-Рубрики

 -Цитатник

Символ бабочки что значит. Что означают бабочки. Что означает символ «бабочка»? бабочка — символ души, бессмертия,…: markizanna. Что значит – подарить - (0)

Символ бабочки что значит. Что означают бабочки. Что означает символ «бабочка»? бабоч...

ДУПЛЕТ. СПЕЦВЫПУСК. БРЮГГСКИЕ КРУЖЕВА 4 - (0)

Дуплет. Спецвыпуск. Брюгские кружева 4 ...

РАЗБИРАЕМ V-ВЫРЕЗ ГОРЛОВИНЫ. - (0)

Разбираем V-вырез горловины. асчет прибавок мне удобно выполнять в табличке, где строки - это ...

ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ ОБВЯЗКА КРЮЧКОМ. - (0)

Очень красивая обвязка крючком. https://www.instagram.com/p/CTMO4s1gY1y/?utm_source=ig_web_cop...

БЕЛКОВЫЙ КРЕМ С ЖЕЛЕ - (3)

Белковый крем с желе Белковый крем, который мы приготовим сегодня, получается очень нежным...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Акшунилаг

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.05.2014
Записей: 12650
Комментариев: 468
Написано: 13354


В Пожарище все кинулись шить старинные скатерти В Нюксенском округе

Воскресенье, 28 Апреля 2024 г. 20:18 + в цитатник

Живые традиции народов России

В Пожарище все кинулись шить старинные скатерти

В Нюксенском округе бережно чтут старинные традиции и ежегодно придумывают что-нибудь новенькое и из ряда вон выходящее в хорошем смысле этих слов. Вот и в этнографической деревне Пожарище в прошлом году всем миром гуляли свадьбу времен сорок первого года, а нынче, заглянув в бабушкины сундуки, дружно пытаются повторить изготовление старинных скатертей.

Вчера я закончила пошив еще одной скатерки в рамках социально значимого проекта «Времен связующая нить». Скатерть готова для использования. Сфотографировала ее сейчас на улочке. С утра морозец, солнышко ослепляет, и льняное полотно по-весеннему яркое.

Были кое-какие трудности при пошиве (непросто выполнять швы вручную по всем правилам), но если что маленько с огрехами - для первого образца простительно. Моя бабушка говорила: «Небольшая косинА - двойная басинА!» Это как раз о том, что во всякой вещи, сшитой с душевным теплом и старанием, всегда достаточно красоты и радости.
Опишу некоторые этапы изготовления моей скатерти. Прежде всего скатертное льняное полотно было выбелено и выкатано палкой-рубцеваткой, как велось в северной русской деревне. После стирки оно было грубое, а после выкатывания стало мягкое и шелковистое - ремизное ткачество на свету так и переливается.

Недостающий по ширине браный узор дополнила фрагментами ткачества, оставшимися от пошива рубахи. Это тоже традиционный подход - использовать разные кусочки ткачества. Прошву из хлопчато-льняной пряжи связал крючком муж: две скатерти в проекте мы изготавливаем вместе, приложив все свои знания и умения.

После сшивки всех деталей браного ткачества подшиваю низ готового массива орнамента хлопчатобумажным кантом красного цвета, в тон ткачеству. Сначала прошила швом «в пятку», затем подрубила «через край». Кстати, для меня развенчан миф, что льняная ткань имеет неприглядный тусклый мятый вид.

Радуюсь сделанному и благодарю за возможность участвовать в любопытном проекте.
- Сшитая тобой скатерка - полная копия старинной? - спрашивают меня друзья.

Нет, не полная, а частично: основной узор браного ткачества соткан по образцу семейной реликвии. К сожалению, у нас хранится только узор, а само полотнище отпорото, видимо, по причине изношенности еще прабабушкой. Уже только по этой причине моя скатерка не копия: не могу знать, каким был ее первоначальный вид. Ну и лоскут ремизного ткачества для полотнища взят из бабушкиных запасов (когда-то ткали, но не потратили на пошив, а вот теперь пригодилось).

Но не это главное - повторить изделие один в один! Учимся творить в рамках традиции. Просто повтор ограничивает тебя: можно не думать, что делаю. Гораздо важнее и эффективнее в кругу единомышленников знакомиться с традицией как можно шире, узнавать особенности моделирования изделий на примере множества этнографических образцов, среди которых нет и двух одинаковых. Ведь прежде как было?

Каждая деревенская женщина создавала свою гармонию на основе многовекового опыта предшественниц - вещь получалась оригинальной, не похожей на другие, но имела почерк местности, и ведь никому не приходило в голову нарушать утвержденные временем каноны. Скатерть-«полустоловка», например, имеет свой функционал и примерный соответствующий набор узоров, кружева, отделки, и она скромнее, чем праздничная столовая скатерть.

Я, житель деревни, преемник и продолжатель традиции, старательно сохраняю традиционный подход в пошиве, своими руками создаю мою скатерку - мою гармонию. При этом стараюсь выполнить работу как можно качественнее.
Да, конечно, можно сделать и полную копию, тогда и все ткачество нужно выполнить своими руками. А можно поставить перед собой сверхзадачу и повторить какой-нибудь шедевр, восстановив незнакомую или более сложную для тебя технику тканья, вышивки или отделки. И, кстати, среди участников проекта есть такие рукодельницы!

Я благодарю Галину Клыженко, ткачиху этнокультурного центра деревни Пожарище, за выполнение узоров браного ткачества, а всех единомышленников, участников проекта, за возможность творческого общения в кругу коллективной мастерской по пошиву.
Имея небольшой опыт, я рада и сама быть кому-нибудь полезной. Желаю всем участникам проекта успешного продолжения работы и добрых плодов. Так и хочется сказать, ощутив радость своего труда: готовая скатерть живая, наполненная энергией ручного труда, говорящая и поющая, словно сказание или песня!
Это наша маленькая радость и большая победа над проблемой утраты этнической памяти. Наши старожилы говорили, что раньше без скатерти и за стол не садились. Поминальная трапеза на кладбище тоже без нее не обходилась. По традиции на Средней Сухоне и Кокшеньге молодым на пол стелили орнаментальную скатерть, и только на ней родители давали благословение иконой и хлебом.

Ольга КОНШИНА,
деревня Пожарище, Нюксенский округ
- Радует, что наша плодотворная работа по реализации проекта приносит ощутимые результаты, - говорит автор проекта, знаток местных народных традиций и талантливый наставник Олег Коншин. - Как здорово, что скоро наши новые обрядовые скатерти, выполненные руками уфтюжан по этнографическим образцам своих родителей, вернутся в жизнь современного общества.
Рубрики:  РУСИЧИ
РУСИЧИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку