-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в РЕЗОЛЬДА

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2014
Записей: 473
Комментариев: 33
Написано: 537


Большой Гатчинский дворец

Вторник, 05 Августа 2014 г. 18:27 + в цитатник

 

Григорий Орлов и Гатчина:
история фаворита императрицы и его загородного имения

Первая часть.

29817436[1] (700x434, 362Kb)   История  строительства и архитектура

Возникновение дворцово-паркового ансамбля в Гатчине относится ко времени правления императрицы Екатерины II.
 
640px-Rokotov_Portrait_Catherine_II (617x700, 541Kb)
В 1765 году государыня сделала своему фавориту 
Gregoryorlov (517x700, 478Kb)
Григорию Григорьевичу Орлову роскошный подарок: Гатчинскую мызу.  в благодарность за организацию дворцового переворота 1762 года, в результате которого она стала императрицей
Живописный рельеф, родниковые озера, соединенные протоками и речками, позволили создать здесь уникальный пейзажный парк, центром которого стал неповторимый по своей архитектуре дворец.30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца

800px-Gatchina_Palace._Facades._1781 (700x482, 285Kb)

Разработка проекта дворца была поручена "государственному" (т. е. придворному) архитектору-итальянцу Антонио Ринальди. В Гатчине он попытался воспроизвести итальянскую виллу, но, окруженный изначально английским (т. е. пейзажным), а не регулярным садом, как было обычно в Италии, дворец вскоре стал ассоциироваться с мрачным средневековым замком.

54o22p5qz2 (700x500, 321Kb)

Гатчина. Подъезд к дворцу со стороны города. Г.С. Сергеев. 1798 г 

Сближал его со средневековой крепостью набор традиционных для русского глаза "крепостных элементов": каменная облицовка стен, башни и подземный ход. К изначальному проекту относится и ров

100058005_Gatchina_Bolshoy_Gatchinskiy_Dvorec__3_ (700x525, 405Kb) служивший всего лишь вариантом ограждения парадного двора, но не фортификацией (изначально он не имел каменного бастиона). Хотя все они не выходили из набора архитектурных форм европейского зодчества вплоть до конца 18 века.

Разросшиеся к середине 19 века деревья, скрывшие объем дворца и оставившие вид только на его части, а так же перестройка, проведенная в то же время Романом Кузьминым, только усилила ассоциации дворца со средневековой крепостью, и он превратился в "замок". 

556888_original (700x525, 550Kb)

Строительство продвигалось медленно, в конце 1768 года дворец был доведён до карниза, в 1770 году начались работы по наружной отделке, которые продолжались до 1772 года. Внутренняя отделка затянулась до конца 1770-х годов (в центральном корпусе дворца до 1950-х годов сохранялась медная доска с указанием дат начала и окончания строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года»).
e6e5124dfbf643699d6cdb4b7d44d6c1 (700x462, 359Kb)
Строительные работы велись итальянским каменных дел мастером Джузеппе Педуцци, который оставался при делах и после смены владельца поместья 
 
После окончания строительства новый дворец представлял собой здание, состоящее из трёх связанных между собой частей. Основная часть — центральный трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод. Главный корпус соединялся двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным дворами, представлявшими собой замкнутые четырёхугольники одноэтажных корпусов, шедших по периметру дворов. По углам каре находились восьмиугольные башни. Снаружи здание было облицовано парицким известняком, добывавшимся недалеко от Гатчины в деревне Парицы  Облицовка вестибюля и парапета над карнизом была сделана из пудостского камня. Сведений о внутреннем убранстве дворца в эти годы практически не сохранилось, так как были утеряны описи имущества графа Орлова. Но можно предположить, что великий князь Павел Петрович, получивший поместье после смерти Орлова, при перестройках сохранил все лучшее из имевшегося, перестроив только то, что не соответствовало статусу дворца.
img50166664455454 (593x700, 617Kb)

Орлов недолго прожил в новом дворце. После его смерти в начале 1783 года Гатчина была выкуплена обратно у его братьев Екатериной II (4 июля 1783 года) и 6 августа того же года была подарена великому князю Павлу Петровичу 

1291816514_pavel-1-p (493x700, 408Kb)

(будущему императору Павлу I), куда новый владелец переехал в сентябре. В это время Павел Петрович был занят строительством своей резиденции, которая была названа его именем (село Павловское). Из-за ограниченности личного бюджета Гатчиной он смог заняться только когда в Павловске были закончены основные работы, в 1790-х года 

500px-Gatchina_Palace._Facades._1790s (500x262, 69Kb)Существовало несколько неосуществлённых проектов перестройки дворца. Один из них представляет особый интерес, поскольку на плане, датируемом 1783 годом, на оси Гатчинского дворца (на месте современного Балтийского вокзала) показан новый монументальный дворец, замыкающий своим массивом обширный плац перед дворцом. Этот проект не был осуществлён в Гатчине, но явился прообразом Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Другой проект предполагал строительство ещё одного обширного дворца с тремя внутренними дворами на территории, прилегающей к Арсенальному каре.

В начале 1790-х годов начались работы по переделке внутренних помещений дворца. Одной из первых в полуциркуле к Кухонному двору (или каре) появились Чесменская галерея 
Gay1877 (551x436, 324Kb)
Чесменская галерея ведёт от центрального корпуса к дворцовой церкви, её площадь — 112 м².
 
При Орлове на месте Чесменской галереи и Овальной комнаты были семь комнат. В 1790-е годы на их месте была создана галерея, которая изначально называлась Новой, Золотой или Галереей к церкви. Современное название она получила в XIX веке, благодаря трём большим картинам, которые изображали эпизоды Чесменского боя.
Глухая стена и межоконные простенки акцентированы широкими пилястрами дорического ордера. Они декорированы барельефными ликторскими связками с секирами, которые перевиты золочёными лентами и тройным лавровым венком. По сторонам двери были помещены эффектные лепные композиции из древнеримских доспехов и оружия.
b2fpyj2h2h (700x633, 517Kb)
И шедшая за ней Овальная.
В 1794 году установили колонны в Мраморной столовой и в результате, к моменту вступления Павла Петровича на престол внутренние помещения приобрели тот облик, который они имеют и сейчас. Единственным помещением, которое в спешке доделывали к весне 1797 года, была
Греческая галерея
Гау._Греческая_галерея._1880 (448x594, 305Kb)
словно озарена солнцем благодаря легкой тонировке стен в светло-апельсиновый цвет и оранжевым шелковым занавесям на полуциркульных окнах. Как напоминание о солнечной Элладе в зале создавалась золотистая светло воздушная среда, в которой особенно органично соединялись все элементы декора и убранства, связанные с искусством Древней Греции. Стены были отделаны рельефами с танцующими вакханками и медальонами с профилями античных героев, на лепных кронштейнах размещались мраморные бюсты римских императоров и философов, напротив окон были расставлены мраморные статуи античных богов и богинь. Четыре больших полотна Г. Робера изображали архитектурные сооружения Древнего Рима.
 
Построенная в 1790-е годы по проекту В. Бренны Греческая галерея завершала парадные залы дворца, сохранившие отделку конца XVIII столетии. 
 Маленькая комната
rotari_gatchina (260x383, 107Kb)
позднее получившая имя "Комната Ротари".
 
Вступление Павла Петровича на престол позволило приступить к расширению дворца, ибо из загородной резиденции великого князя Гатчина превратилась в загородное местопребывание императора, в связи с чем понадобилось большое число покоев для всех членов императорской семьи, придворных, а так же многочисленной обслуги, гостей, артистов, почти ежевечерне дававших спектакли, и др.
44klm7fe19 (700x700, 459Kb)С.Ф. Щедрин. Вид на Гатчинский дворец с Длинного острова. 1796 
 
Основной этап работ во дворце начался осенью 1796 года, архитектором стал Винченцо Бренна, работавший в то время в Гатчине. В его задачу входили надстройка обоих каре вторыми и третьими этажами и приспособление их под жильё, а также переделка открытых галерей — колоннад во втором этаже главного корпуса. После перестройки вместо открытых галерей появились стены, декорированные полуколоннами. Кроме того, стены появились на первом этаже в центре главного корпуса на месте открытых аркад и сквозного прохода в парк. Работы по устройству комнат для семьи Павла I в Арсенальном каре (бывшем Конюшенном) и в главном корпусе дворца были начаты в 1797 году.
999957678684455464556655 (700x507, 449Kb) Г,С Сергеев. Военный парад на дворцовой площади.1798
Кроме этого площадь перед дворцом, занятая газонами, была превращена в плац, а вдоль рва установили металлическую решетку на каменных тумбах.
h8xxcsskbw (700x532, 386Kb)Гатчина, Белое озеро, павильон ВенерыА.Е. Мартынов. 1800 
 
В 1800 году Павел I назначил главным архитектором Гатчины Андреяна Дмитриевича Захарова. Ему пришлось закончить некоторые работы во дворце, так как в это время Бренна был занят на постройке Михайловского замка в Петербурге. В частности Захаров закончил надстройку Кухонного каре. Также по его проекту на месте старой церкви во дворце, которая существовала ещё с орловских времён, в 1800 году была построена новая.
 

 

После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. 
bb62sitq2h (538x700, 294Kb)
По её желанию в 1809—1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки. Они касались убранства комнат императора Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны в третьем этаже главного корпуса дворца, переделки комнат вдовствующей императрицы Марии Федоровны в Арсенальном каре. 
Тогда же дворец был приспособлен "на случай зимнего пребывания». С этой целью парадные и часть жилых комнаты получила воздушное отопление: внутри стен были пробиты каналы для горячего воздуха, поступавшего от печей, установленных в подвалах. В разрушенных и до сих пор не восстановленных Чесменской галерее и Овальной комнате эти каналы очень хорошо видны в кладке.
 
В 1835 году на одной из башен дворца был установлен сигнальный оптический телеграф
1280px-Gatchina_palace._Painted_porcelain (700x354, 295Kb)Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. 
Franz_KrГјger_-_Portrait_of_Emperor_Nicholas_I_-_WGA12289 (527x700, 228Kb)
С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин
Portrait_of_the_Architect_Roman_Kuzmin (564x700, 365Kb)
который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства Императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи
10 (700x465, 352Kb)
Подземный ход является неотъемлемой частью интерьеров Большого Дворца. Существуют различные мнения касаемо даты его появления. Современники спорят о том, был ли он построен императором Павлом Петровичем или же существовал с самого основания. Однако из документов фонда музея известно, что ещё с орловских времен в алькове Парадной опочивальни Гатчинского дворца имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
 
Стены хода и спуска к нему из дворца отделаны известняком, благодаря которому в подземелье стоит постоянная температура. Подземный ход — лишь один из многих ходов подземелья Большого Гатчинского Дворца. По словам сотрудников музея, в подземелье Гатчинского Дворца находится целый лабиринт подземных ходов. До 1918 года в этих подвалах хранили пищу и там же находились винные погреба.
original (648x486, 456Kb)
Подземный ход ведет в грот «Эхо» и выводит посетителя на берег Серебряного озера. Грот получил такое название благодаря акустическим особенностям, которые с удовольствием демонстрируют туристам экскурсоводы музея дворца.
766315814709 (600x436, 232Kb)
В настоящее время выход из грота закрыт железной перегородкой.
 
Увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. За счёт перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж. Кроме крупных работ по реконструкции дворца в центральном корпусе были проведены реставрационные работы и частично изменена отделка парадной лестницы для размещения в ее верхнем ярусе живописных полотен с видами Гатчины и Павловска.
На балконе фасада, выходящего на плац был построен навес, поддерживаемый колоннами, которые по замыслу архитектора должны были быть мраморными, но в конечном итоге по рекомендации Николая I были выполнены из чугуна. Также в 1850-х годах была создана массивная бастионная стена. По плану Р. Кузьмина дополнением к бастионной стене должны были служить предмостные башни-барбаканы, возведенные из гранита, однако рукой императора эти излишества были вычеркнуты из проекта. Это были последние крупные работы по перестройке дворца, при следующих владельцах проводился только необходимый текущий ремонт.
 
1 августа 1851 года на плацу перед дворцом был установлен памятник Павлу I, отцу Николая I. 
gallery_promo18894186 (700x388, 267Kb)

640px-Pawlowsk-Palast_2005_b (465x700, 434Kb)
Николай I и его сын Александр II вместе со своими семьями и свитой приезжали в Гатчинский дворец нечасто, в основном, для проведения балов, приемов коронованных особ и знатных вельмож, а также для участия в Императорских охотах.
Император Александр III с семьей в Собственном садике Большого Гатчинского дворца
При императоре Александре III в 1880-х годах во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено калориферным. В это время во дворце уже имелись специальные подъемники, подававшие пищу из буфетных кухонь нижнего этажа в жилые покои Александра III 
 
 

 

 

Серия сообщений "История России":
ИЗ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Часть 1 - 100 Великих археологических открытий
Часть 2 - Взятие русскими войсками и флотом Азова в 1696 г.
...
Часть 26 - Свято-Успенская Святогорская Лавра.
Часть 27 - Печальная судьба младшей дочери Николая I
Часть 28 - Большой Гатчинский дворец
Часть 29 - Государственный музей-заповедник "Гатчина"..Память об Императоре Александре III в коллекциях дворца.
Часть 30 - Большой Гатчинский дворец
...
Часть 41 - Три Екатерины Петра Багратиона .Часть 3.Царская дочь Екатерина Павловна .
Часть 42 - Великая княжна Ольга Николаевна ,королева Вюртембергская.Часть 1.
Часть 43 - ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ

Серия сообщений "Города России":
Часть 1 - Города России. Волгоград.
Часть 2 - Город Муром
...
Часть 5 - Город Владимир и его история.
Часть 6 - Старая Ладога. Староладожская крепость
Часть 7 - Большой Гатчинский дворец
Часть 8 - Колокольня Собора Василия Блаженного
Часть 9 - Нижний Новгород
Часть 10 - Нижний Новгород
Часть 11 - Нижний Новгород

Рубрики:  История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку