Алябьева. Итоговые дни по лексическим темам. |
Алябьева Е.А.
А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.
ISBN 5-89144-619-7
В пособии представлены планы итоговых тематических дней по десяти лексическим темам, которые изучают как в логопедических группах детского сада, так и в группах детей с нормой психофизического развития. Дидактические игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
источник: http://www.studmed.ru/docs/document33777/алябьева-...-планирование-и-конспекты-кн-1
Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.
В своей первой книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфера» (Москва), автор предложил педагогам планирование каникул и тематических дней и недель по, видам деятельности детей.
В данном пособии представлены планы-конспекты итоговых тематических дней по лексическим темам «Осень», «Зима», «Весна», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние электроприборы»* «Грибы», Эти темы изучают как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития.
Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и логопеды планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки знаний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки тематических итоговых дней.
Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня развития детей, пройденного материала.
Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический материал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании итогового дня.
Материал книги можно использовать и для обучения, если изменить цели.
При планировании необходимо учитывать ряд требований:
В данном пособии вам предлагается не только подробное планирование тематических итоговых дней, но и вариативность содержания дня, что дает педагогам возможность проявить творчество, подобрать материал, соответствующий уровню развития детей в группе.
Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задание подобрать мотивацию к каждому виду деятельности детей, подробно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами и этапом коррекционной работы, доработать цели и содержание с учетом индивидуальных особенностей детей в группе.
Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рамках одной темы, проследить, как взаимообусловлена деятельность логопеда и воспитателя.
Особое внимание обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно, только обозначив четкие критерии оценки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей используются, как правило, глаголы совершенного вида (иметь представление, знать, владеть умением или навыком). Процесс воспитания и развития является непрерывным, охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и воспитательные цели формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Цели должны определить сами педагоги, исходя из конкретных условий воспитательно-образовательного пространства.
Автор не ставил перед собой цели представить идеальный вариант планирования. Для него важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять педагогам, как можно интегративно осуществить контроль представлений, знаний и умений детей, без которого нельзя оценить результат деятельности и спроектировать дальнейшую работу.
Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом кабинете, в группах и у логопеда, Тем более что в последние годы в разных издательствах вышли прекрасные тематические словари с наглядным материалом и методическим обеспечением.
Предложенный для детей 6—8 лет материал может использоваться и в начальной школе на уроках, и во внеклассной работе, особенно он будет полезен в классах КРО.
Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет прислать свои отзывы и предложения.
Желаем всем творческих успехов в воспитании и развитии детей!
^ ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—6 ЛЕТ
ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДНЯ
1), Выявить объем представлений, знаний, умений, навыков детей по изученной лексической теме.
В планировании тематических дней цели уточняются критериально в конкретных режимных процессах1.
^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Дети должны знать:
Дети должны уметь:
МАТЕРИАЛЫ
Игровые панно, игрушки, оборудование для сюжетно-ролевых игр, каталоги товаров, рекламные плакаты, картинки с изображением электроприборов (электробритва, фен, стиральная машина, холодильник, миксер, кофемолка, кухонный комбайн, микроволновая печь, чудо-печь, морозильник, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, блендер, электрочайник, овощерезка, электромясорубка, телевизор, магнитофон, люстра, видеомагнитофон, вентилятор, кондиционер, музыкальный центр, сотовый телефон, электрические часы, пылесос, утюг, электрогладилка, компьютер, электрическая пишущая машинка).
^ ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ
Мальчик Электроник.
Первая половина дня
Утро
Вводная беседа
Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно основные этапы дня2.
^ Оборудование квартиры для Электроника
Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудование игрового уголка, мебель, полки, картинки — заместители розеток; объяснять свои действия3.
^ Утренняя гимнастика «Мы — электроприборы»
Цели: знать об особенностях работы разных домашних электроприборов; уметь представлять их в воображении; выразительно через физические упражнения передавать образ электроприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
* * *
Бег — ток бежит по проводам; бег цепочкой — длинные провода от одной опоры до другой; ходьба на носочках с высоко поднятыми руками — опора ЛЭП, вращение руками — вентилятор; попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу — овощерезка, сидя, наклоны туловища вперед — соковыжималка, лежа, «велосипед» — стиральная машина; лежа — электротренажер, наклоны вперед — пылесос-, мелкие движения пальцами — печатание на компьютере или электрической пишущей машинке, прыжки — из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба; прыжки с кружением — тестомешалка, лежа расслабление — расплавленный сыр в микроволновой печи,бег — зарядка сотового телефона; бег по спирали — миксер, ходьба скользящим шагом — утюг.
Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.
Занятие
по ознакомлению с окружающим миром «Домашние помощники»
Цели: знать название и назначение домашних электроприборов; способы обращения с простыми электроприборами, меры безопасности при работе с ними; уметь называть действия, совершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные признаки, группировать их по назначению, по сложности использования, выделять объекты воздействия приборов.
* * *
Дети отгадывают загадки Электроника по выбору воспитателя.
Т. Шорыгина
Т. Шорыгина
Т. Шорыгина
Т. Шорыгина
Т. Шорыгина
Л. Сандлер
Т. Шорыгина
Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»
Прогулка
Игры с мячом «Закончи мое предложение»
Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.
* * *
Мама стирает белье в... (стиральной машине).
Папа чистит ковер... (пылесосом).
Дочь гладит одежду... (утюгом).
Бабушка поджаривает хлеб в... (тостере).
Мама взбивает крем... (миксером).
Дедушка достает на кухне молоко из... (холодильника).
Даша варит щи на... (электроплите).
Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по... (телевизору).
Юра вечером читает книгу под настенной... (лампой).
Мама сушит мокрые волосы... (феном).
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Семья»
Цели: уметь использовать в игре панно с изображением электроприборов; придумывать развитие сюжета, договариваться, развивать игровой диалог; обыграть роль электрика.
Материалы: панно с изображением электроприборов, игрушечные и настоящие неработающие электроприборы.
Правила. Педагог, как равный игровой партнер, также исполняющий одну из ролей, предлагает детям разыграть ситуации: получения новой квартиры, покупки электроприборов в специальном 'магазине, (продавец рекламирует свой товар, а покупатели объясняют, что они хотят купить и для чего), оборудования комнаты, в которой живет семья, поломки электроприборов и вызова электрика и мастера по ремонту.
^ Вторая половина дня
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»
Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если... то».
* * *
Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.
^ Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»
Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять несколько приборов в один, придумывать новые функции имеющимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисунке, рассказывать об этом.
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Готовимся к приему гостей»
Рубрики: | начальная школа/чтение, речь дошкольникам |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |