...
Ажурный джемпер для женщин - (0)Размеры: 36/38 (40/42) 44/46. Потребуется: пряжа (79% шерс...
Тыквенный суп с грушей и меню на неделю - (0)Несмотря на калифорнийскую жару, которая сейчас стоит, +35-40C, хочется наслаждаться осенними блю...
Джемпер с ажурной круглой кокеткой - (0)ОПИСАНИЕ: Источник
Кpacный агaт - иcтoчник жизнeннoй cилы - (0)Фopмaльнo этoт минepaл oтнocитcя к пoлyдpaгoцeнным или пoдeлoчным. Нo eгo цвeт малo кoгo ocтaв...
Таких цариц и не бывает... |
8 сентября — день рождения большой актрисы
Людмила Васильевна Целиковская (8 сентября 1919, Астрахань — 4 июля 1992, Москва) — российская актриса театра и кино, народная артистка России (1963).
В 1941 г. Людмила Целиковская окончила театральное училище имени Щукина и начала работать в театре имени Вахтангова. В 1960-х годах она была актрисой театра на Таганке у Ю. Любимова, позднее вернулась в театр Вахтангова.
С 1939 года Людмила Целиковская снималась в кино. Первая роль Вали в фильме «Молодые капитаны». Известность к актрисе пришла после фильма «Антон Иванович сердится» (1941) и «Сердца четырех». В 1940-х — начале 1950-х годов Л. Целиковская была одной из самых популярных советских актрис, снималась в фильмах «Воздушный извозчик» (1943), «Близнецы», «Иван Грозный» (обе — 1945), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Мы с вами где-то встречались» (1954, с А. Райкиным), «Попрыгунья» (1955). В последующие годы в кино была занята редко. Многие фильмы с её участием стали классикой отечественного кинематографа, и сейчас часто показываются по телевидению.
Власти актрису не жаловали. В отличие от Ладыниной, получившей за свои роли пять Сталинских премий, и Орловой, дважды награжденной Сталинской премией, единственный раз, когда Целиковская могла получить награду такого уровня – за роль в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» / Но Сталин лично вычеркнул ее фамилию из списка тех, кто был представлен к награде, сказав: «Царицы такими не бывают» (она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили эту премию).Сейчас трудно сказать, было это продиктовано его мнением относительно роли, или просто неприязнью к самой Целиковской – со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения.
В фильме «Иван Грозный» в роли Анастасии Романовой
Целиковская оказалась сильнее идеологии. Ее любили и носили на руках, в буквальном смысле, иногда вместе с машиной. Она была настоящим кумиром сороковых годов, с ее карточками солдаты шли в бой, о ней писали стихи и килограммами присылали письма с предложением руки и сердца…О ее первом фильме летчики говорили: «Это самая военная картина. В ней показаны наша мирная жизнь, музыка, любовь, ради которых мы и воюем».
В середине 50-х с её участием на экранах страны прошли три фильма. Самой заметной работой стала роль Ольги Ивановны – жены Дымова в драме Самсона Самсонова «Попрыгунья». В 1955 году на кинофестивале в Венеции за эту работу Целиковская была удостоена премии «Серебряный Лев Святого Марка» и приза «Пизанетти» (за лучшую зарубежную картину).
С Сергеем Бондарчуком в кинофильме «Попрыгунья» (1955 год)
Об её невероятной скромности ходили легенды. Ей, кумиру нескольких поколений, были чужды любые проявления звёздной болезни: Людмилу Васильевну совершенно не волновало, в какой машине она едет, какое ей заказали купе или номер в гостинице.
В фильме «Близнецы» (1945 год)
- Она была необыкновенной женщиной из особой породы людей-астраханцев , – рассказывала Людмила Максакова, актриса Театра имени Е. Вахтангов. – Всесторонне развитая, необычайно одарённая, писала пьесы, великолепно пела. И при этом в ней не было и тени зазнайства.
Недаром говорят, что надо пройти огонь, воду и медные трубы. Последнее далеко не каждому дано пройти. Многие становятся павлинами… Общаясь с ней, вы бы никогда не почувствовали её славы. Она всегда умела определить для себя – что главное, а что нет. Главным для неё были дом, семья и театр. Она умела радоваться жизни, её не смущали никакие неудобства и мелочи жизни…»
Жизнь Целиковская любила во всех ее проявлениях. Играла в теннис, любила лес, походы за грибами, ягодами. Любила вязать, переводила с английского пьесу «Хэлло, Долли!» и пьесы Теннесси Уильямса.
Личная жизнь
За романами и замужествами Людмилы Целиковской, затаив дыхание, следила вся страна. Первым мужем актрисы был Юрий Алексеев-Месхиев, сын провинциальной актрисы. Людмила и Юрий вместе учились в театральном, поженились, когда были на втором курсе. Но их брак продлился совсем недолго. После этого Целиковская вышла замуж за писателя Бориса Войтехова. К тому времени Целиковская была уже очень известной, ее окружало множество поклонников, однако в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, искренне ее любящего. Семейная жизнь продлилась несколько лет. Причиной его распада стала встреча с Михаилом Жаровым…
Они встретились на съемках «Воздушного извозчика». У знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. В семье его не ценили... Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Людмиле тогда было 23 года, Михаилу Жарову – 42, но их не смущала разница в возрасте. Вместе они пробыли пять лет. Внешне это была благополучная пара, но близкие семьи знали: развод не за горами. Людмиле, которой было уже под тридцать, очень хотелось иметь ребенка, он был увлечён карьерой… и в этом была причина размолвки актеров.
С Михаилом Жаровым в одном из фильмов...
Видимо, поэтому на пути Целиковской возник еще один поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян – знаменитый архитектор, автор Ленинградского проспекта и Центрального театра Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был еще отличным певцом и заядлым театралом. Познакомил их Рубен Симонов. Буквально при следующей встрече Алабян взял Целиковскую за руку, внимательно рассмотрел линии на ладони, потом улыбнулся и сказал: «А знаете, вы будете моей женой». Так оно и случилось. Целиковская ушла от Жарова к Алабяну – не в ее характере было совмещать семейную жизнь с тайными любовными приключениями.
В 1948 году Алабян и Целиковская зарегистрировали свои отношения, а через год у них родился сын Саша. По воспоминаниям знакомых, Людмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку.
С сыном Александром
Но это был нелегкий период в жизни актрисы. Почти сразу после их свадьбы Каро Семенович попал в немилость к Берии. Когда у нас решено было начать строительство высотных домов, Алабян осмелился высказать своё несогласие в его присутствии. Архитектор считал, что в Москве пока нет необходимых технологий для подобного строительства. Конечно, это закончилось для Алабяна печально. Его освободили от всех занимаемых должностей. Целиковская никогда ни в чем не упрекала мужа. Наоборот, когда их лишили жилья, и им приходилось скитаться по друзьям, она всячески его поддерживала. Вдвоем они жили на ее зарплату в 120 рублей. Но неприятности и проблемы, видимо, отразилось на здоровье Каро Семеновича. В 59-м он умер от рака легких. Позже его именем назовут одну из улиц в Москве в районе метро «Сокол»…
Людмила Целиковская и Юрий Любимов
Через год актриса связала свою жизнь с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они вместе работали в Театре им. Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». Через 15 лет судьба их соединила. Правда в пятый раз замуж она не вышла – с Любимовым Людмила Васильевна стала жить в гражданском браке…
В свое время звездное имя Целиковской воздействовало не в последнюю очередь на давших разрешение открыть Театр на Таганке. Жёсткий характер Людмилы Васильевны, совсем не соответствовавший её несколько легкомысленной внешности, её целеустремленность, острый ум, связи, идеи – всё это легло в фундамент молодого театра. Сам Любимов о ее вкладе в открытие театра предпочитал не упоминать. Зная взрывной и независимый характер своего мужа, она никогда не вмешивалась напрямую в дела театра. Но её влияние было очень велико. Людмила Васильевна прекрасно знала литературу, музыку. Умела деликатно «подсунуть» свежую идею, никому ничего не навязывая. Актёры получали от неё уникальные советы и чисто актёрские, и литературоведческие. В театре её в шутку звали генералом, а Любимова – полковником.
Людмила Васильевна прожила с Юрием Любимовым 20 лет. Но режиссер был натурой увлекающейся, и «доброжелатели» постоянно докладывали Целиковской о новых романах супруга. Однажды актриса не выдержала и сказала ему: «Уходи». Разошлись они, как интеллигентные люди – без скандалов и выяснения отношений...
В театре - перед спектаклем...
По жизни актриса была преданным и искренним другом. Когда критики разгромили роман Пастернака «Доктор Живаго» и по московским улицам ходили толпы «протестующих трудящихся» с транспарантами, Целиковская не побоялась – купила огромный букет цветов и поехала на дачу к писателю – знала, что именно там он прячется от всего мира. Увидев наглухо занавешенные окна, забарабанила маленькими кулачками в дверь:
- Борис Леонидович, откройте, это я – Люся Целиковская!
Свою последнюю роль в кино (экранизация пьесы Островского «Лес» роль Раисы Павловны Гурмыжской) Целиковская сыграла в 1980 г. (на фото выше). На телевидении её последними работами стали роли в «Невероятном пари», «Портрете» и «Репетиторе».
На съмках фильма «Лес» со Станиславом Садальским
В 1989 г. у Целиковской обнаружили рак. Но диагноз от неё скрывали. Ей сделали операцию, после которой она прожила ещё полтора года – даже в театре играла, только последние четыре месяца своей жизни провела в больнице. Близкие знали, что болезнь не отступила, но виду не подавали. Даже навещая Людмилу Васильевну в больнице, сын шутил и смеялся, и она говорила улыбаясь: «Если Саша хохочет, значит, всё в порядке». Оптимисткой она оставалась до конца своих дней… Не стало Целиковской в 1992 г., ей тогда было 72 года.
Песня Левкоевой из фильма «Мы с вами где-то встречались», 1954 г.
Одна из 10 заповедей Людмилы Васильевны, которые она оставила своему внуку, звучит так: «Иди своим путём и старайся радоваться каждому дню, каждой минуте, как это делала я. Жизнь похожа на зебру. Чёрная полоса чередуется со светлой. С этим нельзя ничего поделать. Нужно уметь радоваться жизни, иначе она превратится в кошмар сумасшедшего…»
Источники: Википедия; http://sadalskij.livejournal.com/1155856.html и др.
Рубрики: | Женщины ЖЗЛ Видео |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |