-Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме списка избранных и списка друзей. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лена_Иванова-Стопко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.04.2014
Записей: 571
Комментариев: 1489
Написано: 3922


Женщина с мертвым сердцем

Пятница, 01 Апреля 2016 г. 21:53 + в цитатник
RlarisaPRreIsner (234x69, 4Kb)


Ее любили, боготворили, ненавидели – женщину, олицетворявшую Революцию и для аристократов, и для простолюдинов. Она хотела стать поэтом, а стала музой. Хотела стать равной мужчинам, но неизменно была выше их, покоряя каждого, кто был рядом с нею. Она мечтала погибнуть под пулями, а умерла от глотка сырого молока. Казалось, она испытывала судьбу, сочиняя ее, словно газетный очерк, но ничье воображение не смогло бы придумать ничего подобного о ее жизни...
Но о себе она в один из редких моментов искренности скажет: «В сказке - каменное сердце. Каменное? Это еще ничего. Но если мертвое, мертвое?..»
По-видимому, она знала себя лучше, чем окружающие. И была великолепной актрисой, коль скоро сыграла собственную жизнь, всегда чувствуя себя на сцене.
Единственная и неповторимая Лариса Рейснер....


H6eK_zu5oVU (565x700, 43Kb)



Ее называли Женщиной Революции.
«Стройная, высокая, в скромном сером костюме английского покроя, в светлой блузке с галстуком, повязанным по-мужски, – так живописал ее поэт Всеволод Рождественский. – Плотные темноволосые косы тугим венчиком лежали вокруг ее головы. В правильных, словно точеных, чертах ее лица было что-то нерусское и надменно-холодноватое, а в глазах острое и чуть насмешливое».
Среди огромного количества воспоминаний о Ларисе Рейснер нет ни одного, в котором не упоминалось бы о ее красоте. Сын писателя Леонида Андреева, Вадим, восхищался:
«Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту, как факел… Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мной установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед, пока мы не исчезали в толпе…»
«Она была красива тяжелой и эффектной германской красотой», – признавала жена поэта Надежда Мандельштам.
«Вокруг Ларисы всегда ходили легенды, – пишет Лариса Васильева. – Вот и германская красота не случайно возникла – вроде бы предки ее были рейнские бароны… Говорили также, что род главы семьи Рейснеров взял свое начало от крестоносцев. Противники этой семьи уверяли, что предок хозяина дома крещеный еврей».

100264488_2222299_devyshka (420x514, 17Kb)

Род Рейснеров вел свое происхождение из Лифляндии – по легенде, распространяемой самими Рейснерами, их предками были рейнские бароны. Михаил Андреевич Рейснер, профессор права, человек сильного характера и огромного ума, был женат на Екатерине Александровне, урожденной Хитрово – это был старинный, знатный дворянский род; тогдашний военный министр Сухомлинов приходился ей родственником. Судя по воспоминаниям, женщиной она была очень тяжелой, амбициозной, с неуравновешенным характером. У них было двое детей: Лариса и Игорь, на два года младше сестры. Мать с детства прививала им сознание собственной необыкновенности, избранности, и дети – особенно Лариса – привыкли считать себя лучше, выше всех остальных. И как это ни странно, окружающие были склонны соглашаться.

Михаил Андреевич служил в разных университетах, и семья все время переезжала: Люблин (именно здесь 1 мая 1895 года родилась Лариса), Томск, Париж, с 1905 года – Петербург... Еще во время учебы в Европе – во Франции и Германии, - Рейснер познакомился с русской политической эмиграцией. Он общался с Августом Бебелем и Карлом Либкнехтом, переписывался с Лениным. Впоследствии он сблизился с большевиками и даже оказывал им – как специалист по праву – некоторые услуги. Царивший в доме революционный дух заразил и Ларису, и Игоря.

100264488_2222299_devyshka (585x447, 31Kb)
Лара с матерью Екатериной Александровной и отцом Михаилом Андреевичем

Все в семье были талантливы; прекрасно осознавая это, они были горды. Гордость – это было главное семейное качество Рейснеров. Как вспоминал Вадим Андреев, сын писателя Леонида Андреева, прекрасно знавший эту семью, «гордость шла Рейснерам, как мушкетерам Александра Дюма плащ и шпага». Еще вспоминали, что всем Рейснерам была свойственна игра на публику, стремление выделиться, прославиться... И свойство, часто встречавшееся среди тогдашней прогрессивной интеллигенции: любовь ко всему человечеству при полном пренебрежении каждым человеком в отдельности. Все остальные – кроме немногих избранных – были призваны лишь быть зрителями тех спектаклей, которые Рейснеры ставили на сцене жизни.

Ведущей актрисой театра Рейснеров была, конечно же, Лариса. Рослая, стройная, обладающая яркой красотой, цепким умом и определенным талантом, она с детства привыкла блистать. Вадим Андреев так описывал Ларису: "Её тёмные волосы, закрученные раковинами на ушах, серо-зелёные огромные глаза, белые, прозрачные руки, особенно руки, лёгкие, белыми бабочками взлетавшие к волосам… Когда она проходила по улицам, казалось, что она несёт свою красоту как факел… Не было ни одно мужчины, который прошёл бы мимо, не заметив её, и каждый третий — статистика, точно мной установленная, — врывался в землю столбом и смотрел вслед". Лев Давыдович Троцкий писал о ней: "Внешность олимпийской богини, ее иронический ум сочетался с мужеством воина". Осип Мандельштам в посвящённом Ларисе "Мадригале" сравнивал её с зеленоглазой русалкой, а Николай Гумилёв воспевал её "ионический завиток"...
С детства усвоив, что она «лучше, умнее, талантливее и красивее всех остальных», Лариса комплименты (даже преувеличенные) в свой адрес воспринимала как должное. Но, справедливости ради нужно сказать, что она никогда ими не хвасталась и не гордилась. Как не кичилась тем, что закончила гимназию с золотой медалью. И поступила… в Психоневрологический институт, причем одновременно посещала цикл лекций по истории политических учений в университете. Всё – и сразу, в этом была вся Лариса.
У нее – как и у всей семьи – было два увлечения: политика и литература.

100264488_2222299_devyshka (392x545, 25Kb)
Лариса – гимназистка. Петербург. 1910

И литературное имя она «сделала» себе собственными руками, в прямом и переносном смысле этого слова.
Во время Первой мировой войны – в 1914-15 годах – Лариса вместе с отцом издавали полу-революционный-полудекадентский журнал «Рудин», названный так в честь героя Тургенева. В заявлении от редакции было сказано, но журнал призван "клеймить бичом сатиры и памфлета всё безобразие русской жизни, где бы оно не находилось". Лариса не только писала для журнала стихи, статьи и очерки, но и делала основную организаторскую работу: искала средства, договаривалась с типографией, закупала бумагу... Александр Блок называл журнал «грязным, но острым». «Рудин» просуществовал полтора года – его запретила цензура, - но Лариса успела составить себе имя в тогдашних литературных кругах.
В самых-самых первых стихах написала невероятное для четырнадцатилетней девочки «из хорошей семьи»:
«Я прошу Тебя, Всевышний, об одном:
Дай мне умереть с открытыми глазами,
Плакать дай кровавыми слезами,
И сгореть таинственным огнем...»

Она не знала, что все зарифмованное однажды так или иначе сбывается. Или – знала?

100264488_2222299_devyshka (282x384, 10Kb)
Обложка журнала «Рудин», издававшегося семьей Рейснеров в 1915–1916 годах

Влившись в разношерстную декадентскую поэтическую компанию, Лариса быстро заняла там видное место. Не стихами – стихи ее были вторичными, перегруженными красивостями, с тяжелым стилем. Острая на язык Зинаида Гиппиус припечатала: «с претензиями; слабо». Действительно, стихи были тяжелыми и перегруженными «красивостями». Но красота самой поэтессы действовала сильнее, чем произносимые ею строки. Еще студенткой, одетая в строгий английский костюм с мужским галстуком, она привлекала к себе взгляды всех мужчин. Теперь же, в фантастических «декаденстских» нарядах, с голубой помадой на губах, Лариса сражала наповал: аудитория рукоплескала. Чтобы потом, в кулуарах, отойдя от первого впечатления, пожать плечами. И то сказать – стихи действительно были излишне вычурны и не вполне понятны.
Но критики-поэты не знали, что Лариса не забывает никогда и ничего. Спустя годы многим литераторам аукнется пренебрежительное отношение к «бесспорному таланту, недоступному пониманию сытых буржуа» - ее собственное определение. И некоторым – очень страшно аукнется.

H6eK_zu5oVU (700x525, 101Kb)

В сентябре 1916 года в знаменитом артистическом кабаре «Привал комедиантов» Лариса встретилась с Николаем Гумилёвым – уже признанным поэтом, героем войны и покорителем женских сердец. Увидев Рейснер на сцене, он, не понижая голоса, сказал своим спутникам:
-Очень красива!
А когда выступление закончилось, все так же громко сказал:
- Жаль, бездарна.
Лариса проплакала всю ночь, пожалуй, впервые в жизни. Ни один из ее поклонников-поэтов даже намекнуть не решался на отсутствие у нее таланта (выпады Гиппиус она всерьёз не принимала, считая их «проявлением бабской ревности»). Возненавидела поэта-офицера до полуобморока, до темноты в глазах. И… сама не заметила, как эта ненависть переросла в столь же страстную любовь. Первую, между прочим, бесконечные флирты-интрижки не в счет.

100264488_2222299_devyshka (236x319, 12Kb)
Николай Гумилев

Гумилев, откровенно некрасивый, тем не менее пользовался у женщин большим успехом. Он безошибочно выбирал женщин неординарных – красавиц, умниц, талантливых. Лариса, без сомнения, была именно такой.
Она влюбилась со всей доступной ей страстью, и казалось, что чувство Гумилева к ней столь же сильно. Он называл ее Лери, а она его - Гафизом. Он писал ей: "Я не очень верю в переселенье душ, но мне кажется, что в прежних своих переживаниях Вы всегда были похищаемой Еленой Спартанской, Анжеликой из Неистового Роланда и т.д. Так мне хочется вас увезти. Я написал Вам сумасшедшее письмо, это оттого, что я Вас люблю. Ваш Гафиз". Лариса была готова на все, надеялась на брак, но Гумилев, который всю жизнь отличался тем, что с легкостью предлагал руку и сердце любимым девушкам вне зависимости от их и своего семейного положения, на этот раз делать предложение не спешил.
Возможно, дело было в том, что Гумилев в то время состоял в действующей армии, а в Петербург был отпущен всего лишь в отпуск для сдачи офицерского экзамена. Экзамен он не сдал, и вскоре был вынужден вернуться в полк. Несколько месяцев их роман продолжался только в письмах: «Я целые дни валялся в снегу, смотрел на звезды и, мысленно проводя между ними линии, рисовал себя Ваше лицо, смотрящее на меня с небес...».
В феврале 1917 года Гумилев вернулся, и их страсть вспыхнула с новой силой. Но местом свиданий почему-то стал бордель на Гороховой улице. Лариса Рейснер признавалась: "Я так его любила, что пошла бы куда угодно". Наконец-то сбылась ее мечта – Гумилев сделал ей предложение. Но Лариса отказала.
Сама она объясняла свой отказ женской солидарностью – мол, не хотела причинить боль Анне Ахматовой, перед талантом которой преклонялась. Но брак Ахматовой и Гумилева к этому времени давно уже стал только формальностью. Скорее, Ларису оскорбил тот факт, что одновременно с нею Гумилев встречался с другими: в 1916 году – с Маргаритой Тумповской, а теперь – с Анной Энгельгард, на которой и женился летом 1918 года. Сыграли свою роль и политические разногласия: Гумилеву, монархисту и романтику, революция была противна, ультралевые взгляды Ларисы его раздражали. Произошел тяжелый, мучительный разрыв.
Много лет спустя Лариса напишет: «Никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть, как его, поэта Гафиза, урода и мерзавца».
В мае Гумилев уехал в Европу – Швеция, Норвегия, Англия... 5 июня он написал ей последнее письмо: «Ну, до свидания, развлекайтесь, но не занимайтесь политикой...»
Но внушения Гумилева пропали втуне. Лариса политикой занялась – она с головой окунулась в революцию; то ли спасаясь от несчастной любви, то ли в поисках себя.

100264488_2222299_devyshka (327x700, 25Kb)

После Октябрьского переворота Рейснеры оказались среди победителей. Михаил Андреевич входил в комиссию по составлению декретов новой власти. Игорь Михайлович после Февральской революции был секретарем большевистского депутата в Петроградской думе Дмитрия Мануильского, а с приходом к власти большевиков начинает работать Народном комиссариате юстиции и Коммунистической академии. Не отстает и Лариса. После Февраля она вела активную пропагандистскую работу среди моряков Балтийского флота – как известно, именно моряки-балтийцы сыграли главную роль в октябрьских событиях. Существует легенда, что во главе балтийцев, взобравшихся ночью 25 октября на палубу крейсера «Аврора» и распорядившихся дать тот самый холостой залп – сигнал к штурму, - была женщина невероятной красоты. Лариса Рейснер. Женщина была на самом деле, хоть на борт и не поднималась – графиня Панина, глава делегации Городской думы Петрограда. Но фигура Ларисы была столь ярка, что, неуклонно, безудержно обрастала легендами еще при ее жизни.

100264488_2222299_devyshka (417x700, 29Kb)

Сразу после Октябрьского переворота Лариса работала под началом наркома просвещения Анатолия Луначарского – отвечала за охрану сокровищ Зимнего дворца. Параллельно она была корреспондентом газеты «Известия». Именно в этом качестве она в ноябре 1917 года отправилась в Москву.
Ей предложили ехать военным эшелоном. На вокзале Лариса услышала фамилию командира – Раскольников; попросила отвести к нему. Представившись, она напросилась ехать вместе с ним – понимая, что отказа не последует.

100264488_2222299_devyshka (362x618, 26Kb)
Федор Раскольников

Федор Федорович Раскольников (настоящая фамилия Ильин) был одним из виднейших деятелей большевистской партии, занимал в ней видные посты. Он возглавил отряд матросов, который был послан в Москву, где еще продолжались бои. Однако, к моменту прибытия эшелона в Москву, бои уже прекратились, и через несколько дней Раскольникова вызвали в Москву. Вместе с ним уехала Лариса. С поезда они сошли уже мужем и женой.
Их любовь была подобна той революционной стихии, которая свела их вместе: безудержная, неуемная, противоречивая, не знающая правил. Они жили каждый у себя, встречаясь урывками. Их объединяли общие взгляды, стремления, но главное – та неуемная жажда жить сегодняшним днем, которая появляется у людей, постоянно находящихся на грани пропасти. Раскольников обожал Ларису. А она соглашалась быть с ним, но при условии – он не будет ее ограничивать ни в чем: ни в поступках, ни в чувствах.
Вызов из Москвы был связан с тем, что 17 ноября 1917 года Раскольников был назначен комиссаром Морского генерального штаба: новая власть проводила чистку старых кадров в органах управления. Лариса всегда была рядом с мужем. Настолько, что из-за нее у Раскольникова были неприятности.
Однажды она попросила мужа взять ее на заседание Совнаркома, членом которого был Раскольников. Она пришла – вызывающе красивая, невероятно элегантная, благоухая духами, в модных высоких красных ботинках. На фоне мужчин в потрепанных военных мундирах и поношенных костюмах она смотрелась фантастически. Ленин косился на нее, постепенно раздражаясь, затем потребовал вывести всех посторонних, а оставшимся наркомам устроил разнос. Впредь пускать на заседания посторонних было запрещено.
Летом 1918 года Раскольников был направлен на Восточный фронт – к тому времени самый напряженный участок боевых действий. Там дрались между собой военные отряды всех политических направлений, а в Поволжье и в Сибири образовались самостоятельные правительства. Лариса поехала с ним – она была назначена заведующей агитацией и пропагандой при реввоенсовете фронта. Кроме того, «Известия» поручили ей регулярно писать о ходе боевых действий: из очерков, написанных в волжском походе, составилась потом книга «Фронт».
В Казани пришлось разделиться: Лариса осталась при штабе, а Раскольников отправился в Нижний Новгород, где была сформирована Волжская военная флотилия. Флагманским судном стала яхта «Межень», ранее принадлежавшая царской семье. В бой флотилия вступила 5 августа: белые подбирались к Казани. 7 августа Казань пала. Перед выходом из Казани Раскольников увиделся с Ларисой в штабе: она навешивала на себя документы, которые собиралась вынести из города. Договорились, что она с двумя матросами будут пробираться в Свияжск (в 20 верстах от Казани), а Раскольников подойдет туда со своим отрядом.
Однако в Свияжске он нашел не только Ларису, но и Льва Троцкого: он сидел в каюте Ларисы, неодетый, рядом с неубранной постелью...
Для Ларисы Троцкий был примерно тем же, чем и Раскольников: воплощением революционной стихии, которую она мечтала подчинить себе. Троцкий, второй человек в государстве, великолепный оратор, человек невероятной харизмы – покорить его как мужчину означало приобщится к революции, к власти...
Подтверждает версию романа Льва Троцкого с Ларисой и сборник «Энциклопедия тайн и сенсаций: Тайны государственных переворотов и революций». Вот что там сказано:
«Библейский темперамент толкал его в объятия женщин артистических, авантюрных и странных. Роман с Ларисой Рейснер закрутился в самый разгар гражданской войны...
Лариса слыла женщиной лихой даже по тем временам. Красавица аристократка, слегка поэтесса, немного актриса… Говорили, что она принимала любовников в постели последней императрицы и обчистила дворцовый гардероб… Утомясь в боях, она принимала в захваченных поместьях ванны из шампанского и писала родственникам письма – приглашала погостить».


Раскольников смог и понять, и простить. Эпизод с Троцким не сыграл никакой роли в их отношениях.

100264488_2222299_devyshka (250x342, 14Kb)
Лев Троцкий

Лариса рассказала: когда она добралась до Свияжска, ей сообщили, что Раскольников попал в плен и сидит в Казани. Она – всего с одним матросом – добралась до Казани, на обратном пути сама попалась, чудом сбежала... Матрос погиб. Но это Ларису не растроило: ее героизм был от этого заметнее, дерзость на войне – главная доблесть, а победителей не судят. Лариса упивалась опасностью, обожала риск; она была готова умереть в любую секунду. И если умирал кто-то рядом – значит, такая была его судьба...
В Свияжске Лариса с головой ушла в работу: Троцкий активно занимал ее в пропагандистской деятельности, и к тому же назначил ее комиссаром разведывательного отдела при штабе Пятой армии. Она тут же набрала отряд из тридцати красноармейцев-мадьяр и частенько ходила с ними в разведку. Она прекрасно стреляла – этому ее научил еще Гумилев, сам великолепный стрелок.
Раскольников был занят усилением своей флотилии. Лариса была назначена его флаг-секретарем. Во всех боях она рядом с ним, впереди всех... Иногда – несмотря на строгий договор между ними – вмешивалась в распоряжения Раскольникова: ей казалось, что он недостаточно рискует. Однажды ему даже пришлось, взяв ее в охапку, унеси с мостика и запереть в каюте...
Матросы поначалу отнеслись к ней с недоверием: такая яркой, избалованной красавице не место в боях, не говоря уже о том, что издавна женщина на корабле считалась плохой приметой. В первые же дни ей устроили проверку: посадили на катер и на полной скорости направились под шквальный огонь. Наблюдали за Ларисой – ждали, когда испугается. Наконец, не выдержав, сами повернули назад. А Лариса закричала: «Почему поворачиваете? Надо идти вперед!»

Кстати, Лариса была не единственной женщиной на фронтах Гражданской войны. Розалия Землячка была начальником политотдела 8-й и 13-й армий. Занимавшая такую же должность в 15-й Сивашской дивизии Александра Янышева вместе с передовым отрядом в 270 человек штурмовала крымские бастионы белогвардейцев. Помощником начальника политотдела 6-й и 9-й армий воевала Валентина Суздальцева. Но Лариса была единственной, воевавшей на флоте.
И все же она и на корабле оставалась женщиной. Когда флотилия проходила мимо брошенных имений, там часто находили модные плятья, шляпы, украшения – Лариса с удовольствием надевала все это на себя, красуясь перед матросами. Ей удивительно шли все эти наряды – и крестьянские платья, и роскошные туалеты императрицы, оставшиеся на «Межени». Неудивительно, что все матросы поголовно были влюблены в нее. Одним из них был Всеволод Вишневский – через много лет он напишет свою знаменитую пьесу «Оптимистическая трагедия», где в главной героине будет легко угадываться Лариса Рейснер.

В середине ноября флотилия дошла до Нижнего Новгорода, и Раскольникова тут же вызвали в Москву, где получил назначение на Северный фронт. Лариса осталась в Москве в качестве комиссара морского Генштаба: здесь после переезда правительства жила ее семья. Рейснеры – как обычно – чувствовали себя вправе стоять над остальными. Они заняли целый особняк, где – в это голодное время – давали пышные приемы. В народе ходили слухи, что Лариса даже принимает ванны из шампанского. Сама она говорила: "Мы строим новое государство. Мы нужны людям. Наша деятельность созидательная, а потому было бы лицемерием отказывать себе в том, что всегда достается людям, стоящим у власти". Говорили, что именно из-за нее погиб ее помощник комиcсар Телегин: при пожаре цирка шапито кинулся ловить шиншиллу – на шубу Ларисе, - и сгорел...

В это время Раскольников – по приказу Троцкого – в Балтийском море пытался организовать морской набег на Ревель (Таллинн), где в то время стояли английские суда. Раскольников как никто другой знал, что Балтфлот был не в том состоянии, чтобы принимать участие в боях, но ослушаться приказа было невозможно. 26 декабря Раскольников на миноносце «Спартак» подошел к Ревелю. Англичане быстро догнали «Спартак» и окружили его. Всю команду взяли в плен; Раскольникова и еще одного моряка увезли в Англию в качестве заложников.
Лариса, узнав о поражении, тут же примчалась в Нарву – поближе к центру событий. Она разработала сумасшедший план сухопутного рейда через всю Эстонию в Ревель для освобождения Раскольникова, и даже смогла добиться утверждения этого плана в Реввоенсовете. Уже был сформирован отряд; все было готово. Не состоялся рейд только потому, что стало известно – Раскольников в Англии.
Его освободили димломатическим путем: обменяв его и его товарища по несчастью на семнадцать английских офицеров; англичан к месту обмена привезла лично Лариса. Она же, словно под конвоем, увезла Раскольникова в Петроград...

В июне 1920 года Раскольникова назначают командующим Балтийским флотом, и Лариса переехала к нему. Они поселились – в основном, конечно, она, потому что Раскольников все время проводил на кораблях, - в апартаментах бывшего военного министра Григоровича в Адмиралтействе. По воспоминаниям поэта Всеволода Рождественского, комната была забита волжскими трофеями: статуэтками будд, экзотическими тканями, бесчисленными флаконами духов и английскими книгами. И среди этого варварского великолепия – сама Лариса, в расшитом золотом халате, и над нею, на стене – наган и старый гардемаринский плащ...

100264488_2222299_devyshka (283x431, 18Kb)
Лариса Рейснер на любимом коне Кречете

В Петрограде Лариса окунулась с головой в светскую жизнь – теперь у нее снова были для этого и возможности, и средства, и время. Как обычно, общественное мнение мало что для нее значило: когда она ехала по разоренному Петрограду в роскошной машине, ухоженная, в новенькой морской шинели, невероятно красивая, - горожане готовы были плевать ей в след. О ее прогулках с Александром Блоком на лошадях, специально для нее привезенных с фронта, много и осуждающе судачили по петроградским гостиным.
Она всеми силами хотела вернуться в столь любимый ею мир литературной богемы, и литераторы – некоторые со страхом, некоторые с восхищением, кто от голода, кто с любовью, - принимали ее. Среди ее друзей были Рождественский и Михаил Кузьмин, Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Лариса преклонялась перед гениями. Однажды она, узнав, что Анна Ахматова голодает, приволокла к ней огромный мешок с продуктами.
Но и в этом мире она вела себя с усвоенным чувством вседозволенности. Однажды она захотела прийти на маскарад в «Доме искусств» - в бесценном костюме Льва Бакста к балету «Карнавал». Драгоценное платье охранялось целым взводом костюмеров, но Лариса все же смогла появиться в нем на балу – вызвав неимоверный фурор. К сожалению, вcкоре там появился сам директор государственных театров Экскузович – и платье немедленно вернули на место. Вернувшись, Лариса наблюдала, хихикая в кулак, как директор пытается дозвониться в костюмерную.
Она открыто наслаждалась своей красотой, молодостью и положением, невзирая на сплетни и потоки грязи в свой адрес. Лариса говорила: «Надо уважать людей и стараться для них. Если можно быть приятной для глаз, почему не воспользоваться этой возможностью».
Старалась быть приятной не только для глаз: Осип Мандельштам по секрету рассказал жене, что Лариса однажды устроила вечеринку специально для того, чтобы облегчить чекистам арест своих приглашенных...
Но и над ее головой тучи сгущались. Повсюду начались выступления против Троцкого и его сторонников; к ним принадлежали и Раскрольников, и Лариса. В январе 1921 года Раскольников после тяжелого разговора с Лениным подал в отставку со всех постов, и после этого вместе с Ларисой уехал к Черному морю.
Их дальнейшую судьбу определила случайная встреча в пути. Заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан предложил Раскольникову пост полпреда советского правительства в Афганистане. Наркомату иностранных дел катастрофически не хватало кадров, и Раскольников – человек образованный, с двумя высшими образованиями, знающий иностранные языки, - был ценнейшей находкой.
Раскольников согласился. Лариса отправилась вместе с ним.
Работы было море. Главной задачей миссии была борьба с британским влиянием: Англия надеялась если не включить Афганистан в состав своей империи, то хотя бы держать его под своим влияинием в качестве буферной зоны между советской территорией и своими колониями в Индии. Английские дипломаты всячески препятствовали деятельности нового советского полпреда, и спасти положение удалось Ларисе. Как женщина, она не могла – в силу восточной специфики – принимать непосредственное участие в политической жизни, зато ей были доступны другие пути. Она подружилась с любимой женой эмира Амануллы-хана и с его матерью, а поскольку они имели сильное влияние на эмира, то Лариса не только смогла получать всю информацию о происходящем при дворе, но и влиять на политическую обстановку.
Когда ситуация несколько успокоилась, Лариса смогла отдаться своему главному увлечению – литературе. Ее книга «Афганистан» до сих пор считается одной из вершин советской журналистики.

100264488_2222299_devyshka (400x353, 20Kb)

Именно в Афганистане Ларису нашло известие о гибели Гумилева: он был расстрелян в августе 1921 года по обвинению в участии в монархическом заговоре. Лариса несколько дней рыдала. Она до конца жизни была уверена, что будь она тогда в Петрограде, смогла бы спасти своего Гафиза от смерти...
Кто знает, может быть, и могла бы – для нее ведь в России не было ничего невозможного. А может быть, как всегда, лукавила: ведь, будучи комиссаром флота, еще при жизни Гумилева на вопрос, что сделала бы с ним, если ему грозил бы расстрел, бестрепетно бросила:
- Топить бы его не стала, но палец о палец не ударила бы для его освобождения.
Чему верить? Точнее, какой Ларисе верить? Той, которая еще не остыла после разрыва с ней Гумилева, или той, которая рыдала, получив известие о его гибели далеко-далеко от Петрограда?

Постепенно жизнь в сытом и тихом Афганистане стала надоедать Ларисе. Ее стало тяготить бездеятельное, слишком спокойное существование. Раскольников тоже стал ее раздражать – особенно после случившегося выкидыша. В один прекрасный день, в марте 1923 года, Лариса просто сорвалась с места и уехала в Россию – официально для того, чтобы похлопотать о переводе Раскольникова из Афганистана... Больше она к нему не вернулась. Если бы в Афганистане рядом с ней был не Раскольников, а Гумилев… Если бы у нее родился ребенок… Если бы она хотя бы была влюблена в мужа… А она его бросила «как ветошь», по его же определению. А Шкловскому поведала:
- Любовь - пьеса с короткими актами и длинными антрактами.

Раскльников все не хотел верить, звал ее к себе в Кабул, ждал ее... она не ехала. Пока не стало ясно: у нее другой. Скрепя сердце, все еще убеждая Ларису в том, что она ошибается, Раскольников согласился на развод.
Он писал ей:
«...Мне кажется, что мы оба совершаем непоправимую ошибку, что наш брак еще далеко не исчерпал всех заложенных в нем богатых возможностей. Боюсь, что тебе в будущем еще не раз придется в этом раскаиваться. Но пусть будет так, как ты хочешь. Посылаю тебе роковую бумажку...»
Согласие на развод. Билет на вход в новый период жизни...

Новый выбор Ларисы был непонятен практически для всех: она влюбилась в известного журналиста Карла Радека, видного партийца, блестящего оратора, человека редкостного ума и таланта. Про Радека, отличавшегося редким остроумием с немалой дозой цинизма, ходили легенды, что именно он придумал большинство контрреволюционных анекдотов. Внешне Радек был откровенно некрасив – лысый, очкастый, ниже Ларисы на голову. Ларису и Радека тут же прозвали «красавицей и чудовищем», кто-то переиначил цитату из «Руслана и Людмилы»: «Лариса Карлу чуть живого в котомку за седло кладет»... А внешность для Ларисы не играла никакой роли: ее привлекали именно талант и ум Радека.

100264488_2222299_devyshka (299x400, 20Kb)
Карл Радек

На первые свидания с Ларисой Радек брал с собой дочь Софью, на следующие – книги. Он всерьез занялся литературным воспитанием Ларисы – читал ее рукописи, заставлял изучать философские книги, работать над стилем. Именно под влиянием Радека Лариса, избавившись от излишних красивостей и научившись ясно мыслить и четко излагать мысли, стала настоящим журналистом.

100264488_2222299_devyshka (368x496, 26Kb)
Карл Радек с дочерью Соней

Осенью 1923 года Ларису и Радека командировали в Германию. Там Советское правительство, желая разжечь пожар мировой революции, спровоцировало восстание в Гамбурге. Радек должен был стать одним из руководителей немецкой революции, а Лариса была призвана описать в своих очерках создание нового социалистического государства. Но гамбургское восстание провалилось, и Радек и Лариса вернулись в Москву. Литературным итогом этой авантюрной поездки стала книга Рейснер «Гамбург на баррикадах».

Во время этой поездки Лариса навестила в Берлине Ольгу Чехову. Именно тогда, по мнению некоторых исследователей, и началась работа Чеховой на советскую разведку...

Какими-то нитями была связана Лариса Рейснер и с Блоком – нежно обожала его. И даже, надеясь на свои женские чары, пыталась обратить его в революционную веру.
«Из Москвы приехала Лариса Рейснер, жена известного Раскольникова, – вспоминала тетушка поэта, М. А. Бекетова. – Она явилась со специальной целью завербовать Ал. Ал. в члены партии коммунистов и, что называется, его охаживала. Устраивались прогулки верхом, катанье на автомобиле, интересные вечера с угощеньем коньяком и т. д. Ал. Ал. охотно ездил верхом и вообще не без удовольствия проводил время с Ларисой Рейснер, так как она молодая, красивая и интересная женщина, но в партию завербовать ей его все-таки не удалось, и он остался тем, чем был до знакомства с ней…»
«Поклоняясь его поэзии, Лариса в душе надеялась на некое чудо превращения в великую поэтессу, – считает Л. Васильева. – Это была ее тайная и давняя мечта. Мешала Ахматова – она царила безраздельно. Быть в тени Лариса не умела. Любя поэтический мир, не став в нем первой, она медленно отходила от поэзии к прозе, от прозы – к очерку».

100264488_2222299_devyshka (382x543, 34Kb)
Лариса с братом Игорем.

А роман Ларисы и Радека продолжался. Дело, правда, осложнялось тем, что Радек был женат и разводиться, несмотря на свое явное увлечение Ларисой, пока не собирался. Но Радек был для Ларисы не только мужем (пусть и неофициальным), но и учителем, духовным наставником. Как она говорила, именно он вернул ей веру в свой талант, угасшую за время бездействия в Афганистане. Лариса с головой уходит в журналистику. Из многомесячного вояжа по Донбассу и Уралу она привозит книгу «Железо, уголь и живые люди». На следующий год Лариса едет на лечение в Германию – используя поездку не столько для забот о своем здоровье, сколько для изучения положения рабочего класса, о чем напишет в книге «В стране Гинденбурга». Потом берется за очерки о декабристах – Каховском, Трубецком, Штейнгеле....

H6eK_zu5oVU (584x434, 38Kb)

Не писать она уже не могла, а писала, конечно, для «человечества» - как же иначе! В одной из модных тогда анкет припечатала:
«Сочиняя, говорю правду и всегда обманываю, говоря правду… Тот не жил, кто не лежал ночью вшивый, рваный, и не думал о том, что мир прекрасен! Что вот старое свалилось, и жизнь дерется голыми руками за свою правоту, за светлых лебедей своего воскресения, за будущее всего человечества».
«Лебеди», «воскресение», «человечество»… Даже Радеку не удалось избавить её от пошлой красивости штампов.
Вернувшийся в Россию Раскольников был назначен редактором «Роман-газеты», журналов «Красная новь», «Молодая гвардия», возглавил Главрепертком. С энтузиазмом участвовал, помимо всего прочего, в травле Михаила Булгакова, как, впрочем, и многие другие. Булгаков в своем письме к Сталину, перечисляя самых злых своих врагов, назвал Кольцова, Луначарского, Вишневского, Раскольникова, Радека и Рейснер.
Троих из вышеперечисленных уничтожили позже по прямому приказу Сталина: Михаила Кольцова – зимой 1938 года после неудачной «командировки» в Испанию по обвинению в шпионаже. Федора Раскольникова – в следующем, 1939 году – в Ницце, куда он сбежал из России, написал убийственно откровенное «Открытое письмо Сталину» и погиб при очень подозрительных обстоятельствах через три недели после этого: выбросился из окна. В том же году Карл Радек был зверски убит в лагере переодетыми в уголовников работниками НКВД. Троцкий после многих лет скитаний и нескольких покушений погиб от удара ледоруба в Мексике. Умерли все, кого Лариса Рейснер дарила своей любовью, кто знал ее.
А ведь эту череду смертей, этот «кровавый бал» готовила и она сама. Еще в 18-м написала:
«Именно революционный инстинкт дает окончательную санкцию, именно он очищает новое, творимое право от всех глубоко запрятанных, контрреволюционных поползновений».
То есть верь, товарищ, чутью, ставя других к стенке! Писала за 20 лет до Вышинского, прокурора-людоеда, обосновавшего этот «инстинкт». И нет сомнения, что и сама Лариса стала бы жертвой этого инстинкта – подруга и возлюбленная сразу трех «врагов народа» была изначально обречена. Но Судьба распорядилась иначе.
В своей последней статье Лариса написала:
«Немногие научились видеть революцию, смотреть, не мигая, в раскаленную топку, где в пламени ворочались побежденные классы, и целые пласты старой культуры превращались в пепел. И все-таки смотрели, не отворачиваясь, и написали потрясающее, безобразное и ни с чем не сравнимое в своей красоте лицо революции».

100264488_2222299_devyshka (283x442, 19Kb)
Лариса Рейснер. 1925

Лариса словно торопится жить, зная, что ей осталось очень немного времени. Глоток сырого молока – и 9 февраля 1926 года Лариса Рейснер умерла в Москве от брюшного тифа. Ей было всего тридцать лет.
Гроб стоял в Доме Печати на Никитском бульваре. Попрощаться с Ларисой пришли толпы – военные, дипломаты, писатели... Радека вели под руки – он рыдал, еле понимал, куда шел. У Раскольникова произошел нервный срыв, он долго болел.

100264488_2222299_devyshka (584x435, 34Kb)

Смерть Ларисы вызвала массу откликов. Михаил Кольцов писал: "Зачем было умирать Ларисе, великолепному, редкому, отборному человеческому экземпляру?" Борис Пастернак написал стихотворение «Памяти Ларисы Рейснер»; много лет спустя он даст героине своего романа «Доктор Живаго» имя Лариса – в ее честь.

Лариса, вот когда посожалею,
Что я не смерть и ноль в сравненьи с ней.
Я б разузнал, чем держится без клею
Живая повесть на обрывках дней (...)
Осмотришься, какой из нас не свалян
хлопьев и из недомолвок мглы?
Нас воспитала красота развалин,
Лишь ты превыше всякой похвалы.
Лишь ты, на славу сбитая боями,
Вся сжатым залпом прелести рвалась.
Не ведай жизнь, что значит обаянье,
Ты ей прямой ответ не в бровь, а в глаз.
Ты точно бурей грации дымилась.
Чуть побывав в ее живом огне,
Посредственность впадала вмиг в немилость,
Несовершенство навлекало гнев.
Бреди же в глубь преданья, героиня.
Нет, этот путь не утомит ступни.
Ширяй, как высь, над мыслями моими:
Им хорошо в твоей большой тени.


Стихотворение мало кому известно. Но Ларису помнят. Ее жизнь была короткой, но яркой, и свет ее до сих пор виден сквозь толщу времени...

Но через два года ее могила на Ваганьковском кладбище… исчезла. Сравнялась с землей. Могила «Мадонны революции», «Валькирии революции», «товарища Ларисы», просто обреченной на бессмертие. А могилы – нет.
Впрочем, бессмертие штука загадочная. Когда-то в институте у Бехтерева Лариса слышала его речь:
«Ни один вздох, ни одна улыбка не пропадают бесследно. Поэтому все, что мы называем подвигом, и все то, что мы называем преступлением, непременно оставляет по себе след...»
Или – не оставляет даже могилы.






Материал взят здесь
Здесь
И здесь


Рубрики:  Женские судьбы


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

У_КОЛОДЦА   обратиться по имени Суббота, 30 Апреля 2016 г. 18:39 (ссылка)
Одержимая революцией, полностью лишённая морали...
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку