-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в елена_своя

 -Интересы

люблю фотографировать и снимать видео ставить музыку узнавать всё новое показывать и рассказывать обо

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.06.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 73


Николай Павлович Хмелев

Пятница, 01 Августа 2014 г. 12:18 + в цитатник
88770 Hmelev (680x525, 64Kb)
(28.7.1901, Сормово — 1.11.1945, Москва)

Актёр. Режиссёр.
Hmelev_NP-Foto-Fabisovich_BD (406x700, 83Kb)
Отец был мастером на заводе.
Начинал в 1919 г. во Второй студии; в первые годы искал экспрессионистских резких тем и форм в ролях «злодеев» (Шпигельберг в «Разбойниках» Шиллера, Ушаков и Бирон в «Елизавете Петровне» Д. Смолина). Самолюбивый и сомневающийся в себе, трудный в контактах, он был воспринят как одна из самых интересных фигур «второго поколения» после первых же ролей (старик Марей, «Пугачевщина», 1925; Силан, «Горячее сердце», 1926). Это положение закрепилось за ним после роли полковника Алексея Турбина («Дни Турбиных», 1926). Сохраняя связь с традицией МХТ — «театра живого человека», Xмелев придавал сценическим образам предельное напряжение и четкость; искал то, что он сам парадоксально определял поставленным перед собой вопросом: «какой у меня здесь балет». Его решения отличались продуманностью и внезапностью, он был свободен в выборе стилистических средств и душевных тонов. Он любил смену задач. Он разрабатывал неожиданно мягко и насыщал психологическими нюансами набросок фигуры большевика Пеклеванова в «Бронепоезде 14-69» Вс. Иванова (1927). Он играл в «Дядюшкином сне» по Достоевскому (1929) князя К. — существо механическое, разлаженное и несчастное, с вывихнутыми и причиняющими боль шарнирами. В «Растратчиках» Катаева (1928) он гениально репетировал кассира Ваничку — простака, подхваченного волной поэзии, нарастающим ритмом авантюры; при изменившемся распределении ролей он нашел жесткую краткость штриха для инженера Шольте, растратчика холодного и чующего близкий край своего приключения. В один и тот же год (1935) он нашел своего обреченно-светлого, вопреки всему исповедующего мир, царя Федора и сыграл прокурора Скроботова во «Врагах» Горького, донося не только разницу человеческих


Николай Хмелев - "Поколение победителей" (1936)
характеров, но разницу эстетики и философии двух полярных спектаклей, равно важных в репертуаре МХАТ в 30-е годы. Сторожев в «Земле» Вирты и Каренин в «Анне Карениной» (обе роли — 1937), с их резким, непререкаемым идейным чеканом, — и тотчас вслед за ними Тузенбах в «Трех сестрах» (1940), роль, пронизанная неуловимым лиризмом и построенная на точности физического состояния (предвкушение праздника в II акте, мягкий зимний вечер, теплый снег, под которым Тузенбах ждал на улице, чтобы проводить Ирину со службы домой; предчувствие смерти в IV акте, бессонная ночь, желание взбодриться — «я сегодня не пил кофе»). Немирович-Данченко согласился, что именно Хмелеву должна быть отдана роль Астрова в задуманном в 1940 г. «Дяде Ване»: сильный ум, суммирующий свое объективное бессилие, — он мог это сыграть остро и мощно. Драмы ума были вообще его сферой. Долгие годы его мечтой был Гамлет, он начинал эту работу с Немировичем-Данченко, пока по логике эпохи режиссер
не сменил толкование образа героя — вместо трагического приключения мысли, идущей по лабиринтам реальности, в центр вставала энергия сопротивления, способность обнажить шпагу, и роль перешла к Б. Н. Ливанову (которому так же не суждено было ее сыграть). По обстоятельствам военного времени Xмелеву пришлось перед выпуском «Кремлевских курантов» сменить М. М. Тарханова, репетировавшего роль инженера Забелина: в отличие от героя Тарханова — русского ученого из самородков, озорника и юрода — его герой был петербуржцем, наследником культуры, логику гибели которой он мучительски заставлял себя постигать на площади перед Иверской, на здешнем пугливом, глумливом торжке.

hmelev-np04 (300x240, 7Kb)Николай Хмелёв в фильме "Человек в футляре"
Хмелев тяготел к режиссуре (был травмирован прекращением его работы в МХАТ над «Первой Конной» Вс. Вишневского, 1930). Создал собственную студию в 1932 г. В 1937 г. она слилась со Студией им. Ермоловой, образовав Театр им. Ермоловой, которым Xмелев руководил до конца жизни. Режиссировал в МХАТ («Фронт», 1942, «Русские люди», 1943, «Последняя жертва», 1944). Был членом руководства (так называемых «шестерки» и «пятерки») еще при жизни основателей театра. Принял на себя ответственность за труппу в годы войны, когда Немирович-Данченко был в эвакуации в Тбилиси. После смерти Немировича-Данченко в 1943 г. Xмелев стад художественным руководителем МХАТ (директором стал Москвин). Его выдвижение так же было предопределено его дарованиями, как и особым к нему отношением И. В. Сталина: Сталин восхищался его Турбиным, его Карениным — после «Анны Карениной» Xмелеву, как и А. К. Тарасовой, в нарушение обычного порядка присвоения почетных званий, сразу «дали народного СССР».

Последней его актерской работой был Иван Грозный в трагедии А. Н. Толстого «Трудные годы». Умер в театре в день генеральной репетиции/






hmelev-np02 (179x300, 5Kb)Народный артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Родился 23 июля (10 августа) 1901 в г. Сормово. Отец был мастером паровозно-строительного цеха Сормовского завода, мать, дочь присяжного поверенного, окончила музыкальную школу и давала уроки музыки в семьях инженеров. Когда Хмелёв подрос, его
поместили в частное сормовское реальное училище Н.Н.Субботиной, а после его закрытия – во 2-ю Нижегородскую гимназию в Канавине. В 1916 г. семья переехала в Москву, Хмелёв поступил в 6-ю Московскую гимназию. Увлекался живописью, мечтал поступить в Строгановское училище. Преподаватель литературы В.В.Симоновский привил мальчику любовь к театру. В гимназии Хмелёв принял участие в концерте, на котором выступил с монологом Берендея из "Снегурочки", Осипа из "Ревизора", Мельника из "Русалки", Вальсингама из "Пира во время чумы".
В 1919 г. Хмелёв поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В августе того же года МХТ объявил приём "сотрудников". Благодаря В.М.Мчеделову Хмелёв был принят в школу МХТ в "сотрудники" 2-й Студии. В школе при 2-й Студии преподавали и работали с молодыми актёрами Е.Б.Вахтангов, Л.М.Леонидов, В.В.Лужский, Е.П.Муратова, В.М. Мчеделов, Н.А.Подгорный, Н.О Массалитинов. Об ученических работах Хмелёва – Фирс ("Вишневый сад"), Карп ("Лес"), Снегирёв ("Братья Карамазовы"), рассказы Чехова – с похвалой отзывались К.С.Станиславский и Вл.И.Немирович-Данченко. Работа над ролью у Хмелёва начиналась с того, что он рисовал портрет своего героя. Уже тогда он уделял большое внимание гриму, позднее с успехом преподавал грим в студии Мчеделова, в школе 2-й Студии, в студии Завадского. Первой ролью в Студии стала бессловесная роль Посыльного в "Комедии о человеке, который женился на немой" А.Франса (1919). Из 19 ролей, сыгранных на сцене 2-й Студии, 12 было бессловесных и выходных.

hmelev-np01 (162x300, 7Kb) Бессловесной, построенной на движении и жестикуляции была и его первая работа в МХТ – образ Огня в "Синей птице" М.Метерлинка. Первой значительной ролью во 2-й Студии был Шпигельберг в "Разбойниках" Фр.Шиллера (1923). Рецензенты её не заметили, но в самом театре работа Хмелёва была признана, он получил одну из ведущих ролей – Ушакова в спектакле "Елизавета Петровна" Д.Смолина (1924–1925). Когда в 1924 г. основная группа актёров вернулась на родину, по предложению Немировича-Данченко актёры 2-й Студии стали актёрами Московского Художественного театра. После смерти Г.С.Бурджалова (1924 г.) Хмелёв играл Костылева в "На дне" М.Горького. В этой роли, решённой остросатирически, он шёл от внешней характерности, в его облике было нечто трагически-хищное. Роль крестьянина Марея в "Пугачёщине" К.Тренёва (1925), над которой он работал непосредственно с Немировичем-Данченко, принесла Хмелёву известность.
Особое место в биографии актёра занимает роль Алексея Турбина в спектакле "Дни Турбиных" М.А.Булгакова (1926), которая принесла ему настоящее признание. К десятилетию Октябрьской революции, 8 ноября 1927 г., МХТ показал "Бронепоезд 14-69" Вс.В.Иванова. Хмелёв играл большевика-интеллигента Пеклеванова. Очередная актёрская удача – роль князя К. в "Дядюшкином сне" по Ф.М.Достоевскому (1929), сыгранная гротесково и трагично. В 1932 г. исполнилась давняя мечта Хмелёва сыграть Фирса в "Вишнёвом саде": актёра интересовала трагедия бессильной старости, безысходного одиночества. В 1935 г. он выступил в роли Царя Фёдора в программном спектакле театра. Инициатива поручить ему эту роль принадлежит И.М.Москвину, игравшему Царя Федора со дня выхода спектакля (1898). В том же году Хмелёв сыграл Скроботова во "Врагах" Горького. Событием театральной жизни стал спектакль МХАТа "Анна Каренина" (1937) с Хмелёвым в роли Каренина.
В 1932 г. организовался Театр-студия под руководством Н.П.Хмелёва (в 1937 г. влился в Московский театр им. Ермоловой, Хмелёв был его художественным руководителем до 1945 г.). В студии он поставил спектакль "Не было гроша, да вдруг алтын" Островского, имевший большой успех, осуществил постановки спектаклей "Дон Хиль – зелёные штаны" Т.де Молины и "Дальняя дорога" А.Арбузова, в театре им. Ермоловой выпустил "Шторм" В.Билль-Белоцерковского, "Дети солнца" Горького, "Кубанцев" В.Ротко и "Как вам это понравится" У.Шекспира. Вершиной творчества Хмелёва стала роль Тузенбаха в "Трёх сестрах" А.П.Чехова (1940). В октябре 1941 г., когда МХТ находился в эвакуации, Хмелёв был назначен заведующим художественной частью театра, тогда же за выдающиеся творческие достижения был удостоен Государственной премии. В 1940-е годы сыграл Забелина в "Кремлёвских курантах" Н.Погодина (Государственная премия, 1942), Дубельта в "Последних днях" Булгакова, принимал участие в постановке пьесы "Русские люди" К.Симонова, "Фронта" А.Корнейчука. После смерти Немировича-Данченко был назначен художественным руководителем МХАТа. В 1944 г. поставил во МХАТе "Последнюю жертву" Островского (Государственная премия, 1946; посмертно).
В 1945 г. актёр работал над образом Ивана Грозного в пьесе А.Н.Толстого "Трудные годы". Ставили спектакль А.Д.Попов и М.О.Кнебель. Хмелёв изучал материальную культуру эпохи Ивана Грозного, своеобразие русской речи XVI века. Хмелёва захватили трагические противоречия в жизни русского царя, проблема исторической ответственности власти. На 1 ноября 1945 г. была назначена генеральная репетиция в костюмах и гриме, во время которой Хмелёву стало плохо. Умирал он в царских бармах и гриме Ивана Грозного. Его не разрешили тревожить, перевозить в больницу и перенесли в помещение директорской ложи... Над ним хлопотали врачи... Начался вечерний спектакль "Мёртвые души", публика в зале хохотала. актёры смешили её на сцене. А в ложе под музыку зрительского смеха умирал Артист...
Похоронили Николая Хмелёва в Москве на Новодевичьем кладбище.
В кино - с 1924 года, первая роль - жених в агитфильме "Домовой-агитатор", первая значительная роль - принц Карлштейн в фильме Г.Рошаля "Саламандра" (1928).
Вторая жена - известная цыганская актриса Ляля Чёрная (Надежда Киселёва) (1908-1982).
Внук - Николай Хмелёв - тоже стал актёром. Закончил ГИТИС (курс А.А.Гончарова), снимается в кино и телерекламе, играет в театре.

Фильмография:
1. Домовой-агитатор - 1924 - жених
2. Конец Санкт-Петрбурга ("Петербург-Петроград-Ленинград") - 1927
3. Саламандра - 1928 - принц Карлштейн
4. Мёртвый дом ("Тюрьма народов") - 1934
5. Поколение победителей - 1936
6. Человек в футляре - 1939 - Беликов
Рубрики:  АКТЁРЫ И СУДЬБЫ!
Знаменитые и мало известные актёры.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку