Несмотря на то, что такие усадьбы сегодня - редкость, почему-то очень не сложно представить, как всё здесь когда-то происходило...
В Качановке чудом сохранилась особенная элегично-тургеневская атмосфера старинной барской усадьбы. Неповторимая тишина, где время застыло, словно тёмная вода в пруду...
Величественный дом на вершине пологого холма гордо возносит купол. В вечном приветствии подняты лапы каменных львов у ворот...
Войдем в просторный парадный двор — курдонер, покрытый газоном. Чудо — перед нами, во всем своем величии и красе: белый двухэтажный дворец с четверкой колонн по фасаду, с лепным фронтоном и куполом. Дворец распахнул крылья флигелей: к южному крылу пристроена очаровательная круглая башня с золоченым шпилем.
А по правую и по левую руку от нас, наискось к главному зданию, высятся два белых особняка. Под широкими балконами мезонинов, под парными колоннами, обрамляющими двери, тоже каменные львы, но дремлющие...
Что это? Уголок Царского Села или Петергофа, непостижимым образом перенесенный из-под Питера на околицу скромного поселка Качановка? Похоже на то...
Стройные колонны портика отбрасывают дробящуюся тень. А в конце каштановой аллеи сияет безупречной белизной небольшой строгий храм святого Георгия.
Если, насладившись созерцанием курдонера с его зданиями, снова выйти за ограду и проделать недолгий путь аллеей, — выйдешь к холму, откуда развертывается неповторимый вид.
Многочисленные дорожки манят неспешно прогуляться по роскошному парку, зовут открыть для себя прихотливость каменных мостиков, уединённость скамеек, романтическую грусть руин...
Солнечные поляны - как озарение, звонкий мажорный аккорд.
Качановская усадьба - гармония противоположностей: классицистической архитектуры с пышной роскошью парка, яркого света с голубой тенью, золота клёнов с глянцевой зеленью дубов..
Постройка качановского дворца началась в конце XVIII века. Тогда эти земли принадлежали блестящему екатериненскому вельможе, полководцу, губернатору Малороссии графу Румянцеву-Задунайскому.
По его воле в Качановке выкопали целый каскад глубоких прудов, дубраву превратили в парк и построили дом, изобиловавший башнями, шатрами, уступами, зубцами и нишами. Так проявились "восточные" пристрастия владельца.
Однако, воплотив свои мечты, граф Качановку невзлюбил, бывал редко, а после и вовсе продал её... своему управляющему.
В 1824 году владельцем усадьбы стал титулярный советник Григорий Тарнавский - личность более чем колоритная.
Скупость в нём перемежалась со щедростью, невоспитанность - с доброжелательностью, упрямство - с толерантностью. Он был малообразован и дружил... с конференц-секретарём Российской академии искусств. Обожал музыку и "исправлял" произведения Бетховена!
Он перестроил дом и организовал в парке уменьшенную копию парижской площади Этуаль. Чудак? Но - чудак гостеприимный.
Кстати,все владельцы Качановки отличались редким гостеприимством. За неполное столетие Книга выдающихся гостей имения включала в себя 640 имён. С реди гостей Качановки были Гоголь, Илья Репин, Врубель...
В 1838 году в Качановке всё лето жил Михаил Глинка, который оставил об имении свои воспоминания:
"...Подъезжали к поместью с нескольких сторон по стройным аллеям из пирамидальных тополей; дом большой каменный, стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся саде прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение. Но осмотрясь, удивление уменьшалось: дом был как будто не окончен, дорожки в саду не доделаны. Был у владельца оркестр, и не дурной оркестр, но не полный и духовые инструменты не все исправны... Одним словом все обличало излишнюю расчетливость бездетного хозяина, владевшего 9000 душ и большим капиталом"...
В имении знаменитый композитор любил работать в румянцевском гроте под беседкой на холме рядом с прудом. С тех пор она получила название «беседка Глинки».
Гостевых комнат в усадьбе 50! Во дворце есть отдельные фрагменты старинного интерьера — камины, зеркала с мраморной подставкой, кафельные печи и тому подобное.
В оформлении интерьеров дворцовых зал использовано красное дерево, дуб, природный и искусственный мрамор, полихромная метлахская плитка, цветное стекло. Залы обставлены изысканной мебелью.
По воспоминаниям современников, здесь на всём лежало особенное отражение чего-то необыденного, свойственного именно этому месту...
Усадьба и сегодня сохраняет уникальную атмосферу. Посетив это место однажды, в сердце остается длительное приятное ощущение, появляется желание возвращаться сюда снова и снова, чтобы еще и еще любоваться этими пейзажами и архитектурой, а главное – хочется ощутить гармонию и прикоснуться к величию ушедших столетий.