Тихая Россия - Далматово, Курганская область |
Город Далматово — одно из первых русских поселений в Зауралье.Он старше соседних городов Шадринска и Кургана, старше даже Санкт-Петербурга, а город Каменск-Уральский начался с поселья Далматовского монастыря на реке Железянке.
Герб Далматова утвержден 17 июля 1783 года вместе с другими гербами Пермского наместничества
Это было время заселения Сибири русскими людьми, время продвижения Российского государства на восток. Свое название город получил от Далматовского Успенского мужского монастыря, основателем которого стал в далеком 1644 году от Рождества Христова старец Далмат. До пострижения в монахи преподобный Далмат звался Дмитрием Ивановичем Мокринским. Родился он в 1594 году в городе-крепости (остроге) Березове. Жил в Тобольске, состоял на государевой службе, был женат, имел детей. Отец его был казачьим атаманом, мать — дочерью новокрещен-ного татарина из рода мурзы Илигея, владельца земель по берегам реки Исети. Родство это сыграло заметную роль в судьбе основателя монастыря.
После смерти жены Дмитрий Мокринский ушел в Невь-янский монастырь, где и был наречен Далматом. За свою начитанность и приверженность к вере Далмат пользовался таким уважением братии, что вознамерились они поставить Далмата наставником. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, Далмат тайно покинул Невьянский монастырь и ушел на дальнее поселение, захватив с собою родовую икону Успения Божией Матери. Нет, не убогий старец уходил в иноческий подвиг, а человек, рассчитывавший на свои силы и Божью помощь. Ведь ему пришлось нести на себе не только тяжелую икону, но и все, что необходимо для уединенного бытия. Далмат поселился в урочище Белое Городище, что расположено на высоком берегу реки Исети, недалеко от впадения в нее реки Течи. Первым жилищем его была пещера около чистого ключа. Вскоре к нему начали приходить люди. Пещера становилась мала, и по благословению Тобольского архиепископа Герасима Кремнева Далмат с товарищами построили деревянную часовню с оградой — первое здание будущего монастыря.
Склонив на свою сторону владельца приисетских земель татарского мурзу Илигея, Далмат добился того, что урочище Белое Городище с окрестными землями стало собственностью монастыря. По его ходатайству тобольский боярин Павел Шульгин описал монастырскую вотчину по тем межам, по которым Илигей отдал ее Далмату в присутствии родственников и соплеменников. Длина владений «от высокова Соснового Яру» до «Атяшу озера» составила примерно 90 верст, ширина — 25-30 верст. Наверное, с тех пор и пошла у монахов поговорка: «Вплоть до Атяша все наше». В 1659 году описанные земли были окончательно утверждены за монастырем грамотой царя Алексея Михайловича. В дальнейшем территория монастыря еще не раз расширялась за счет приобретения татарских земель.
Далматовский Успенский мужской монастырь
Монастырь, расположенный на высоком берегу выше слияния двух рек, занимал выгодное стратегическое и географическое положение и поэтому стал своеобразными воротами для заселения обширного Исетского края. Он с первых лет основания манил к себе все новых и новых поселенцев. Первыми русскими поселенцами были исетские казаки, потомки казацкой дружины Ермака. Слух о новом монастыре распространился, и сюда стали прибывать люди из Верхотурского уезда, с Усолья и других мест, принося сюда свои фамилии и прозвания, живущие и поныне.
Прокудин-Горский. Вид на западную часть Далматово с колокольни монастыря. 1912 год
Прокудин-Горский. Успенский собор в Далматовском монастыре. 1912 год
Портрет преподобного Далмата. фото 1912 года
Схимническое одеяние преподобного Далмата. фото нач. XX века
Прокудин-Горский. Кольчуга и шлем преподобного Далмата. фото 1912 года. Теперь это экспонат монастырского музея.
Второклассная школа при Далматовском Успенском монастыре. Начало XX века
Далматовский Успенский монастырь. Братские корпуса. Начало XX века
Гостиница Далматовского Успенского монастыря. Начало XX века
Далматовский Успенский монастырь. Вид с северо-западной стороны. Начало XX века
Далматовский мужской 3-го класса монастырь основан в 1644 г. на берегу р. Исети в месте, называемом «Белое городище»
В 1922 году в зданиях бывшего монастыря открылся краеведческий музей. В 1923 году при Скорбященском храме была зарегистрирована приходская община, впоследствии принявшая обновленчество. Богослужения продолжались до 1928 года. В 1928 году церковь Всех Скорбящих Радость была закрыта и её здание передали под Народный дом. В 1930 году единственный на Урале Далматовский музей-монастырь был закрыт, с церкви снесли купола. В период с 1932 по 1939 годы в бывшей церкви действовал колхозно-совхозный драматический театр. В годы войны в бывшем монастыре размещался госпиталь и курсы усовершенствования командного состава. 8 августа 1945 года вышло распоряжение СНК СССР о передаче зданий бывшего Далматовского монастыря Наркоммясмолпрому. На территории монастыря разместился завод «Молмашстрой»
На территории монастыря были построены корпуса заводских цехов, городская котельная. Вместо куполов трубы стали торчать из-за крепостных стен. Да и стены стали разбирать за ненадобностью. Большего надругательства над святым местом нельзя и придумать. Да, многие монастыри приспосабливали под тюрьмы, детдома, какие-то другие городские учреждения, но чтобы так радикально разрушать! Какое слово подобрать? Святотатство? Варварство? Кощунство?
Колесные трактора возле гаражей Далматовского овощесовхоза около северо-восточной стены монастыря. 1932 год
Часовня в монастыре над захоронением Долмата в 1940 году
Скорбященская церковь, в которой размещался центральный склад завода. 1966 год
Пристрой к братским кельям, где размещался цех молочной посуды завода Молмашстрой. 1968 год
Успенская площадь в Далматово. 1970 год
Восточные ворота с внешней стороны Далматовского монастыря. 1974 год
Территория завода Молмашстрой в стенах монастыря. 1974 год
Проходная завода Молмашстрой в 1980 году
Скончался Далмат в 1697 году. По благословению Патриарха всея Руси Алексия II преподобный Далмат Исетский причислен к лику местночтимых святых Курганской епархии. Его имя включено в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 8 июля.
В 1992 году монастырь вернули РПЦ. Постепенно монастырь восстанавливается. Разрушения были ужасные, но братия много работает и им удалось многое воссоздать.
Успенский собор Далматовского монастыря
Соранившиеся стены монастыря
Здание монастырского музея.
Календарь в честь 300-летия династии Романовых. из экспозиции монастырского музея.
Гостиница для паломников в монастыре
Святой источник преподобного Далмата
Купель в часовне святого источника
Город Далматово и Далматовский мужской монастырь воспринимают порою как одно целое. Они одинаково испытали набеги кочевников и опустошительные пожары, «наживали копеечку» на ярмарках и торжках, росли и развивались на берегу Исети. Но все-таки у города своя история, своя судьба…
город Долматово
Герб города Далматово утвержден в 2006 году
В версте от монастыря на запад были поставлены первые избы слободы Служней, где поселились крестьяне, работавшие на монастырской земле, подписавшие «порядные грамоты», но не вступившие в монашеское братство. Одним из первых в 1653 году здесь поселился Алексей Иванчиков. Его отец «скитался меж дворов», т.е. не был крепостным, и Алексей был «гулящим человеком». В переписи 1669 года было отмечено, что у Алексея на подворье живут еще два гулящих человека. Гулящими люди в России XVI — XVIII веков называлось особое сословие людей, не приписанных ни к служилым, ни к посадским, ни к крестьянам. По обследованию боярина Ефима Шубина и подьячего Ивана Оксенова, в 1662 году в поселении Служняя слобода и деревне Нижнеярской проживало 150 человек обоего пола: 94 мужчины и 56 женщин. Треть из них проживали только первый год.
Далее на запад тек небольшой приток Исети, прозванный вначале Никольским ручьем, а затем Мельничным. Эти избы и деревянная церковь монастыря — два корня города. Село Николаевское — так стала называться слобода Служняя после постройки в ней и освящения церкви во имя Святого Николая Угодника — быстро развивалось. Название села Николаевское появляется впервые в исторических документах в 1691 году — в переписи Филарета Черницына. Первая деревянная церковь стояла на северной стороне современной улицы Суворова. Остатки ее каменного фундамента скрыты под асфальтом и угловым двухэтажным зданием, построенным в шестидесятых годах XX века для мастерских средней школы имени А.С. Попова. Рядом с церковью было первое кладбище, доходившее до угла нынешних улиц Советской и Чапаева.
Лес был верным другом переселенцев. Он дарил тепло и кров, он кормил человека и давал ему почти все для земной жизни от зыбки и до гробовой доски, от ложки и березового туеса до сохи, от шалаша до избы. Ложка, кадка, соха, сани, прялка, ткацкий станок и многое другое — щедрая дань необъятного в прошлом зауральского леса. К заготовке строевого леса приступали с наступлением морозов и устойчивого снежного покрова, в эту пору древесина становилась относительно сухой. Лес оглашался звонким стуком топора, окриками работников, треском падающих деревьев. Для строительства домов предпочитали брать мелкослойную по годичным кольцам сосну. Срубленые деревья волоком доставляли к месту стройки.
Сруб начинали рубить с весенним пригревом. Дома и избы строили обычно из бревен толщиной 30 — 40 см. Вначале рубили в бревне поперечные выемки — «чашки», чтобы верхнее бревно плотно улеглось в них. В верхнем бревне делали продольную выемку, между венцами прокладывали мох. Покрытие, как и стены, делали большей частью из горизонтально уложенных бревен. Потолочные балки — матицы тесали на четыре канта, превращая их в брус, и врубали в бревна противоположных стен. На матицы настилали потолок из пластин — распиленных вдоль тонких бревен. Для утепления жилья потолок промазывали глиной или застилали берестой, не поддающейся гниению, и засыпали землей. Двускатные крыши покрывались тесом без применения гвоздей. Для этого на слеги клали «курицы» — молодые елки с корнями, образующими на концах крюки. Эти крюки поддерживали «водотечники» — желоба из тонких бревен, в которые своими нижними концами упирались кровельные тесины. По верху стыки тесин покрывались «охлупнем» или «коньком» — выдолбленным бревном. Конец «конька» обычно выдавался вперед и иногда декоративно обрабатывался.
Западная часть города Далматово. 1909 год
Здешний дом был невелик. Чаще всего он состоял из одной черной избы. На лицевой части было три «волоковых» окна, вырубленных на полбревна вверх и на полбревна вниз, два таких же окна находились на противоположной стороне. Среднее окно на лицевой стороне делалось выше, и иногда было «колодным», то есть с косяками. В зимнее время окна затягивали брюшиной, зажиточные хозяева затягивали окна слюдой. Стекло появилось здесь только во второй половине XVIII века.
Печи в домах топились по-черному, то есть без труб. Дым выходил в сени через дымное окно, к которому приставлялся дымволок (труба) из теса или дупла дерева. Около печи находился голбец, самое теплое место в избе, по бокам стен располагались лавки, а сверху — полки для хранения хозяйственной утвари; под потолком над входной дверью устраивался специальный настил для спанья — полати. У зажиточных хозяев в домах было до шести комнат, а печи топились по-белому — имели дымовые трубы.
Краеведческий музей бывшее здание земской школы 1913 года постройки
Далматовский исторический музей им. А. Н. Зырянова. 18 мая 1962 года был открыт школьный краеведческий музей. После объединения со школьным краеведческим музеем Далматовской средней школы был создан Далматовский исторический музей. С 1978 года музей является филиалом Курганского областного краеведческого музея
Как жили крестьяне тех давних лет, можно увидеть, заглянув в Далматовский краеведческий музей имени А.Н. Зырянова. Там стоит старенькая изба, ровесница пугачевских событий на нашей земле. Срубленная из половин толстенных бревен, с крошечными оконцами, игрушечная и одновременно настоящая, она когда-то укрывала и согревала не одно поколение далматовских жителей.
В 1711 году в селе насчитывалось 28 дворов, в которых проживала 51 семья. Поскольку в то время было установлено подворное обложение, следовательно, налогом облагались только 28 домохозяев, а квартировавшие семьи налогов не платили. Сельским старостой в те времена был Поликарп Кочев.
В 1724 году вместо подворного обложения был введен подушный налог. Податью облагалось только мужское население. В этом году правительственный чиновник князь Иван Васильевич Солнцев-Засекин провел перепись населения Далматовской вотчины и выявил, что в селе Николаевском проживало 330 душ мужского пола. Во время следующей переписи (ревизии) вотчины Далматова монастыря 1744 году, т.е. через 100 лет после прихода Далмата на берег Исети, в селе Николаевском и 18 монастырских деревнях проживало 2156 душ мужского пола.
C первых лет поселения Далмата на берегу Исети и возникновения русских селений кочевники, жившие в этих местах, пытались изгнать пришельцев.
В исторических хрониках есть материалы о Сеитовом, Адларо-Кусюмовском, Кильмяк-Карасаколовом бунтах.
Жители селений, прилегавших к монастырской вотчине с западной стороны собирались под защиту Далматовского монастыря. Последний набег на монастырскую вотчину был в июле 1737 года.
Во время набегов многие жители селений попадали в полон. Были среди них и жители села Николаевского. Посчастливилось вернуться домой из башкирского плена 44-летнему крестьянину села Николаевского Михаиле Яковлевичу Новоселову. В плен он попал в 1739 году, когда находился на Тобольском рыбном промысле. Его хозяином стал киргиз — кайсак Кунай Мурза, который продал пленника жителю Ташкента Надыру Ходже. Примерно в июле 1757 года Кунай Мурза выпросил у Надыра Ходжи пленника, пообещав за него пятилетнего калмычонка. Кунай Мурза представил Новоселова «в знак своей службы» в Оренбургскую губернскую канцелярию. Оттуда при участии губернатора И. И. Неплюева Михайло Новоселов вернулся домой.
После подавления последнего бунта в 1742 года набеги прекратились.
Экономическая и социальная зависимость крестьян от монастыря была очень жесткой. Обширное монастырское хозяйство развивалось в основном за счет тяжелого крестьянского труда. Пришедшие на поселенье крестьяне получали от монастыря скот (лошадь, корову и др.), землю, земледельческий инвентарь и семена, и на один или два года льготы — освобождение от выплат.
После окончания льготных лет они обязаны были вернуть монастырю по приплоду полученный скот и согласно порядной записи отдавать монастырю ежегодно «пятинный хлеб», т.е. пятую часть урожая.
Кроме этого крестьяне заготавливали для монастыря дрова и сено; убирали хмель в монастырских хмелевых угодьях; пилили и возили строевой лес, добывали известь на реке Синаре для строительства крепостной стены и храмов; обрабатывали монастырские запашки, сеяли и убирали хлеб; посылались на поселья для рыбной ловли и других работ; выполняли подводную повинность — уходили со своими обозами в многодневные поездки, доставляя провиант в военные части или архиерейские дома; строили и ремонтировали монастырские помещения. На крестьянах Далматовской вотчины лежала и рекрутская повинность — часть молодых и здоровых крестьян забирались в армию на долгий срок. Монахи вмешивались даже в семейную жизнь крестьян, выполняя функции охраны общественного порядка. В монастыре существовали запорные чуланы для наказания, ослушников посылали на полгода или на год на поселья; были распространены и телесные наказания. О наказаниях крестьян, о разборах различных жалоб велись записи в монастырских книгах. Из «Книги записи наказаний за всякие преступления» краеведом Д.С.. Грязновым сделаны многочисленные выписки. Есть там запись о наказании плетьми крестьянина села Николаевского Ивана Ворванина за драку и «кусание зубами» соседа Ивана Зубарева, о наказании лозами крестьянина села Николаевского Василия Брагина «за матерную брань попа Василия Иванова» и другие.
За заслуги в подавлении пугачёвского бунта императрица Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, который в честь основателя монастыря назвали Далматовым. Однако позже Далматовский уезд объединили с Шадринским, и город утратил статус уездного.
Пионеры у крестьянской избы постройки XVIII века, свидетеле пугачевского восстания, фото 1979 года
В 1852 году в городе случился очень крупный пожар, который за несколько часов прошёл весь город и уничтожил 489 домов (уцелело 47), нанес повреждения Никольской приходской церкви и церкви Далматовского Успенского монастыря. В XIX веке главным занятием жителей села было выращивание огурцов, а также сбор и продажа дикого хмеля. В 1913 году через город прошла железная дорога.
Никольская церковь, 1924 год
Каменная Николаевская церковь строилась на месте второй деревянной в 1754—1763 годах на средства прихожан — монастырских крестьян. В 1770—1776 годах с северной стороны был пристроен отапливаемый северный придел. В ночь на 27 июня/10 июля 1918 года белогвардейские части подошли к реке Исеть. Красноармейцы заметили сначала конную разведку, а потом пехоту и приготовили пулеметы. Священники Николаевской церкви Владимир Сергеев и Александр Сидоров, а также дьякон Василий Ситников предупредили наступавших белогвардейцев колокольным звоном. В тот же день оба священника были казнены красноармейцами в Сухом логу у линии железной дороги. Дьякона расстреляли позже. В 1934 году по решению советских властей церковь была закрыта. Здание изменило первоначальный облик. Колокольня, купола и церковная ограда были разобраны на кирпич. В здании церкви размещались кинотеатр, Дом культуры, спортивная школа, склады, библиотека, флюорографический кабинет. В 1960 году Постановлением Совета министров РСФСР Николаевский храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1980—2012 годах там находился краеведческий музей.
Всё что осталось от Никольского храма в наши дни
Ныне здание передано Шадринской епархии Русской Православной Церкви.
Часовня Александра Невского перед монастырем на Успенской площади, установленная в наше время
В 1918 году, после боёв между красной и белой армиями, была установлена советская власть. В 1919 году образован Далматовский сельсовет. В 1924 году город Далматов обращён в сельскую местность (с. Далматово). Промышленное развитие села началось в 40-х годах ХХ века. В 1945 году село получило статус рабочего посёлка. С 2014 года город включен в реестр городов в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения.
Далматово расположен в южной части Туринской равнины, на левом берегу реки Исеть, в 192 км к северо-западу от города Курган. Сейчас здесь проживает 11 500 человек.
Старинные сохранившиеся здания в Далматово.
Вторая половина XIX века
Купеческий дом конца XIX века
Городская купеческая усадьба XIX века
На улицах города старинная застройка
Старинный дом, да ещё и с историей - здесь в 1919 году была создана первая комсомольская городская ячейка. Теперь в этом здании Дом детского творчества.
Сотрудники Далматовского райкома РКСМ. 1925 год
Старое здание Далматовской средней школы, принадлежавшее Демидовым до 1917 года. Постройка XIX века.
Конец XIX века
XIX век
вторая половина XIX века
Частный дом конца XIX века
В центре города сохранилось много старых купеческих домов, но к сожалению они находятся в удручающем состоянии
Общеобразовательная школа №2
Общеобразовательная школа №3
Администрация города
Памятник далматовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны
422 фамилии высечены на скорбных плитах. Вечная память!
В аллее славы
Аллея героев
Могила красноармейца Станислава Рукманиса, погибшего в бою с белогвардейцами в Далматово 28 июля 1919 года. Почему именно этому латышу установлен обелиск на могиле в центре города, уже никто не помнит.
Памятник красноармейцам, только уже тем, кто погиб в июле 1918 года, когда белые наступали с востока на запад.
Жилые дома советского периода
Обновлённая пятиэтажка
На улицах города
Промышленность города представлена предприятиями машиностроения, пищевой и лёгкой промышленности и сельского хозяйства: ОАО «Завод СТАРТ» — производитель автоцистерн для пищевой и нефтяной промышленности, ООО «Промтехоборудование» — производитель циклонов, резервуаров, вакуумных фильтров и другого специального оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, ООО «Далматовский пищевой комбинат», выпускающий кондитерские изделия, ООО «Радуга» — производитель спецодежды и тканей; грибов, ОАО «Далматовский элеватор», ООО «Далматовский комбикормовый завод», ООО «Далматовский Бетонный завод».
Элеватор
На городском стадионе
Городской рынок
Торговый дом
ж/д вокзал со стороны платформы
ж/д вокзал со стороны города
Проводы Руской зимы
Далматово
река Исеть
Городское граффити
Въезд в город
Рубрики: | История Фото Россия Старые фотографии Российская Империя архитектура Тихая Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |