-Рубрики


Тайны великих картин: «Мона Лиза»

Понедельник, 06 Марта 2017 г. 19:11 + в цитатник
Цитата сообщения Премьер Тайны великих картин: «Мона Лиза»

Смотрите ещё Тайны великих картин: «Сикстинская мадонна» * «Прогулка» * «Сотворение Адама» * «Сад земных наслаждений» * «Девочка на шаре» * «Любовь небесная и Любовь земная» * «Охотники на привале» * «Богатыри» * «Боярыня Морозова» * «Охотники на снегу» * «Олимпия» * «Плот «Медузы» * «Запорожцы» * «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната...» * «Алёнушка» * «Девочка с персиками» * «Взятие снежного городка»

Над «Моной Лизой», или «Портретом госпожи Лизы дель Джокондо», Леонардо да Винчи предположительно работал 16 лет, с 1503 по 1519 год. Некоторые специалисты считают, что картина так и осталась незавершенной. Есть много версий: будто этот портрет Леонардо писал с себя, с ученика, запечатлел образ матери, сохранившийся в памяти… Но источники подтверждают: на ней запечатлена мона (т. е. «госпожа», не имя, а уважительное обращение к женщине) Лиза (Лиза Герардини) - третья жена Франческо дель Джокондо, торговца тканями из Флоренции, которая жила в начале XVI века во Флоренции.

Вазари писал, что Леонардо, работая над ее портретом, приглашал музыкантов и шутов развлекать даму, чтобы ее улыбка оставалась естественной, несмотря на усталость от сидения в одной позе. Леонардо нередко обыгрывал на портретах имена и фамилии. Возможно, и эту женщину он хотел изобразить улыбающейся, поскольку giocondo в переводе с итальянского означает «веселый».

«Мона Лиза (Джоконда)». Музей Лувр. Париж, Франция

«Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, дает возможность постичь это наилегчайшим образом, - писал в XVI веке биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, - ибо в нем воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи». Благодаря такой детализации здесь есть где развернуться экспертам, год за годом открывающим все новые и новые черты в облике госпожи Джоконды.

«Тонкий, постепенно расширяющийся нос с нервными, трепетными крыльями - нежно-розовыми ноздрями… Великолепная подробность для понимания Джоконды: у нее, может быть, не очень хороший слух, иначе уши ее не были бы закрыты ниспадающими волосами, она больше бы дорожила слуховыми впечатлениями, глаза ее смотрят неопределенно, но у нее тонкое обоняние, которое часто соединяется со слабым восприятием другого рода впечатлений. Ее чувственно волнуют запахи, но она не отзывчива на страдания живых существ. Чтобы сострадать, нужно отчетливо видеть и чутко слышать» (критик Аким Волынский).

Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза - совершенство и улыбка ее прекрасна загадочностью. Однако результаты изысканий некоторых специалистов заставляют согласиться с мнением художественного критика Акима Волынского, который на рубеже XIX–XX веков писал: «Чем-то болезненно вырождающимся веет от этого лица, и чувствуется, что эта женщина обладает скрытыми недугами».

Ее знаменитая улыбка, считает Волынский, - «это неподвижная гримаса, неприятная, раздражающая, придающая всему лицу Джоконды, при его общей некрасивости, оттенок какого-то особенного уродства, невиданного в искусстве ни до, ни после Леонардо да Винчи… Мрачный гений витает над этим портретом. Несмотря на светлые, весенние тона пейзажа, Джоконда кажется вышедшей из темного подземелья».

Мы собрали мнения экспертов-медиков, заинтересовавшихся здоровьем Джоконды. Понятно, что для врачей нет здоровых пациентов, а есть только недообследованные, но тем интереснее предположения специалистов. Кстати, вскоре появится возможность проверить их гипотезы. В 2012 году итальянские ученые нашли несколько скелетов в склепе монастыря Святой Урсулы во Флоренции, где была похоронена и Лиза Герардини, умершая в 1542 году. Cпециалисты проводят анализ ДНК останков, чтобы определить, какой из скелетов мог принадлежать Джоконде.

Улыбка. Как считает американский искусствовед и одновременно стоматолог Джозеф Борковски, героиня портрета, судя по выражению ее лица, потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, - считает эксперт. - Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».

Руки. Профессор ЖанЖак Конте, специалист по микрохирургии рук, и Анри Греппо, терапевт, занимающийся болезнями позвоночника, считают, что правая рука на портрете Леонардо не опирается на левую. Она просто безжизненно покоится на ней. «Либо по причине судороги, - поясняет Греппо, - либо потому, что она короче другой. Я встречал людей с аналогичным дефектом. Мы считаем, что речь идет о гемиатрофии (уменьшении размеров) правой половины тела».

Пальцы. Датский врач Финн Беккер-Кристенсен обратил внимание на их непропорциональность, которая, по его мнению, является одним из признаков врожденного идиотизма. Об этом же свидетельствует и очень выпуклый лоб. Он также призывает обратить внимание, что Джоконда правой стороной лица улыбается, а левой гримасничает. Такая асимметрия свидетельствует о серьезных нарушениях в эмоциональной сфере.

Узелок на коже между левым веком и носом, по мнению канадского историка и врача Клода Шинпеля, говорит о том, что Лиза Герардини страдала от избытка в крови холестерина - свидетельство неправильного питания.

Брови у Джоконды отсутствуют. Обычно это объясняется модой того времени выщипывать волосы над глазами и на лбу, но американские врачи Леон Голдман и Аллен Уордвелл полагают, что Мона Лиза страдала алопецией - частичной потерей волосяного покрова на теле и голове.

Глаза. Как считает английский офтальмолог Клайв Найс, взгляд Джоконды не сфокусирован, проще говоря, она страдала косоглазием.

Художник Леонардо да Винчи
1452 - Родился в семье богатого флорентийского нотариуса.

1470–1472 - Обучался в мастерской Андреа дель Верроккьо.

1474–1478 - Работал в разных техниках: итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо; экспериментировал со светотенью («Благовещение», «Мадонна Бенуа»).

1482–1500 - Служил военным инженером у правителя Милана Лодовико Сфорца, расцвет творчества («Мадонна в скалах», «Тайная вечеря»).

1500–1519 - Путешествовал по Италии и Франции («Иоанн Креститель», «Св. Анна с Марией и младенцем Христом »).

1519 - Умер в замке Клу (Турень, Франция ).
Рубрики:  ||Живопись/мировая живопись
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку