Дом графини Лаваль — памятник архитектуры федерального значения, построенный в конце XVIII — начале XIX века. Расположен в Санкт-Петербурге, современный адрес — Английская набережная, дом 4.
… это был ещё чисто барский дом, в котором проживала великая чудиха, безобразная старуха графиня Лаваль, та самая, про которую ходят слухи, что будто бы она вышивала знамя для декабристов, за что, говорят, её в Третьем отделении не похвалили. Там я увидела в первый раз известного игрока того времени, одноногого генерала Сухозанета, который сидел весь вечер, не вставая, как приклеенный, просидел за карточным столом и то и дело придвигал к себе по зелёному сукну груды червонцев и империалов … Государь Николай Павлович тоже не раз подходил к этому столу, внимательно следил за игрою Сухозанета, и видно было, что он им не очень-то доволен.
«Воспоминания», Мария Фёдоровна Каменская
В 1820-х годах в доме жил декабрист С. П. Трубецкой, муж урождённой Екатерины Ивановны Лаваль
Урожденная Александра Козицкая была старшей дочерью статс-секретаря Екатерины II – Григория Васильевича Козицкого от его брака с Екатериной Мясниковой, дочерью знаменитого симбирского купца и промышленника Ивана Мясникова, одного из богатейших людей России того времени. Нетрудно догадаться, что Александра Козицкая выросла в роскоши, окруженная баснословным богатством.
Мать готовила дочь к замужеству с равным по деньгам кандидатом, но разразился страшный скандал — Александра влюбилась во французского капитана Жана Шарля Франсуа де Лаваля, сына виноторговца, бежавшего от ужасов Французской революции в Россию. З
десь он поступил на царскую службу и стал именоваться Иваном Степановичем Лавалем. Вопреки протестам тещи и ее желанию, добро на их брак Александры и Жана Франсуа Лаваля дал лично император Павел I. Лавали прекрасно понимали, что свое место в обществе они заслужили не родовитостью, а большими деньгами, поэтому чтобы закрепить свое место среди знати, они стали устраивать пышные празднества.
Александра Григорьевна поздно вышла замуж за Ивана Степановича Лаваля ( 1761–1846), французского эмигранта, графский титул он получил от короля Людовика XVIII, жившего в изгнании в Митаве. Как гласит предание – в награду за крупную ссуду из капиталов жены-миллионерши.
Мадам де Сталь
Александра Лаваль через своего мужа была знакома с легендарной мадам де Сталь, имевшей свой знаменитый салон в Париже. Вот по его образу и подобию Александра Лаваль решила создать самое посещаемое и обсуждаемое место в столице Российской Империи. Салон графини Лаваль стал важнейшим местом в общественной жизни Петербурга, да и всей России в первой половине XIX века.
Салон Лавалей посещали П. А. Вяземский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. Н. Плещеев, И. И. Козлов. В салоне Н. М. Карамзин 10 марта 1816 года читал отрывки «Истории государства Российского», в 1817 году А. С. Пушкин зачитал оду «Вольность». Литературные вечера после восстания декабристов прерывались на несколько лет, но далее восстановились. В 1828 году А. С. Пушкин зачитывал в салоне «Бориса Годунова», в 1832 году Вяземский зачитал гостям салона неопубликованную VIII главу «Евгения Онегина». 16 февраля 1840 года на балу у Лавалей М. Ю. Лермонтов поссорился с сыном французского посла Эрнестом де Барантом и после дуэли был выслан из Санкт-Петербурга.
Лучшее произведение нашего друга Тома де Томона, его гранитная лестница, является, вероятно, самой красивой в Петербурге.
Для переделки дома Лавали пригласили французского архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона, который впоследствие создаст свой архитектурный шедевр — ансамбль Стрелки Васильевского острова..Тома де Томон вновь перестроил здание, увеличив ширину главного корпуса и установив на крыльце фигуры львов, возможно, сделанные по рисункам Воронихина (предположение основано не только на том факте, что Воронихин совершал предыдущую перестройку здания, но и на сравнении этой пары львов с другими, схожими по материалу и облику, которые украшают многие постройки Воронихина).
Иван Степанович Лаваль.Новоиспеченный граф, по отзыву Дениса Давыдова: «Некрасивый, с брюшком и на тонких ножках», служил по Министерству иностранных дел, был церемониймейстером и редактором столичной газеты на французском языке.
Львы, как и балконы второго этажа, сделаны из рапакиви (специалисты отмечают, что на этих фигурах хорошо видно строение камня, выветриваемого из-за сложной формы). Вместо портика парадного входа и ризалита, соответствовавшего ему, возвели новый, в девять окон. 2-3 этажи оформили десятью трёхчетвертными ионическими колоннами. На уровне второго этажа в фасаде прорезали трёхчастные окна с треугольными фронтонами-сандриками, вместо окон третьего этажа были размещены скульптурные панно с античными сюжетами. Было добавлено три балкона. После 1872 года флигели были перестроены ещё раз
Тома де Томон во многом продолжил проект Воронихина для дома на Английской набережной. В 1806–1809 годах французом был переоформлен фасад со стороны Невы. Именно тогда здесь были сооружены десять трехчетвертных ионических колонн и ступенчатый аттик. Впоследствии львов при входе горожане прозвали их львами-философами. Главную лестницу архитектор оформил в виде ротонды. Это помещение считалось одним из лучших творений Тома де Томона
Помпейский зал
.
Архитектор внес существенные изменения в оформление помещений. Так, на втором этаже появился большой зал — Помпейский, для балов и торжеств. В доме Лавалей принимал балы, на которых бывали и царские особы, например, императоры Александр I и Николай I. Благодаря Александре Григорьевне, а также связям ее супруга, служившего в Министерстве иностранных дел и имевшего доступ к заграничным журналам без цензуры,
Гости активно обсуждали европейские новости, а также читали журналы и книги из библиотеки Лавалей, которая когда-то находилась в этом помещении. 10 марта 1816 года Н. М. Карамзин читал собравшимся неопубликованные главы из своей «Истории государства Российского», рассчитывая, что посетители салона Лавалей смогут содействовать в их издании.
А вот 16 февраля 1840 в этом Помпейском зале произошла печально известная ссора между Михаилом Юрьевичем Лермонтовым и сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Здесь де Барант вызвал поэта на дуэль, Лермонтов принял этот вызов, тем самым нарушив императорский запрет на проведение любых дуэлей. За подобное ослушание Лермонтова высылают из Петербурга на Кавказ, где через год он трагически погибнет уже на другой дуэли — от руки своего сослуживца Мартынова.
21 ноября 1800 года в семье Лавалей родилась старшая дочь Екатерина, или как ее называли — Катрин, которой было суждено оставить очень заметный след в истории России. Благодаря ее замужеству Лавали породнились с княжеским родом Трубецких, а сама Екатерина Лаваль стала супругой князя Сергея Петровича Трубецкого, участника Отечественной войны 1812 года и одного из лидеров Восстания декабристов, которое произошла практически под окнами Дома Лавалей на Сенатской площади – 14 декабря 1825 года.
В доме Лавалей часто собирались члены тайного общества: Пестель, Рылеев, Оболенский, Пущин – все они обсуждали свои планы с князем Трубецким, выбранным руководителем восстания. Князь постоянно отговаривал их от преждевременного выступления, но его слова не были услышаны.
Поэтому, когда утром 14 декабря 1825 года восставшие вышли на Сенатскую площадь, то Трубецкой туда не явился, а зашедший за ним Кюхельбекер, дома его не застал. Вечером того же дня после знаменитых событий в доме Лавалей произошел масштабный обыск. Жандармы обнаружили здесь конспект «Манифеста к русскому народу», проект Конституции Никиты Муравьёва, а в ванной комнате — разобранный на части печатный станок.
Кстати, с этим печатным станком связана легенда — будто бы в подвалах Дома Лаваля на нем печатали ту самую Конституцию Никиты Муравьёва. Существует и еще одна легенда, она связана с тещей князя Трубецкого — Александрой Григорьевной Лаваль, будто бы она вышивала знамя для декабристов шелком, за что ее «не похвалили» в Третьем отделении.
24 июля 1826 года вслед за своим супругом князем Трубецким Екатерина Ивановна покинула свой дом на Английской набережной и отправилась в Сибирь. Именно ее примеру последовали и другие жены декабристов, отправившихся за ними в ссылку. История княгини Трубецкой впоследствии вдохновит поэта Николая Некрасова на создание поэмы «Русские женщины».
Графиня Александра Григорьевна Лаваль (урождённая Козицкая.Портрет работы Виже-Лебрён, тёща декабриста князя Трубецкого.
Но давайте вернемся к хозяйке дома — Александре Григорьевне Лаваль, она собрала роскошную коллекцию предметов искусства. В ее доме хранились древнегреческие и древнеримские ценности, среди которых был и мраморный пол I века нашей эры, украшавший когда-то дворец римского императора Тиберия. Картины Рембрандта, Рубенса, Рейсдаля, Лоррена, Альбани, Гверчино и других, библиотека Лавалей насчитывала примерно 5000 книг.
Выставочный зал дома графини Лаваль. М.Н. Воробьев. 1819 г.
В 1852 году античная коллекция была приобретена Эрмитажем, где хранится и сейчас. Знаменитый Синий зал когда-то считался лучшей картинной галереей Петербурга. Там 16 мая 1828 года А. С. Пушкин читал собравшимся свою трагедию «Борис Годунов». Вообще же литературный салон графини Лаваль стал также и местом обмена новостями между ссыльными декабристами из Сибири и их оставшимися в Петербурге родственниками и близкими. Здесь читали новости, обменивались весточками и так далее. А еще Грибоедов зачитывал собравшимся отрывки из своей незаконченной трагедии «Грузинская ночь». Здесь же в 1832 году друг Пушкина — Вяземский, с его разрешения зачитывал неопубликованную 8-ю главу «Евгения Онегина».
Светская жизнь дома Лавалей прекратилась со смертью его хозяйки в 1850 году. Затем хозяева неоднократно менялись, а уже после Октябрьской революции 1917 года особняк Лавалей перешел Комиссариату юстиции и и был передан Главному архивному управлению. 24 сентября 1918 года здание было взято под охрану государства.
В здании был зал-музей классических древностей, выставочный зал, малая столовая, мраморный зал, музыкальный салон. Жилые помещения находились в нижнем этаже и флигелях. Мебель и прочее убранство были созданы специально для каждого интерьера, полы набирались из редких пород дерева[17]. В библиотеке насчитывалось пять тысяч томов, в коллекции Лаваль были Рембрандт, Рубенс, Рёйсдал, Лоррен, Альбани, Гверчино и другие, было представлено древнеегипетское и античное искусство. Часть собрания с 1852 года находится в Эрмитаже
Из спроектированных Тома де Томоном интерьеров сохранились Вестибюль и Парадная лестница. В 1818 году был дополнительно, по проекту архитектора Н. Шарпантье, создан Большой (Помпейский) зал, он же оформил помещение Библиотеки росписью гризайль. Также в технике гризайль был расписан свод Парадной столовой, изображения были посвящены культу Вакха[18]. В Вестибюле расположены колонны и пилястры дорического ордера без баз[9], круглое помещение лестницы перекрыто кессонированным куполом с размещённым в центре световым фонарём, украшено лепными звёздами и розеттами
Здесь снимался фильм "Звезда пленительного счастья"
Помещения второго этажа декорированы живописью, лепкой, искусственным мрамором. Над плафоном Большого зала работали художники Барнаба Медичи и С. А. Безсонов, повторно перекрытие и падуги зала расписали в помпейском стиле в 1830х годах, предположительно по проекту А. П. Брюллова[19]. Отделку Голубой гостиной в 1840-х годах выполнили по проектам архитектора Г. А. Боссе[20]. С. С. Поляков после 1872 года изменил отделку нескольких залов, в частности, той же Голубой гостиной. При переустройстве Пруссакова в здание добавили новые коридоры, световые фонари, перепланировали часть парадных помещений. Была уменьшена ширина маршей Парадной лестницы для создания обходной галереи, уничтожен сад с фонтаном во внутреннем дворе, отреставрирована роспись интерьеров[19].
. Полвека в зданиях Сената и Синода на Сенатской площади располагался Главный Исторический архив нашей страны. В помещениях дома Лавалей были читальный зал, библиотека, дирекция, кабинеты сотрудников и другие служебные помещения. После переезда архива в специально построенное для него здание недалеко от метро Ладожская, в особняке графини Лаваль была проведена масштабная реставрация и ровно 15 лет назад — в 2008 году особняк графини Лаваль вместе со зданием Сената были переданы Конституционному суду Российской Федерации.
В Великую Отечественную войну дом был повреждён. 13 ноября 1941 года авиабомба разрушила центральную часть главного корпуса: обвалился купол, пробило перекрытие Большого зала, осыпалась большая часть живописного плафона, обрушился центральный балкон, повреждены фигуры львов, разбиты капители колонн и один из барельефов на фасаде. 20 ноября 1941 года снарядом было повреждена одна из комнат первого этажа и перекрытие Вестибюля, позднее случилось попадание ещё двух снарядов. Для создания условий восстановления в 1943 году бригада под руководством А. М. Соколова обмеряла интерьеры, Г. В. Аскинази калькировал роспись стен в Столовой и скопировал её фрагменты. Сама реставрация началась в 1945 году, до окончания войны
=====================================================
Литература
Фото интерьеров отсюда:-WinstonSmit1984
https://pikabu.ru/story/konstitutsionnyiy_sud_rf_osobnyak_lavaley_5708429
https://tvspb.ru/news/2023/11/14/dom-gde-tvorilas-istoriya-chem-izvesten-osobnyak-grafini-laval-v-peterburge Шуйский В. К. Дом Лаваль // Тома де Томон. — Ленинград: Лениздат, 1981. — 160 с. — (Зодчие нашего города). Примечания
Серия сообщений "Дома Санкт-Петербурга": Часть 1 - Дом А.Половцова (Дом архитектора) в Санкт-Петербурге.Часть 2 - Особняк Мясниковых в Санкт-Петербурге...Часть 52 - Дом Абамелек-Лазарева в Санкт-ПетербургеЧасть 53 - Доходный дом Н.Басина в Санкт-ПетербургеЧасть 54 - Дом графини Лаваль в Санкт ПетербургеЧасть 55 - Доходный дом банкира Генриха Блокка в Санкт-Петербурге