-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в РЕЗОЛЬДА

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2014
Записей: 473
Комментариев: 33
Написано: 537


Константинополь

Четверг, 21 Августа 2014 г. 00:01 + в цитатник

 

Константино́поль  
Это современный  город Стамбул, находящейся   на северо-западе Турции.
Первое поселения на месте современного Стамбула относятся к 600 году до н.э. Дорийцами из Мегары  был основан город Калкедон (ныне район Кадикей). Греческая колония получила имя «Византий» по имени предводителя колонистов.
Римский император Константин I Великий по достоинству оценил выгодное местоположение приморского Византия, расположенного на стыке Европы и Азии. 
118486.b (460x610, 132Kb)
Кроме того, на решение Константина повлияла неспокойная обстановка в самом Риме: недовольство знати и постоянные распри в борьбе за трон. Император хотел увенчать свою реформаторскую деятельность созданием нового административного центра огромной державы.
Закладка города состоялась осенью 324 года, и Константин лично решил обозначить его границы. Очерченное им пространство обнесли земляным валом, внутри которого развернулось масштабное строительство. По приказу Константина в Византий свозили известных архитекторов, живописцев и скульпторов, лучших каменщиков, штукатуров и плотников, которых освободили от иных государственных повинностей. Другим своим законом, призванным ускорить строительство столицы, император обязал всех владельцев недвижимости в городах Понта Эвксинского обзавестись также хотя бы одним домом в Византии (только при выполнении этого условия владельцы недвижимости могли завещать своё имущество наследникам).
195348663-17933-1039 (493x700, 461Kb)
Константин разными способами поощрял переселение в новый город жителей из различных провинций Римской империи, предоставляя им особые условия и льготы, а многих имперских сановников переводил сюда насильно. Константин установил правило, по которому всем переселенцам, которые обзавелись недвижимостью в новой столице, бесплатно полагались зерно, масло, вино и хворост. Эта так называемая «продовольственная премия» существовала около полувека и сыграла большую роль в притоке в Византий новых жителей из числа ремесленников, моряков и рыбаков.
Кроме привлечения людских ресурсов, Константин позаботился и об украшении города, для чего в Византий были свезены великолепные произведения искусства со всех уголков обширной империи — из Рима и Афин, Коринфа и Дельф, Эфеса и Антиохии
При императоре Константине были заложены церковь Святой Софии
92721_1024_768 (700x525, 432Kb)
Церковь Святой Ирины
1280px-Hagia_Eirene_Constantinople_July_2007_001 (700x525, 497Kb) церковь Святого Акакия у Золотого Рога и церковь Святого Мокия за пределами городской стены. Наряду с первыми церквями в Константинополе был построен внушительный храм Фортуны, обновлены несколько святилищ, возведена привезённая из римского храма Аполлона громадная колонна,
на месте увенчанная статуей самого Константина в образе Аполлона (или Гелиоса), который приветствует восходящее солнце. Из Дельф была доставлена бронзовая «змеиная колонна»служившая подножием знаменитого золотого треножника,
Bronze_Serpent_Column_in_Istanbul (525x700, 482Kb)
 а в Константинополе украсившая арену ипподрома.
Из Рима был привезён знаменитый памятник в честь богини Афины Паллады, в своё время вывезенный римлянами из Афин . В городе, которому император даровал муниципальное устройство Рима, был учреждён сенат, отныне здесь находился один из консулов.
В Константинополь был перенаправлен внушительный поток египетского зерна, ранее шедший на нужды населения Рима
 В результате масштабного строительства город увеличивается в несколько раз, существенно увеличивается прирост населения за счёт миграции из европейских и азиатских провинций.
11 мая 330 года состоялась пышная церемония освящения столицы Римской империи, названной Новым Римом (текст императорского эдикта, изданного в тот же день, был высечен на мраморной колонне).
Column_of_Constantine_I_-_P1030809 (525x700, 389Kb)
(Колонна Константина, установленная в 330 году)
Главные торжества проходили на ипподроме и включали в себя представления артистов и спортивные состязания, в том числе любимые народом гонки колесниц. Во время этих торжеств в свиту Константина Великого входило как набиравшее силу христианское духовенство, так и всё ещё влиятельное языческое жречество из числа представителей греческих коллегий. Хотя христианство и становилось господствующей религией, император, и сам не сразу порвавший со старыми традициями, не препятствовал деятельности жрецов (однако, в его царствование многие языческие храмы античного Византия были превращены в церкви и общественные здания). По случаю освящения новой столицы была отчеканена монета, на которой изображён Константин в боевом шлеме и с копьём в руке. В честь покровительницы города — Марии Богородицы — была воздвигнута стела из красного порфира на белом мраморном пьедестале. Однако наименование «Новый Рим» не прижилось, и вскоре столицу стали называть Константинополем — городом Константина
К концу царствования Константина в его новой столице, которая, подобно Риму, раскинулась на семи холмах Босфорского мыса, было построено около 30 дворцов и храмов, более четырёх тысяч значительных жилых зданий знати, ипподром, цирк и два театра,
более 150 бань, более сотни хлебопекарен, восемь водопроводов, а также тысячи домов простолюдинов. Севернее центральной площади Августеон на месте акрополя античного Византия располагался Капитолий, где до конца IV века сохранялись языческие храмы и святилища различных богов. При Константине и его ближайших преемниках, которые активно покровительствовали местным мореходам и купцам, большое внимание уделялось оборудованию удобных гаваней, строительству причалов, волноломов и торговых складов, увеличению флота, который вскоре вернул Константинополю торговую славу античного Византия.
В 335 году Константин Великий объявил четверых своих наследников — Константина II, Константа, Далмация и Констанция II. В следующем году во время празднования триценалий в Константинополе, Констанций женился на дочери Юлия Констанция, сводного брата Константина, укрепляя тем самым родственные связи.
 
После смерти Константина Великого, скончавшегося в 337 году в между преемниками Константина разгорелась отчаянная борьба за власть, одним из самых драматических эпизодов которой был мятеж расквартированных в столице войск, организованный Констанцием II.
Bust_of_Constantius_II_(Mary_Harrsch) (525x700, 340Kb)
Константин завещал огромную державу троим своим сыновьям (Констанцию II, Константину II и Константу) и двум племянникам (Далмацию Младшему и Ганнибалиану Младшему). В Константинополе произошла кровавая резня, во время которой были перебиты многие родственники покойного императора, в том числе оба любимых племянника (спастись смогли только Констанций Галл и Юлиан, сыновья также убитого Флавия Юлия Констанция, младшего брата Константина Великого).
Констант более десяти лет удерживал власть над западной частью Римской империи, но погиб в 350 году во время борьбы с полководцем-узурпатором Магном Магненцием. Лишь после победы Констанция II над Магненцием империя вновь была восстановлена под властью одного императора. В 357 году из Патр в только что построенный константинопольский храм Святых Апостолов были торжественно перенесены мощи апостола Андрея Первозванного, положенные рядом с мощами Луки, Тимофея Эфесского и гробом Константина Великого (с момента погребения Константина и до XI века церковь Святых Апостолов служила усыпальницей византийских императоров). В 360 году рядом с центральной площадью Августеон был открыт храм, названный в народе Великим, — первый предшественник современного собора Святой Софии.
После смерти отца в 337 году Констанций принял титул августа и получил в управление Азию, а также весь Восток, начиная с Пропонтиды. Констант получил Африку, Италию, Иллирик, Далмацию. Константин II — Галлию, Испанию, Британию, а также Константинополь. Балканский полуостров (Фракия, Македония и Ахайя) достался племяннику Константина Великого Далмацию. Другому племяннику, Аннибалиану, было отдано в управление вассальное царство Понт и титул «царь царей» в пику персидским правителям.
 
Император умер в разгар приготовлений к войне с Персией. Констанций уже находился в Месопотамии. Узнав о смерти отца, он поспешил в Константинополь и там, очевидно, инспирировал военный мятеж, в результате которого погибли его дяди и двоюродные братья. Два брата Константина и семь его племянников были убиты, в том числе Далмаций и Аннибалиан. Констанций захватил их владения. После этого он снова отправился на Восток (338 год). Война с персами затянулась. Между тем на Западе в 340 году началась борьба между Константом и Константином II, в которой последний погиб. Констант захватил его владения и на 10 лет объединил в своих руках весь Запад империи.
 
Констант хотел видеть в Констанции союзника и обезопасить свои владения с востока, поэтому он отдал Констанцию Константинополь.
После смерти Констанция, умершего в походе против персов, в декабре 361 года в Константинополь вступил Юлиан, жестоко расправившийся с приближёнными своего предшественника. 
280px-JulianusII-antioch(360-363)-CNG (280x287, 61Kb)
Он приступил к реставрации язычества (за что получил прозвище Отступник), провёл реформу школьного образования, основал в столице библиотеку, которая на века стала важнейшим очагом византийской культуры. Но правление Юлиана было недолгим, он погиб летом 363 года во время персидского похода, после чего войска провозгласили новым императором Иовиана. 
Jovian1 (399x392, 121Kb)
В правление династии Константина в Константинополе жили и работали врач Орибасий, ритор Либаний, богословы и церковные иерархи Александр Константинопольский, Павел Исповедник, Евсевий Никомедийский, Македоний I, Евдоксий Антиохийский, в городе бывали Афанасий Великий, Василий Великий и известный ересиарх Арий (умер здесь в 336 году
 
И уже через полвека, при правлении императора Феодосия,
1324451688_mil24 (454x700, 260Kb)
возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней.
1280px-Walls_of_Constantinople (700x393, 342Kb)
 Будучи сам ревностным христианином и определенно придерживаясь правоверия, Феодисий окончательно рвет с религиозной системой, установленной Константином и выражавшейся в нейтралитете государства по отношению к многоразличным культам и исповеданиям. Он первый сурово поставил принцип государственной религии, как необходимого условия единства, и начал проводить его принудительным способом.
В эдикте 380 года была объявлена  исключительно христианская вера в той её форме, «которую проповедывал в Риме св. Пётр, и которой следовали епископ Дамас и епископ Пётр в Александрии. 
 При нём было разрушено много языческих храмов, сожжена Александрийская библиотека, отменены Олимпийские игры. Христианская церковь признала его Великим.
Такому же преследованию подверглись и язычники. В 
384 — 385 годах рядом указов запрещены были жертвоприношения и предписано уничтожение храмов  Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанес последний удар язычеству, запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах. В Риме из залы сената окончательно и навсегда вынесена была знаменитая статуя Ники («победы»), признававшаяся палладиумом древней религии. Оппозиция cтapo-римской знати (с Симмахом и Претекстатом во главе) не сокрушила решений Феодосия; священный огонь Весты был потушен (394), и в том же году в последний раз допущено празднование Олимпийских игр в Греции. Фактически практика язычества продолжалась в глухих углах империи; празднества натуральных культов многоразлично переплелись с христианскими обрядами и обычаями, открывая дорогу новому синкретизму.
В своих мероприятиях в области религии Феодосий находился под сильным влиянием знаменитого отца западной церкви Амвросия Медиоланского.
Heiliger-Ambrosius-und-Kaiser-Theodosius (525x700, 424Kb)
Влияние это доводило часто государя до полной покорности епископу. Всем известен факт, как Феодосий принял и публично выполнил епитимию, наложенную на него святителем за зверскую расправу с участниками бунта в Фессалониках. Хотя Феодосий и старался законами сдерживать непомерно усилившиеся судебные и административные привилегии церкви, но таким подчинением авторитету духовного лица он как бы показал путь для развития идеи, что «Цезарь стоит не над церковью, а в ней». Эта теория сыграла первенствующую роль в развитии дальнейших отношений между светской и духовной властью на средневековом Западе (395 г.)
Феодосий объявил Флавия узурпатором и язычником и весной 393 года выступил с войском из Константинополя на Медиолан (Милан). В долине Фригиды (ныне – река Випава в Словении) произошла битва, в которой Арбогаст был разбит, а Евгений Флавий обезглавлен.

Феодосий I был последним императором, объединившим власть над восточной и западной частями Римской империи. Этой датой в истории считается 6 сентября 394 года. И хотя борьбе с язычеством пришел конец, воссоединение Римских империй оказалось кратким – в 395 году Феодосий умер, разделив их между сыновьями Аркадием и Гонорие
 
Разделённая империя (395—527)
После смерти Феодосия в 395 году Римская империя окончательно делится на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. 
После гибели Западной Римской империи (476) Восточная империя традиционно называется западным термином Византийская империя или просто Византия, хотя самоназванием это никогда не было, и до конца существования Византии империя называлась Ромейской (то есть Римской), а её жители — ромеями (римлянами)
images (1) (210x240, 77Kb)
Во времена правления императора Юстиниана в 527—565 годах для Константинополя наступает «золотой век».
Через пять лет его правления в 532 году в городе вспыхнуло крупнейшее восстание  — город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.
После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.
Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира. Его даже стали называть просто Город.
В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов и русов.
Во времена правления императора Льва Исавра в 717—741 годах начинается период иконоборчества, который продлится до середины IX века, уничтожаются многие фрески и мозаики на религиозные темы.
Столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II во вторник, 29 мая 1453 г. 
 
st470_01 (300x436, 128Kb)
3b770e84dd92908658b501e1e891701f (700x475, 408Kb) положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи. 
EDWhrYPy_tc (700x525, 393Kb)Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Победа дала туркам господство в восточном бассейне Средиземноморья.
Город оставался столицей Османской империи до её распада в 1922 году.
Ее последний император Константин ХI Палеолог
Константин-XI-Палеолог.-памятник-в-Афинах (576x700, 366Kb)
(дядя Зои Палеолог, бабушки Ивана Грозного) погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах. Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями. 
 
 
 
 
Расцвет при Македонянах и Комнинах
Второй величайший расцвет Византии, а с ней и Константинополя, начинается в IX веке с приходом к власти Македонской династии (856—1071). Тогда, одновременно с крупными военными победами над основными врагами — болгарами (Василий II даже носил прозвище Болгаробойца) и арабами, расцветает грекоязычная культура: наука (реформируется Константинопольская высшая школа — своего рода первый европейский университет, основанный ещё Феодосием II в 425 году), живопись (в основном фрески и иконы), литература (в основном агиография и летописание). Усиливается миссионерская деятельность, преимущественно среди славян, примером чему служит деятельность Кирилла и Мефодия.
 
В результате разногласий между папой римским и патриархом Константинополя в 1054 г. произошло разделение христианской церкви, а Константинополь стал православным центром.
Так как империя была уже далеко не такой большой, как во времена Юстиниана или Ираклия, в ней не было других городов, сопоставимых с Константинополем. В это время Константинополь играл основополагающее значение во всех областях жизни Византии. С 1071 года, когда началось нашествие турок-сельджуков, империя, а с ней и Город вновь погружаются во мрак.
 
Во времена правления династии Комнинов (1081—1185) Константинополь переживает последний расцвет — правда, уже не такой, как при Юстиниане и Македонской династии. Центр города смещается на запад к городским стенам, в нынешние районы Фатих и Зейрек. Строятся новые церкви и новый императорский дворец (Влахернский дворец).
 
В XI и XII столетиях генуэзцы и венецианцы берут в руки торговую гегемонию и располагают ся на Галате.
Четвёртый крестовый поход, Падение Константинополя (1204)
EugГЁne_Ferdinand_Victor_Delacroix_012 (700x575, 564Kb) 13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.
 
До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.
 
Константинополь стал столицей нового сильного государства — Османской империи.

Ivan Konstantinovich Aivazovsky (1817-1900) View of Constantinople and the Bosphorus
Johann Martin Bernatz (1802-1878) The Hippodrome, Constantinople

Karl Kaufmann (1843-1901) Constantinople


С конца XIV в. древним Константинополем не раз пытались овладеть турки. В 1453 г.после трехдневного штурма турецкое войско султана  Мехмеда II  по прозванию Фатих  «Завоеватель»  захватило столицу Византии Константинополь, положив конец 1100-летней истории христианской Византийской империи. Ее последний император Константин ХI Палеолог (дядя Зои Палеолог, бабушки Ивана Грозного) погиб, героически сражаясь в рядах защитников города. Его опознали в огромной горе трупов по маленьким золотым двухглавым орлам на пурпурных сафьяновых сапогах. Султан приказал отрезать Константину голову и выставить ее для всеобщего обозрения на ипподроме, а тело похоронить с подобающими почестями.


Завоеванный город Мехмед сделал столицей своей державы. На картах мира появилось новое наименование — Стамбул (тур. Истанбул). В жизни древнего города началась совершенно иная эпоха. Захват византийской столицы открыл перед турецкими султанами новые, исключительно благоприятные возможности для дальнейших завоеваний в Европе. Овладев городом, занимавшим ключевую позицию на пересечении важнейших торговых путей, обладавшим большими возможностями для развития ремесленного производства, султаны смогли значительно увеличить и экономическую мощь своего государства. Опираясь на эти новые факторы, султаны повели дальнейшие успешные войны и на Востоке. Без преувеличения можно сказать, что завоевание Константинополя сыграло решающую роль в процессе превращения государства турок-османов в Османскую империю - многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1923 год.
В Стамбуле сохранилось множество памятников древнего Константинополя, в том числе собор Айя-София, основанный в 324 году и построенный полностью в 537 году, по велению императора Юстиниана и освященный в честь Софии Премудрости Божией. Во времена Османской империи собор служил мечетью, а в 1935году стал музеем.Также очень  известная Голубая мечеть или Мечеть Султанахмет - первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула постоенная в 1609-1616г. Необычные фонтаны и Хаммам (Турецкие бани).Современный Стамбул - огромный город, с которым сливается множество близлежащих городков, образующих агломерацию Большой Стамбул. Это самый большой город Турции и один из крупнейших в Евразии. Стамбул - главный культурный центр страны. В городе много университетов, включая один из старейших в мире Стамбульский университет, основанный в 1453 г., а также библиотек, музеев, театров.

Auguste Etienne Mayer (1805 -1890)Brest Ansicht von Konstantinopel

Eugène-Napoleon Flandin (1803-1876) The Sehzade Mosque in Laleli, Constantinople

 Amadeo Preziosi (1816-1882)   Istanbul, From A Terrace In Pera

 Amadeo Preziosi (1816-1882) The courtyard of the Sultan Beyazıt Camii,Constantinople.

 Amadeo Preziosi (1816-1882)In the hammam

Amadeo Preziosi (1816-1882) -The Blue Mosque, Istanbul

Amadeo Preziosi  (1816-1882) In a Turkish park.Constantinople.


 

 

Рубрики:  История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку