Вторая часть
Подклет
В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.
Конструкция северного подклета уникальна для XVI в. Его коробовый свод большой протяжённости не имеет поддерживающих столбов. Стены прорезаны узкими отверстиями — продухами. Вместе с «дышащим» строительным материалом — кирпичом — они обеспечивают особый микроклимат помещения в любое время года.
Раньше помещения подклета были недоступны для прихожан. Глубокие ниши-тайники в нём использовали как хранилища.
Их закрывали дверями, от которых теперь сохранились петли.
До 1595 года в подклете прятали царскую казну. Зажиточные горожане также приносили сюда своё имущество.
В подклет попадали из верхней центральной церкви Покрова Богоматери по внутристенной белокаменной лестнице.
О ней знали только посвящённые. Позднее этот узкий ход был заложен. Однако, в процессе реставрации 1930-х гг. потайная лестница была обнаружена.
В подклете находятся иконы Покровского собора.
Самая древняя из них — икона св. Василия Блаженного конца XVI в., написанная специально для Покровского собора.
Также экспонируются две иконы XVII в. — «Покров Пресвятой Богородицы» и «Богоматерь Знамение».
Икона «Богоматерь Знамение» является репликой фасадной иконы, расположенной на восточной стене собора. Написана в 1780-е гг. В XVIII—XIX вв. икона находилась над входом в придел Василия Блаженного.
Церковь святого Василия Блаженного
Рака с мощами Святого Василия Блаженного
Сень над могилой Василия Блаженного
Нижняя церковь была пристроена к собору в 1588 году над захоронением св. Василия Блаженного. Стилизованная надпись на стене повествует о строительстве этой церкви после канонизации святого по повелению царя Фёдора Иоанновича.
Храм кубической формы, перекрыт крещатым сводом и увенчан небольшим световым барабаном с главкой. Покрытие церкви выполнено в едином стиле с главами верхних церквей собора.
Масляная роспись церкви выполнена к 350-летию начала строительства собора (1905 г.). В куполе изображён Спас Вседержитель, в барабане — праотцы, в перекрестиях свода — Деисус (Спас Нерукотворный, Богоматерь, Иоанн Предтеча), в парусах свода — Евангелисты.
В иконостасе церкви есть древняя икона XVI века «Богородица Одигитрия».
Слева от Царских врат
На западной стене представлен храмовый образ «Покров Пресвятой Богородицы».
В верхнем ярусе находятся изображения святых покровителей царствующего дома: Фёдора Стратилата, Иоанна Предтечи, святой Анастасии, мученицы Ирины.
На северной и южной стенах расположены сцены из жития святого Василия Блаженного: «Чудо спасения на море»
Чудо Василия Блаженного спасения на море
Персидские купцы шли морем в Москву и на Каспийском море попали в сильный шторм. Стихия была такой силы, что они не чаяли спастись и уже приготовились к смерти, как вдруг увидели, что к ним по волнам идёт совершенно нагой человек. Внезапно море утихло, этот человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром прибыли в Москву, то встретили этого человека на Торгу, им оказался Василий Блаженный.
«Чудо о шубе».
Василий Блаженный беседовал со знатным боярином, многое предсказал ему и, в благодарность, боярин пожаловал юродивому шубу со своего плеча. Об этом прознали два разбойника и решили: «Зачем Василию шуба, он всё равно ходит нагой, а нам эта шуба очень даже не помешает». Решили они взять себе эту шубу. Но просто так завладеть ей было невозможно, убить юродивого – самый тяжкий грех. Тати решили завладеть шубой хитростью. Один из разбойников лёг посреди дороги и притворился мёртвым, а другой пошёл к Василию Блаженному и сказал: «Вот видишь, мой товарищ умер, а мне даже нечем его накрыть». Василий снял с себя шубу, накрыл лежащего разбойника, перекрестил и сказал, что накрывает истинно мёртвого человека. И ушёл. А когда второй товарищ поднял шубу, то увидел действительно мёртвого подельника. Смысл легенды в том, что шутить с юродивыми или обманывать их ни в коем случае нельзя.
Нижний ярус стен украшает традиционный древнерусский орнамент в виде полотенец.
Иконостас был выполнен в 1895 г. по проекту архитектора А. М. Павлинова. Иконы написаны под руководством знаменитого московского иконописца и реставратора Осипа Чирикова, чья подпись сохранилась на иконе «Спас на престоле».
В состав иконостаса входят более ранние иконы: «Богоматерь Смоленская» XVI в. и местный образ «Св. Василий Блаженный на фоне Кремля и Красной площади» XVIII в.
Над захоронением св. Василия Блаженного установлена арка, украшенная резной сенью. Это одна из почитаемых московских святынь.
На южной стене церкви находится редкая большемерная икона, написанная на металле, — «Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга «Днесь светло красуется славнейший град Москва» (1904 г.)
Пол покрыт чугунными плитами Каслинского литья.
Церковь Василия Блаженного была закрыта в 1929 г. Лишь в конце XX в. было восстановлено её декоративное убранство. 15 августа 1997 г., в день памяти Святого Василия Блаженного, в церкви возобновили воскресные и праздничные богослужения