-Метки

"богатыри" 1950-е 1960-е 1970-е 1980-е 1990-е 2000-е 2011 Братья Гримм Таллин автопортрет аквариумные рыбки алма-ата андрианов к а батюшков билибин и.я. буратино бытовые сюжеты веневитинов волгоград гагарин гагра генералов в голубев а города-герои городской пейзаж грудинина т дагомыс дамская шляпка дамы и кавалеры дед мороз десерт яблочный дети дюймовочка елизавета бём елка елочные игрушки женский образ женский портрет загорский музей-заповедник зверушки зимний лес иваново игнатович е изд. аврора изд. гознак издательский дом мещерякова издательство вбпк издательство изобразительное искусство издательство кавказская здравница издательство панорама издательство плакат издательство планета издательство правда издательство речь издательство советский художник издательство соц.харкiвщина издатцентр марка изогиз карнавал каштанка козлов компьютер кошки крем яблочный кремль куприянов г лаковая миниатюра ленин ленинград минсвязи рф минсвязи ссср мода морские суда ссср москва мпфг музей мюнхаузен напиток яблочный с медом настурции натюрморт цветы открытки палех памятник борцам за советскую власть памятник островскому пасха пейзаж петродворец пушкин развлекательная наука ретро розы россвязь русская тройка рылеев с днем рождения с новым годом саморезов м свердловск свечи силуэт сказки снеговик снегурочка снежный городок сочи спирин ссср старая москва старая русса стереооткрытки стихи студенты театральные декорации телевизионные бвшни том тит туапсе ульяновск фотокомпозиция хоста хохлома художник иванов цветы цветы полевые чаепитие челябинск четвериков в четвериков в и эскиз декорации южно-сахалинск яблоки фаршированные языков

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Азалика

 -Подписка по e-mail

 


Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи

Среда, 30 Июля 2014 г. 10:30 + в цитатник
Цитата сообщения Лилия_Евгеньевна Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи



 

   В фондах отдела графики Государственной Третьяковской галереи хранятся карандашные рисунки, рисунки тушью, чернилами, сангиной, углем; все виды акварели, пастель; разнообразные типы гравюры. Графика - самый большой в количественном отношении раздел прославленного музея. В нем насчитывается около сорока тысяч произведений. Центральное место в коллекции графики принадлежит рисунку и акварели крупнейших художников второй половины XIX столетия.5158259_01 (473x632, 66Kb)
   Коллекция начала складываться еще при жизни основателя галереи П.М.Третьякова. Первые рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова появились в собрании в 1880-е годы. Обычно художники дарили их коллекционеру в знак дружбы и уважения к его замечательной деятельности. Много рисунков В.Г.Петрова, В.В.Верещагина, В.М.Васнецова Третьяков купил как составную часть художественного наследия очень ценимых им авторов. На рубеже 1880-1890-х годов Третьяков стал приобретать рисунки более планомерно и интенсивно. Наряду с произведениями признанных мастеров он включил в свою коллекцию работы молодых художников - И.И.Левитана, М.В.Нестерова и других.
 
На обложке: Ф.А.Васильев. После проливного дождя.
 
   Раздел графики второй половины XIX столетия в Государственной Третьяковской галерее очень сильно пополнился в первое послеоктябрьское десятилетие. В него вошло графическое собрание Цветковской галереи, где были сосредоточены многочисленные рисунки и акварели И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова, П.М.Шмелькова, В.Е.Маковского и других художников, а также графические произведения крупнейших живописцев из бывшей коллекции И.С.Остроухова.
   Ядром и основой раздела графики второй половины XIX века являются (также как и в живописной части собрания) произведения художников, непосредственно связанных с Товариществом передвижных художественных выставок или близких ему по характеру и направленности творческих исканий. 
   Многие рисунки передвижников, например В.Е.Маковского, В.М.Максимова, К.А.Савицкого, так или иначе связаны с работой художников над картинами. Иногда это этюды или эскизы известных живописных композиций, в других случаях сцены, воспринимающиеся как "модели" будущих картин. Особую группу представляют листы социально-обличительной графики 1860-х годов. Среди них выделяются многочисленные рисунки П.М.Шмелькова на темы из чиновничьего и купеческого быта, из жизни городских низов.
   Рисунки бытового жанра характерны и для В.М.Васнецова. Но наиболее ценной в художественном отношении частью большого собрания его графики в галерее являются акварельные эскизы к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка", ставшие новым этапом в истории русской сценографии.
   В графическом наследии главы передвижников И.Н.Крамского самый интересный раздел - портреты, исполненные в характерной технике угля, соуса, белил. О стилистических особенностях портретной графики 1860-1860-х годов свидетельствует и хранящиеся в галерее рисунки другого видного передвижника - Н.А.Ярошенко.
   Основу большой коллекции графики выдающихся пейзажистов этого периода составляют рисунки с натуры, а также ряд подготовительных эскизов и этюдов к живописным пейзажам. Таковы рисунки и акварели И.И.Шишкина, Ф.А.Васильева, А.К.Саврасова, небольшие карандашные наброски и законченные акварельные пейзажи И.И.Левитана.
   Выдающимся мастером рисунка был крупнейший из живописцев этой эпохи И.Е.Репин. В галерее хранится около пятисот его графических произведений: этюды и эскизы почти ко всем картинам, рисунки-наброски, монументальные портреты углем на холсте, станковые листы пейзажного, портретного, бытового жанров. Для репинских рисунков характерен живой, свободный штрих; предметный мир в них неразрывно связан с воздушной средой, с окружающим пространством.
   По количеству листов графическое наследие В.И.Сурикова не столь обширно, как репинское. И в нем существенный раздел составляют рисунки, воссоздающие историю почти всех крупнейших полотен живописи. Но подлинной жемчужиной графики Сурикова являются акварели, в которых особенно своеобразно преломился великолепный колористический дар мастера, например работы, созданные во время поездок в Испанию.
   В большой и разнообразной коллекции графики В.А.Серого - портреты, пейзажи, иллюстрационные циклы - нашли отражение как характерные черты рисунка XIX столетия, так и стилистические искания начала нынешнего века. Наиболее ранние из имеющихся рисунков художника датируются 1870-ми годами. В 1890-1900-е годы Серов-рисовальщик достигнет полного расцвета. Все выразительные возможности графики, ее эстетическая специфика и самодовлеющая ценность проявились у Серова с особенной яркостью и полнотой, оказали несомненное воздействие и на его живописное творчество.
   Рисунки в акварели таких гигантов русского искусства, как Репин, Суриков, Серов, занимают в собрании галереи особенно важное место, что соответствует их значению в истории отечественной графики. Собрание рисунков других художников второй половины XIX века дает реальную возможность проследить как историю становления большинства наиболее значительных полотен, так и всесторонне рассмотреть специфические черты их графического наследия. Помимо подготовительных, рабочих рисунков в коллекции имеются рисунки документального типа, произведения сатирической графики, эскизы театральных декораций и костюмов, иллюстрационные циклы. С чрезвычайной полнотой представлены станковые, самостоятельные виды графики, особенно произведения портретного и пейзажного жанров. Публикуемые листы наглядно свидетельствуют о том, что рисунок и акварель являются ценнейшей частью той сокровищницы русского изобразительного искусства, какой по праву считается Третьяковская галерея.
М.Немировская.
 
   Набор открыток "Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи". Автор-составитель М.А.Немировская. Ред. Е. Н. Барламова. Техн.ред.И.А.Клыкова. Изд."Изобразительное искусство". Москва. 1987 г.

Серия сообщений "Акварель и рис.II половины XIX в":
Часть 1 - В.И. Суриков (1848-1916). Старшая дочь Меншикова
Часть 2 - В.А. Серов (1865-1911). Баба с лошадью. 1898
...
Часть 15 - И.И. Шишкин (1832-1898). Цветы в лесу. 1877
Часть 16 - А.К. Саврасов (1830-1897). Пейзаж с отражением деревьев. Начало весны. 1876
Часть 17 - Акварель и рисунок второй половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи
Рубрики:  Открытки/живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку