-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алла_Ру

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.04.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 4095


Алябьева. Итоговые дни по лексическим темам.

Воскресенье, 23 Апреля 2017 г. 11:59 + в цитатник
 
 


Алябьева Е.А.

А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.
ISBN 5-89144-619-7
В пособии представлены планы итоговых тематических дней по десяти лексическим темам, которые изучают как в логопедических группах дет­ского сада, так и в группах детей с нормой психофизического развития. Дидактические игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

источник: http://www.studmed.ru/docs/document33777/алябьева-...-планирование-и-конспекты-кн-1

Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сде­лать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять. 

В своей первой книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфе­ра» (Москва), автор предложил педагогам планирование каникул и тематических дней и недель по, видам деятельности детей.

В данном пособии представлены планы-конспекты итоговых те­матических дней по лексическим темам «Осень», «Зима», «Вес­на», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние электроприборы»* «Грибы», Эти темы изу­чают как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития.

Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и лого­педы планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки зна­ний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки те­матических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня раз­вития детей, пройденного материала.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате­риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании итогового дня.

Материал книги можно использовать и для обучения, если из­менить цели.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:


  • наиболее результативным является сценарный вариант пла­нирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает пол­ную преемственность в работе обоих педагогов, узких спе­циалистов (автор предоставляет вам возможность мотива­цию продумать самим, а основных героев подсказал);

  • тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планиро­вания, поскольку параллельно решаются другие задачи вос­питания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким об­разом, чтобы дети переключались с одного вида деятель­ности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;

  • для детей младшего дошкольного возраста ведущими моти­вами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;

  • игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и воз­раста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызыва­ют герои мультфильмов и сказок, в роли которых высту­пают воспитатели. Особую группу составляют дети с об­щим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может при­влечь лишь на несколько минут. Эмоциональное воспри­ятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персона­жей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами пе­ревозбуждения детей и их расторможенности;

  • важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было доста­точно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развива­ющей среды по теме;

  • необходимо чередовать групповую, подгрупповую и инди­видуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учи­тывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут­реннее время в старших группах).


В данном пособии вам предлагается не только подробное пла­нирование тематических итоговых дней, но и вариативность со­держания дня, что дает педагогам возможность проявить творче­ство, подобрать материал, соответствующий уровню развития де­тей в группе.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задание подобрать мотивацию к каждому виду деятельности детей, под­робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами и этапом коррекционной работы, доработать цели и содержание с учетом индивидуальных особенностей детей в группе.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам­ках одной темы, проследить, как взаимообусловлена деятельность логопеда и воспитателя.

Особое внимание обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно, только обозначив четкие критерии оцен­ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей используются, как правило, глаголы со­вершенного вида (иметь представление, знать, владеть умением или навыком). Процесс воспитания и развития является непрерывным, охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и вос­питательные цели формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Цели должны опре­делить сами педагоги, исходя из конкретных условий воспитатель­но-образовательного пространства.

Автор не ставил перед собой цели представить идеальный ва­риант планирования. Для него важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять педагогам, как можно интегративно осуществить контроль представлений, знаний и умений детей, без которого нельзя оценить результат деятельности и спроектировать дальнейшую работу.

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка­бинете, в группах и у логопеда, Тем более что в последние годы в разных издательствах вышли прекрасные тематические слова­ри с наглядным материалом и методическим обеспечением.

Предложенный для детей 6—8 лет материал может использо­ваться и в начальной школе на уроках, и во внеклассной работе, особенно он будет полезен в классах КРО.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при­слать свои отзывы и предложения.

Желаем всем творческих успехов в воспитании и развитии де­тей!

^ ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ
ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДНЯ

1), Выявить объем представлений, знаний, умений, навыков детей по изученной лексической теме.


  1. Активизировать словарь по теме (названия, признаки, действия).

  2. Оценить умение использовать полученные знания в разных видах деятельности,

  3. Выявить область познания, требующую уточнения, повторения.


В планировании тематических дней цели уточняются критериально в конкретных режимных процессах1.
^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:


  • назначение основных электроприборов в доме;

  • то, что все электроприборы работают от электричества;

  • правила обращения с электроприборами.


Дети должны уметь:


  • использовать полученные знания в решении проблемных задач, заданий педагога;

  • употреблять в речи накопленный активный словарь по теме.



МАТЕРИАЛЫ

Игровые панно, игрушки, оборудование для сюжетно-ролевых игр, каталоги товаров, рекламные плакаты, картинки с изобра­жением электроприборов (электробритва, фен, стиральная ма­шина, холодильник, миксер, кофемолка, кухонный комбайн, мик­роволновая печь, чудо-печь, морозильник, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, блендер, электрочай­ник, овощерезка, электромясорубка, телевизор, магнитофон, люстра, видеомагнитофон, вентилятор, кондиционер, музыкаль­ный центр, сотовый телефон, электрические часы, пылесос, утюг, электрогладилка, компьютер, электрическая пишущая машинка).

^ ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ

Мальчик Электроник.
Первая половина дня
Утро

Вводная беседа

Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно ос­новные этапы дня2.
^ Оборудование квартиры для Электроника

Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудова­ние игрового уголка, мебель, полки, картинки — заместители розеток; объяснять свои действия3.
^ Утренняя гимнастика «Мы — электроприборы»

Цели: знать об особенностях работы разных домашних элек­троприборов; уметь представлять их в воображении; вырази­тельно через физические упражнения передавать образ элект­роприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
* * *

Бег — ток бежит по проводам; бег цепочкой — длинные провода от одной опоры до другой; ходьба на носочках с высо­ко поднятыми руками — опора ЛЭП, вращение руками — вен­тилятор; попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу — овощерезка, сидя, наклоны туловища вперед — соковыжималка, лежа, «велоси­пед» — стиральная машина; лежа — электротренажер, накло­ны вперед — пылесос-, мелкие движения пальцами — печатание на компьютере или электрической пишущей машинке, прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба; прыжки с кружением — тестомешалка, лежа расслабление — расплав­ленный сыр в микроволновой печи,бег — зарядка сотового теле­фона; бег по спирали — миксер, ходьба скользящим шагом — утюг.

Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.

Занятие

по ознакомлению с окружающим миром «Домашние помощники»

Цели: знать название и назначение домашних электроприбо­ров; способы обращения с простыми электроприборами, меры безопасности при работе с ними; уметь называть действия, со­вершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные при­знаки, группировать их по назначению, по сложности использо­вания, выделять объекты воздействия приборов.

* * *

Дети отгадывают загадки Электроника по выбору воспита­теля.


  • Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под пото­лок: ночью в комнате денек! (Лампа.)

  • Она сказала тихо: «Хвалиться я не смею. Конечно, я не сол­нце и даже не луна. Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею, чтоб жизнь была светлее, когда я включена». Прислушаться и нам бы к рассказу скромной... (лампы).

  • Она висит под потолком, ее подвески из стекла. Ее мы вклю­чим вечерком, и станет комната светла. (Люстра.)


Т. Шорыгина


  • Пыль увижу — заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос.)

  • Вот так чудо! Он со вкусом может кушать пыль и мусор! И жуж­жит, как сотня ос, работяга... (пылесос).

  • Я вдыхаю много пыли, чтобы вы здоровы были. (Пылесос.)

  • Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту». Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос.)

  • Он сосет и пыль, и сор, чистит кресло и ковер. В доме му­сор соберет и ни разу не чихнет. (Пылесос.)


Т. Шорыгина


  • Полюбуйся, посмотри — полюс северный внутри! Там свер­кает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник.)

  • И зимой, и летом — холод в нем и лед. Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет. (Холодильник.)


Т. Шорыгина


  • Из горячего колодца через нос водица льется. Включишь, сразу закипит, сам отключится, молчит. (Электрочайник.)

  • Чаю выпить захотим, в нем мы воду вскипятим. (Электро­чайник.)


Т. Шорыгина


  • Из холодной резины, а греть нас умеет. Включите в розет­ку, она и согреет. (Электрогрелка.)

  • Я не хвастая скажу: «Всех друзей омоложу! Идут ко мне уны­лые — с морщинками, со складками. Уходят очень милые — веселые и гладкие! Значит, й надежный друг, электрический»... (утюг).

  • Если смяты складки брюк, то поможет нам... (утюг).

    • Т. Шорыгина

  • Словно быстрый пароход, я скольжу по глади. Можно воду в меня лить, чтобы лучше гладить. (Утюг.)

  • Соберу рубашки, майки и скажу ей: «Постирай-ка! В бара­бане покрути, белье чистым возврати!» (Стиральная машина.)


Т. Шорыгина


  • Я видал его не в клетке, не в гнезде и не на ветке. Он на столике стоял, все, что слышал, повторял. (Магнитофон.)


Л. Сандлер


  • Вот так дом — одно окно. Каждый день в окне кино! (Теле­визор.)

  • Все жужжит и жужжит, без умолку зерна кофе крошит. (Ко­фемолка.)


Т. Шорыгина


  • Она помощница моя, на ней обед готовлю я. От электричества включаю, на ней варю я, парю, жарю. (Электроплита.)

  • Люблю я жать и выжимать и сок на завтрак всем давать. (Со­ковыжималка.)

  • Мясо быстро я верчу, в фарш его перекручу. (Электромясо­рубка.)



Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»


  1. Дети получают картинки с изображением ручного труда и раз­ных электроприборов. Они должны быстро подобрать к картин­ке с изображением ручного труда картинку с соответствующим электроприбором и рассказать, как он действует.

  2. Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале, или в кабинете.

  3. Дорисовать недостающие детали электроприбора.

  4. К конкретному электроприбору подобрать предметы, на ко­торые направлено его действие (стиральная машина — грязное бе­лье, утюг — мятое белье, кофемолка — зерна кофе, пылесос — мусор и т.п.), назвать действие.

  5. Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рас­сказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной уп­равлять).



Прогулка

Игры с мячом «Закончи мое предложение»

Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.

* * *

Мама стирает белье в... (стиральной машине).

Папа чистит ковер... (пылесосом).

Дочь гладит одежду... (утюгом).

Бабушка поджаривает хлеб в... (тостере).

Мама взбивает крем... (миксером).

Дедушка достает на кухне молоко из... (холодильника).

Даша варит щи на... (электроплите).

Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по... (теле­визору).

Юра вечером читает книгу под настенной... (лампой).

Мама сушит мокрые волосы... (феном).
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Семья»

Цели: уметь использовать в игре панно с изображением элек­троприборов; придумывать развитие сюжета, договариваться, раз­вивать игровой диалог; обыграть роль электрика.

Материалы: панно с изображением электроприборов, игрушеч­ные и настоящие неработающие электроприборы.

Правила. Педагог, как равный игровой партнер, также испол­няющий одну из ролей, предлагает детям разыграть ситуации: по­лучения новой квартиры, покупки электроприборов в специаль­ном 'магазине, (продавец рекламирует свой товар, а покупатели объясняют, что они хотят купить и для чего), оборудования ком­наты, в которой живет семья, поломки электроприборов и вы­зова электрика и мастера по ремонту.
^ Вторая половина дня
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»

Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если... то».

* * *

Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.


  • Что будет, если во всем доме отключат электричество?

  • Что будет, если не выключить утюг?

  • Что будет, если электроприборы не выключать?

  • Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?

  • Что будет, если включить неисправный электроприбор?

  • Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд? "



^ Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»

Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять не­сколько приборов в один, придумывать новые функции имею­щимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисун­ке, рассказывать об этом.
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Готовимся к приему гостей»

Рубрики:  начальная школа/чтение, речь
дошкольникам
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку