его скором падении, как Он любит каждого человека и скорбит о его грехах.

0 0С‚ (700x406, 344Kb)

Непосредственно после обличения фарисеев, выйдя из храма, Спаситель предсказывает своим ученикам судьбу Иерусалима. Указывая на величественные здания Иерусалимского храма, Христос сказал: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф.24:2). Пророчество в точности исполнилось в 70 году по Р.Х., когда император Тит взял штурмом и разрушил до основания столицу Иудейского царства. Речь о скорбном будущем Иерусалима постепенно переходит к пророчествам о судьбах всего мира и грядущем Втором пришествии Спасителя. Эсхатологические предсказания Христа имеют своей целью не удовлетворение праздного любопытства о последних днях мироздания, столь свойственного человеку во все эпохи, а конкретную нравственную задачу: убедить учеников всегда духовно бодрствовать и в любой момент быть готовым к встрече с Богом, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет (Мф.24:42). Речь здесь идет не только о Втором пришествии Спасителя и последующем за ним Страшном суде, но и неизбежной для каждого человека кончине, дня и часа которой тоже никому не дано знать, кроме Бога.

Притчи о неверном и благоразумном рабах и о десяти девах

Свою мысль Христос объясняет двумя притчами: о рабах, неверном и благоразумном, и о десяти девах.

 Именно в этот день на службе звучат слова «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». В конце проповеди Христос рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах и о талантах (денежная единица).

Великий вторник: притча о десяти девах. Современная греческая фреска.

Притча о талантах. Еще один сюжет Великого вторника повествует о правителе, который перед своим отъездом раздал троим слугам по серебряному таланту и двое смогли преумножить свое имущество, пустив деньги в дело, а третий закопал его и не стал трудиться. По возвращении правитель поинтересовался, как слуги распорядились даром и похвалил первых, а последнего наказал. Смысл притчи заключается в том, что каждый должен будет ответить за свои дела когда наступит Страшный суд. Отсюда же происходит крылатое выражение «зарывать талант в землю».

Великий вторник Страстной седмицы

Согласно сказанию, десять дев, подружек невесты, ждали появления жениха. Пятеро из них, названных разумными, заранее подготовили достаточное количество масла для светильников, а неразумные остались практически без него к моменту прихода жениха и были вынуждены отлучиться, чтобы купить еще. Но по возвращении они не смогли попасть в брачный чертог, так как дверь была уже закрыта. Под маслом в притче подразумеваются добродетели, а сама притча призывает верующих к духовному бодрствованию. Брачный пир символизирует второе пришествие Спасителя, который в притче показан женихом. Неизвестно, когда оно наступит, но важно быть готовыми.

 

Тропарь на Великий Вторник, глас 8

Се Жени́х гряде́т в полу́нощи,/ и блаже́н раб, его́же обря́щет бдя́ща,/ недосто́ин же па́ки, его́же обря́щет уныва́юща./ Блюди́ у́бо, душе́ моя́,/ не сно́м отяготи́ся,/ да не сме́рти пре́дана бу́деши,/ и Ца́рствия вне затвори́шися,/ но воспряни́ зову́щи:/ Свят, Свят, Свят еси́, Бо́же,// Богоро́дицею поми́луй нас.

Кондак на Великий Вторник, глас 2

Час душе́ конца́ помы́сливши,/ и посече́ния смоко́вницы убоя́вшися,/ да́нный тебе́ тала́нт трудолю́бно де́лай, окая́нная,/ бо́дрствующи и зову́щи:// да не пребу́дем вне черто́га Христо́ва.

0 0Рё (700x517, 530Kb)

Страстная неделя для верующих является временем духовного очищения и сострадания, поэтому в любой день под запретом ссоры и обиды. На протяжении всего Великого поста не венчают и не крестят, также не рекомендуется устраивать пышные праздники.

В миру первые четыре дня Страстной недели отводили домашним делам, а вторник посвящали одежде: порванное чинили, изношенное выкидывали и покупали новое: считалось, что такая одежда прослужит долго. Также в этот день начинали продумывать пасхальные угощения и покупать продукты. Делать это ранее вторника считалось плохой приметой.

Помимо бытовых в народе были популярны и погодные приметы. Если вторник выдался дождливый — будет большой урожай грибов, а если погода ясная — хорошо будет расти пшеница.

Во вторник Великого поста продолжались суровые ограничения в еде. Среди продуктов, которые разрешены: овощи и фрукты, крупы, макаронные изделия, мед, орехи. Под запретом остаются мясо, яйца, рыба и молочные продукты. Во вторник запрещено также и использование растительного масла. Для священнослужителей пищевые ограничения строже. При этом больные, немощные и путешественники от поста освобождаются.

0 0Рј (500x289, 172Kb)

+    +    +    +    +

Рубрики:  Православие
вера
Иконы
Традиции
Молитва
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 12 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Вторник, 30 Апреля 2024 г. 06:50 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 15:13ссылка
Спаси, Господи!
Radeia   обратиться по имени Вторник, 30 Апреля 2024 г. 06:52 (ссылка)
С Благодарностью!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 15:12ссылка
Спаси, Господи!
babeta-liza   обратиться по имени Вторник, 30 Апреля 2024 г. 16:07 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 16:53ссылка
Спаси, Господи!
Scarlet5   обратиться по имени Вторник, 30 Апреля 2024 г. 17:26 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 30 Апреля 2024 г. 17:46ссылка
Спаси, Господи!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку