Методы работы со сказкой. |
Л.Б.Фесюкова, Москва АСТ, 2000
для работы с детьми дошкольного возраста
Глава Методы работы со сказкой
Поскольку сказки, равно как и многие художественные произведения, не в полной мере используются в семье и в системе общественного дошкольного воспитания для развития детей, нами разработана специальная универсальная схема, помогающая этот пробел ликвидировать. Она выглядит следующим образом.
Название сказки.
1. Нравственный урок.
2. Воспитание добрых чувств.
3. Речевая зарядка.
4. Развитие мышления и воображения.
5. Сказка и математика.
6. Сказка и экология.
7. Сказка развивает руки.
Вполне понятно, что предлагаемые нами семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть меньше, может быть и больше. Автору показалось важным затронуть эти семь проблем. Причем, несомненно и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.
Взрослые могут по предложенному образцу составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые они собираются решать со своими детьми.
Не обязательно каждую сказку втискивать в прокрустово ложе указанных семи разделов. Пусть Вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «экология» или «математика». Важно, чтобы тот, кто использует нашу методику, легко мог перестроиться, творчески переработав сказку, на любое важное для него направление. А это может быть и географическое путешествие, и возвращение в историческое прошлое, и воспитание внимания, чувства справедливости, патриотизма и т.д. и т.п. Направлений можно сформировать бесконечное множество.
Таким образом, наша схема лишь модель, образец, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя (родителей) со сказкой, в целях гармонического развития детей.
Мы обращаем особое внимание на содержание каждой схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса всегда хитрая, жаль колобка, но что же поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит у нас сердце и от того, что раздружились лиса и журавль. Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инссценировать...Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.
Автор же предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).
Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д.
В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения наиболее часто повторяемых заданий и вопросов.
Во-первых, читателю важно знать, для чего необходим «нравственный урок». И право же, он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нашем подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычное пояснение: в чем нравственный урок, главный смысл сказки, на что нацеливает она маленького слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
Немаловажно подчеркнуть, что в силу традиции сказка часто несет в себе много заветных чаяний забитых, малограмотных, бедных, изнуренных ежедневным тяжким трудом людей. Не отсюда ли их мечта: «лежать на теплой печи, да есть калачи», чтобы все «само собой» делалось, чтобы в сумке всегда лежала «скатерть-самобранка» и тд. Но не станем же мы из-за этого утверждать, что лень - это хорошо, что «не обманешь - нс проживешь» и тд.
Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка. Такова наша главная установка.
Несколько примеров.
В сказке «Кот в сапогах» мы предлагаем в этой рубрике рассмотреть пословицу «Чужими руками хорошо жар загребать». Прежде всего потому, что кот не может служить примером для подражания. А разве можно подражать тому, кто зачастую так некрасиво ведет себя, кто ради достижения цели легко обманывает ни в чем не повинных героев сказки?
Или сказка «Принцесса на горошине». Нравственный урок - «Изнеженность -достоинство принцесс...»
Действительно, не лучше ли повести беседу с ребенком в таком русле. Ведь содержание сказки дошкольникам знакомо (и читают, и по телевизору показывают). Важно не опоздать с главным - научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.
Понять их на доступном дошкольнику уровне и творчески решать противоречия -один из важнейших вопросов в общей системе образования детей этого периода. Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что читатели вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.
Рассмотрим теперь следующий из семи разделов - «Воспитание добрых чувств». Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но вспомним о том, что это понятие достаточно емкое. Каким мы представляем себе доброго человека - подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам:
дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Прежде чем дать конкретные советы, хочется привести высказывания о доброте выдающегося педагога современности Ш. А. Амонашвили: «Есть другое важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты. Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то - на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты, по моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности. Доброта имеет национальный оттенок, но она всеобща. «Спеши творить добро» -в этом латинском призыве сохранена именно общечеловечность чувства доброты... Добрый человек не может не любить глубже. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность... В общем чувство доброты есть корень всех благородных качеств»'.
Возвращаясь к сказке, отметил!, что в каждом конкретном случае ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на подельчивость, или на сопереживание. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
- упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
• «Докажи, что Аленка лучше всех»;
• «Кого тебе жалко в этой сказке»;
• «Как бы ты поступил на месте...»;
• «Как движениями похвалить петушка». Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически автор как бы показывает ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится Ивасик-Телесик. Угадайте, почему?» То есть конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Право же, трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. На решение этих проблем направлен третий раздел нашей схемы - «Речевая зарядка». Постараемся хотя бы вкратце объяснить, какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи.
Это, во-первых, умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!
Далее, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения - это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная Шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Заметим, что ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность... Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, автор почти к каждому произведению предлагает специально подобранные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике масленицы как празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота - быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор малыша, его представление о народных традициях и обрядах.
Теперь, когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей автор советует чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Автор предлагает следующие новые названия -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.
Мы с вами уже уяснили, что со сказками работа идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя продуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а ..., Не Красная Шапочка, а ... ,Не Иван-царевич, а ... ).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, автор прибегает к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»
Важным, по мнению автора, является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе - «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука - мука), а порой различный контекст (собачий хвост - собачий характер);
- объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки...);
- произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Теперь обращаем ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умствен ной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка должна способствовать и общению. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности советуем взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу - все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.
Следующим существенным моментом в нашей схеме является рубрика «Развитие мышления и воображения». Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается малышам впервые отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод. Значительная часть предлагаемых тризовских методов достаточно подробно описана ниже. Мы же обратим внимание на дополнительные задания этой рубрики. И начнем с «киднэпинга». Новое слово, которое все чаще появляется на устах взрослых. Речь идет о похищении детей. Есть проблема - значит, нужно ее решать. В том числе и с помощью скачок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.
Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т.д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.
Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых. Посудите сами: нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.
Каждая личность - клад фантазии. Убеждены в том, что у ваших детей достаточно изобретательности. В целом изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. В данном случае дошкольник изобретает, то есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и нужно разнопланово:
- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);
- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);
- составлять фантастические сказки о себе.
Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения - «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). К примеру:
- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;
- Всегда ли плохо, когда в грязь полез и рад, что грязна рубаха? - может быть, карапуз полез в лужу выручать собачку или достать игрушку...
Педагогика располагает богатым арсеналом точных средств воздействия на детей с конкретной развивающей направленностью. В этом плане нельзя не отметить «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление, что очень необходимо и для будущего школьника, и для взрослого человека.
Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.
Еще один метод - метод шифров приводим мы к качестве возможного в этой рубрике. Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному:
- перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»);
- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»);
- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;
- зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.
Теперь о связи сказки и математики.
Не случайно еще К. Ушинский отмечал, что у хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономии. Тем более, когда мы ведем речь о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки. В этой же рубрике - «Сказка и математика» - находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Теперь конкретно о математических вопросах. Самый распространенный из них «Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. Далее, школьнику очень важно дать такое понятие: «Число, форма и величина не зависят от цвета, места расположения, материала...» Именно поэтому детям будет полезно поупражняться в ответах на вопросы типа: «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?».
Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.
Вы, к примеру, догадались, что нижеследующая модель(один большой и семь маленьких треугольников) напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».
Работая в этом направлении, взрослые постепенно уводят ребят от конкретики и конкретных образов к абстрагированию, то есть в конечном счете готовят детей к математической деятельности, только со знаками и числами.
Значительное место в этой рубрике отведено, как всегда, преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре. Более подробно об этом читайте на стр. 31.
В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формированию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. Поэтому барическое чувство (веса), а также верное восприятие времени проходит в заданиях, так или иначе связанных со сказкой:
• Сколько весит булава?
• За какое время пробежит лиса 10 метров?
• 12 суток летела булава - это сколько дней?
• Сколько иголок у ежика - как можно ответить на этот вопрос?
Одна из важнейших задач, стоящих сегодня на повестке дня, -формирование экологической культуры детей, начиная с самого раннего возраста. Причем доброй основой служат знания дошкольников об окружающей нас природе. Исследования в этой области убеждают в том, что в большинстве своем представления о природе поверхностны и отрывочны - они явно не способствуют осознанной природоохранной деятельности. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в рубрике «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.
Остановимся более детально на взаимозависимостях в этом плане. Все вокруг нас приспосабливается: заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т.д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).
Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:
• А если бы не наступила весна?
• А если бы пропал ветер?
• А если бы погасло солнце? и т.д. Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим 'детей с природой во всем ее многообразии.
Наконец, последняя рубрика «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится «Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. О полезности таких занятий уже говорилось выше. Кроме того, весьма часто предлагается изобразить что-то или кого-то из сказки, но нестандартно. Поскольку такое направление достаточно подробно описано в книге «От трех до семи» (глава «Учим детей изображать»), в данном случае лишь одной строкой напомним некоторые приемы, наиболее часто повторяемые:
- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;
- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;
- рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;
- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;
- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;
- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;
- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природ н ы и материал.
Прежде чем перейти к разработкам по универсальной схеме, советуем изучить творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора. Их описание поможет более широко и разнопланово использовать полюбившиеся детям тексты.
• Знакомые герои в новых обстоятельствах.
• Коллаж из сказок.
• Сказка от смешного стишка.
• Сказка от считалки.
• Сказка от загадки.
• Сказка от грамматической арифметики.
• Сказка от фразеологизмов.
• Сказка от задачки.
• Из сказки - задачку.
• Спасательные ситуации в сказках.
• Сказки из мусора.
• Сказки от МФА (метод морфологического анализа).
• Сказки от странных историй.
• Сказки от просто стишков.
• Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
• Сказки от фантастических явлений.
• Случайные сказки.
• Сказки о бытовых предметах.
• Сказки от «живых» капель и клякс.
• Сказки о чудищах.
• Сказки по смешанным образам.
• Сказка продолжается.
• Изменение ситуации в знакомых сказках.
• Перевирание сказки.
• Сказка, но по-новому.
• Бином фантазии.
• Эксперименты в сказках.
• Цветные сказки.
• Семейная сказка.
• Сериал в сказке.
• Решение противоречий в сказке.
• Сказки о фантастических странах.
• Сказки от шуточных вопросов.
• Сказки о любимых игрушках.
• Сказки о путешествиях. • Сказки от превращений.
• Краткие истории.
• Сказки от одного слова.
• Сказки о временах года, запахах, звуках.
• Сказка по аналогии с известными.
• Сказки по комическим рисункам.
• Сказки по завуалированным картинкам.
• Моделирование сказок.
• Сказки с новым концом.
• Сказка с середины.
• Частица «не» и новая сказка.
• Из сказки убежали все глаголы (существительные).
• Сказки к волшебным рисункам.
• По следам к сказке.
• От точек - к сказкам.
• Сказка от пословицы.
• Гадание на кофейной гуще и сказка.
• Гороскоп и сказка.
• Имя и сказка.
• Сказки про самого себя.
ЗНАКОМЫЕ ГЕРОИ В НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как... Как же ему помогли герои других сказок?
Приведем еще один возможный пример коллажа сказок:
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.
А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.
СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА
Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки.
Например, вот как продолжают переходить от таких стишков к сказкам воспитатели детского сада «Декарт» Токарь Л. И., Дубрава О. Г.
Стишок
Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый
Вместе с ветром убежал.
А куда - нам не сказал.
Начало сказки
Полетел наш шар спросонок,
Где Нуф-Нуф жил, поросенок.
Заглянул он к Колобку,
Разрумяному бочку.
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну а там потолковать
С Курочкою Рябой.
Стишок
Раз, два, три, четыре, пять - начинаю повторять,
В печке выпечен бутон, а в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон, молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон,
Нет, не так! Нет, нс так!
Подскажите сами, как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где лежит бетон?
Начало сказки
В лесу заповедном жил мудрый питон,
Любил он природу и розы бутон.
Съедал он на завтрак свежайший батон.
Однажды в тот лес прикатили бидон,
А в нем был со стройки крепчайший бетон.
Залили бетоном дорогу в лесу
И погубили природы красу.
Стерпеть безобразья питон наш нс смог,
Он очень расстроился и занемог.
Собрались все звери и вывезли вон
Огромный бидон и убрали бетон.
Почистили лес, посадили цветы,
Питон всем «Спасибо!» сказал за труды.
А вот, к примеру, удачные для перехода к сказкам ¦стишки Э.. Стефановича:
Стишок - Зачем шнурки Ботинку? Если напрямик, Чтоб он не очень Распускал язык.
Начало Однажды ночью, когда шнурки отдыхали, язык пропутешествовал...
Стишок - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
Начало Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.
СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ
Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Начало Один раз бабушка, покормив чижика, за была закрыть клетку...
Считалка Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет.
Начало Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в... . а злых в...
СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ
Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или' явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты - это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.
Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки:
Загадки Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Тучи или облака)
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Сперва - блеск, За блеском - треск, За треском - плеск.(Молния, гром, дождь)
Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберет: Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
Ждали, звали, а показался -Все прочь побежали.(Дождь)
Начало Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот...
Попробуйте составить начало сказок ко всем остальным загадкам.
СКАЗКА ОТ ГРАММАТИЧЕСКОЙ АРИФМЕТИКИ
Вначале поясним, что «грамматическая арифметика» -загадка, которая представлена в виде двух слагаемых. Первое слагаемое, как правило, является частью слова, второе слагаемое является зашифрованным объяснением второй части этого слова. В итоге дается распространенное пояснение целого слова. Нужно его отгадать:
Ба + пресноводное животное с клещами = временное жилище. (Барак)
Но ведь «барак» - слово не совсем интересное для начала сказки. Давайте придумаем другое. От слова «Лариса» отнимем часть слова «иса» и добавим часть слова «пальчик» - «чик» = «ларчик». И вот уже идет начало сказки: «Одной девочке на день рождения подарили ларчик. Долго она не решалась его открывать».
Сочините сказки от таких вариантов грамматической арифметик!:
С + спрятанные ценности = ? (склад)
С + тонкая ветка = ? (спрут)
СКАЗКА ОТ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Стойкие слова и словосочетания, взятые порой из сказок и житейских ситуаций, сами довольно часто служат удачной отправной точкой для создания сказочных сюжетов. С одной стороны, удачное, к месту использование фразеологизмов помогает детям глубже понять их переносный смысл. А с другой - стимулирует словесное творчество. Начиная где-то с 5 - 6 лет мы знакомим детей с такими фразами, которые часто встречаются в рассказах и сказках. А затем помогаем малышам понять их настоящий смысл. И только потом начинаем вместе сочинять:
Фразеологизм Балбес
Начало сказки Жил-был на свете Балбес. Он всех не любил и его все не любили...
Фразеологизм Крокодиловы слезы
Начало Каждое утро капризный мальчик лил крокодиловы слезы. Это всем ужасно надоело...
Фразеологизм Лакомый кусочек
Начало Идут два товарища и вдруг на тропинке видят лакомый кусочек - шоколадное яйцо с игрушкой внутри.
СКАЗКА ОТ ЗАДАЧКИ
Есть задачи традиционные, а есть нестандартные, направленные на развитие элементов логического мышления. Вот они-то и призваны сослужить добрую службу в развитии речевого творчества дошкольников. Сам текст таких необычных задачек вызывает интерес и желание их решить. После решения взрослый предлагает из такой задачки придумать сказку. Модель начала сказки в первое время может быть дана и родителями. Но после обучения взрослым лучше отказаться от частых образцов.
В этом качестве лучше использовать шуточные, стихотворные задачки.
Задачка Барсучиха-бабушка Испекла оладушки. Угостила двух внучат, Двух драчливых барсучат. А внучата не наелись, С ревом блюдцами стучат. Ну-ка, сколько барсучат Ждут добавки и молчат?
Начало Взбунтовались однажды барсучата, решили убежать от бабушки и искать счастья по белу свету...
Задачка Купила мама десять яиц и несла их в корзине зимой. А дно упало, (а дно - одно -игра слов). Сколько яиц осталось?
Начало Все девять яиц разбились, а одно нет. Когда мама взяла его в руки, оно почему-то задвигалось...
ИЗ СКАЗКИ - ЗАДАЧКУ
Не менее важна обратная работа: на основе знакомых сказок составлять интересные задачки. Благодатный материал (сказки) имеется. Дело за тем, как научить детей преобразовательному ремеслу. Для дошкольников это делается не столько путем объяснения, сколько с помощью образца:
Сказка ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ
Задачка Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то сколько козлят нашел бы волк в избушке?
Сказка ТРИ МЕДВЕДЯ
Задачка Если бы девочка вела себя примерно, то сколько бы героев сказки за нее переживали?
Сказка КОЛОБОК Задачка Придумайте сами вариант задачки.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В СКАЗКАХ
Взрослые, используя этот метод, специально придумывают экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.
Экстремальная ситуация:
• «Однажды зайка решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть...»
Предложите свои варианты спасения зайки. Это будет началом новых сказок.
• У спасателей есть:
блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Спасатели решили вначале бросить зайке палочку, но она его не выдержала. Зайка стал кричать:«Ой, тону-у-у». Тогда...
Задание: Придумайте сложную ситуацию и варианты спасения, а затем сказку, и в этом вам поможет картинка.
СКАЗКИ ИЗ МУСОРА
Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор -никому не нужные отходы порой служат прекрасной находкой для создания сказочных сюжетов. В этом плане нельзя не отметить полезность использошния отходов: оказывается, можно «дать» им вторую жизнь. Значит, ко всему нужно относиться экономно и изобретательно. Конечно же, на первых порах мы, взрослые, показываем и рассказываем первые «Мусорные» сказки.
Мусор Пустые коробки, бумажные пакеты, кусочки цветных мелков, стружки от дерева, полиэтиленовые пакеты с дырочками, пластмассовые коробочки из-под варенья и т.д.
Начало Этот случай произошел зимой. Взбунтовался мусор. Холодно, голодно и скучно было ему лежать на свалке. И решили обитатели свалки сами друг дружке помочь:
- пустые коробки превратились в театр,
- цветные мелки в человечков,
- стружки помогли человечкам обрести волосы,
- полиэтиленовые пакеты стали красивыми салфетками,
- пластмассовые коробочки зверятами. Начался пир на весь мир...
СКАЗКИ ОТ МФА
(метод морфологического анализа)
Для овладения этим методом воспользуемся табличкой, в которую заносятся некоторые особенности тех новых предметов, образов (живых и неживых, реальных и фантастических), которые мы хотели бы придумать. А придумываем мы их путем соединения различных параметров. Допустим, мы хотим изобрести новый карандаш. Для этого составим себе в помощь табличку, где по вертикали будут указаны материалы, из которых он может быть сделан, а по горизонтали будут указаны варианты его возможной формы (круглый, ребристый и т.д.). На пересечении избранных параметров и будет найден вариант нового, придуманного нами карандаша.
Мы придумали пластилиновый карандаш в виде указки, а он оказался волшебным и тотчас же... Вот примерное начало сказки.
А вам предлагается по аналогичной схемке соорудить домик для зверей:
Пользуясь предлагаемой схемой, придумайте такой домик для зверей, который поможет вам сочинить сказку.
СКАЗКИ ОТ СТРАННЫХ ИСТОРИЙ
Вашему вниманию предлагаются темы странных историй, в которых уже заключена завязка сказки, а ее развитие зависит от сотворчества взрослых и детей. Вам решать, какие из них лучше использовать в виде свободных продолжений и переложений:
• Как поссорились чашка с ложкой.
• Путешествие в страну чистюль.
• Сказка о капризной пуговице.
• Сказка о левом башмаке.
• О царе Беспорядке и царице Ленивице.
• Почему стоит темноты бояться.
Вот несколько примеров начала сказок от странных историй.
Однажды девочка проснулась, а мамы нет. Она начала так горько плакать, что слезы залили ее платье, кровать и через дверь вылились на лестничную площадку...
Жили-были стеклянные игрушки: папа, мама, сын и дочка. Они умели смеяться, бегать, прыгать, кататься, звенеть, становиться на голову. И всегда боялись разбиться. Однажды...
Жила-была одна семья. Как-то ночью к ним влез Магнит. Он украл... Приходит папа, видит пропажу, берет увеличительное стекло и выходит на балкон...
А вот картинка из той же серии странных историй (про двух разных матрешек). Сочините сказку вместе с детьми.
СКАЗКИ ОТ ПРОСТО СТИШКОВ
Существует множество коротких стишков, где как-бы просится продолжение. Так почему же не сделать его сказочным? Вот два примера на стихи А. Барто.
Стишок Зайку бросила хозяйка,Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог -Весь до ниточки промок.
Начало «Проснулась хозяюшка ночью...» или «Бежала собачка мимо...»,«Один прохожий вдруг увидел на скамейке
комочек...»
Стишок Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик, Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч.
Начало «Таня не зря плакала, так как мяч был не резиновый, а волшебный...»
Ниже мы приведем пример из опыта работы воспитателя детского сада-школы «Декарт» Голо вчанс кой О.Н. Для начала она вспомнила текст песенки «В лесу родилась елочка», а так как дело было весной, то придумала мостик к сочинению сказки. Он оказался таким:
Пришла весна-красавица, Растаял снег вокруг, И на зеленой елочке Арбузик вырос вдруг.
Мы с вами видим, что известная всем песенка про новогоднюю елочку послужила отправной точкой для создания необычной ситуации. Теперь уже шестилетки под руководством педагога составляли сказку не только от перепутаницы (что само по себе служит испытанием на прочность детских знаний), но и про то, как же зайчику, медведю, ежику... снять (не разбив) арбузик. Налицо творческая речевая деятельность. Вспомните свой удачный стишок и сказочное продолжение...
СКАЗКИ ОТ ПОТЕШЕК, КРИЧАЛОК И ДРУГИХ ФОРМ МАЛОГО ФОЛЬКЛОРА
Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:
Потешна - Что ж ты, Еж, такой колючий? - Это я на всякий случай: Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!
Начало В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он...
Рубрики: | начальная школа/развивающие игры дошкольникам 2 класс |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |