Цитата сообщения TimOlya
Павловск-дворцово-парковый ансамбль/6.Павловский дворец.Интерьер/3.
Второй проходной кабинет
Расположенный за Первым проходным кабинетом, он предваряет Картинную галерею. Кабинет решен в виде ротонды, что позволило скрыть толщину стены со стороны парадного плаца и превратить его в изящный интерьер. Стены кабинета облицованы розоватым искусственным мрамором, а роспись потолка имитирует золотую мозаику. Первоначально на стенах было три барельефа на античные сюжеты - «Погребение праха Патрокла», «Орест, Пилад и Электра» и «Персей», выполненные в 1797 году придворным скульптором герцога Вюртембергского Я.Шеффауером. Они не были эвакуированы и пропали. В настоящее время два рельефа (кроме «Персея») выполнены скульптором В.Григорьевым в 1958 году по фотографиям и вставлены в подлинные отреставрированные рамы. В нишах, расположенных симметрично в толще стен, помещены декоративные фарфоровые вазы синего цвета с золочеными гирляндами и фигурками сатиров (ИФЗ, скульптор Ж.Рашетт, 1798 г.). У окна скульптура «Ганимед с орлом» скульптора Ф.Дюкенуа, работавшего в Италии в конце XVIII века.
Слева у стены находится секретер французской работы (А.Вексвейлер, кон.XVIII века), украшенный фаянсовой плакеткой «Приношения Церере», выполненной на мануфактуре Д.Веджвуда (Англия, кон.XVIII века). Секретер служит своеобразной подставкой для уникальных французских часов (Париж, 1796 год, часовой мастер Л.-Ж. Лагесс, эмальер Ж.Котто), получивших название «скелетон» за открытый часовой механизм. Часы состоят из трех, расположенных друг над другом циферблатов: верхний показывает фазы Луны, центральный показывает время: часы, минуты, секунды, а также дни недели и числа месяца, нижний показывает месяцы и времена года.
Картинная галерея
Появилась в период расширения дворца и превращения его в императорскую резиденцию. В 1797-1799 годах В.Бренна надстроил этаж над южной галереей Камерона и создал «новую циркульную галерею», которая задумана как Картинная галерея с двухсторонним освещением. К галерее, со стороны фасада, пристроен деревянный балкон с трельяжными арками. Созданная как парадный приемный зал, галерея являлась и своеобразной пинакотекой дворца, демонстрируя гостям художественные вкусы его владельцев. Собирание коллекций и устройство домашних «музеумов» было весьма характерно для XVIII века, особенно для представителей императорского дома и высокопоставленной русской знати. Светло-зеленые стены не имеют отделки, чтобы не отвлекать взгляд зрителя от картин, которые заполняют простенки. Развеска картин – чисто декоративная, подчинена строгой симметрии и гармоничному сочетанию картин друг с другом.
Живописный эффект усиливается декоративной росписью плафона, где помещены три композиции: «Триумф Аполлона или Аврора» - в центре (свободная копия росписи плафона в римском дворце Роспильози работы Гвидо Рени), «Суд Париса» - справа и «Три грации» - слева. Росписи были выполнены придворным художником Я.Меттенлейтером. В 1958 году роспись плафонов выполнена заново художником-реставратором А.В.Трескиным по фотографиям и аналогия.
В Картинной галерее всегда размещалось около 100 произведений западноевропейской живописи XVII-XVIII веков. Наибольшее значение для павловского собрания живописи имело путешествие Павла Петровича и Марии Федоровны в Европу, где они не только покупали картины, но и делали заказы в мастерских современных художников. Таким образом, в Картинной галерее можно видеть произведения самых модных художников того времени: две парные картины А.Кауффманн «Отравленная Элеонора» и «Спасенная Элеонора» и ее же работы «Смерть Леонардо да Винчи», две парные картины Г.Робера – «Пейзаж с рекой» и «Пейзаж с водопадом», а также «Квадратный дом в Ниме», картину П.Баттони «Блудный сын», «Аллегорию живописи» А.Р.Менгса. После вступления Павла I на престол часть картин, прежде всего большого формата, была перевезена из Эрмитажа в 1796 году.
Непременной принадлежностью любой коллекции являются произведения голландской школы XVII века. В галерее имеется превосходный натюрморт «Завтрак» П.Класса, изысканно написанный натюрморт П. ван дер Босса «Кухонная утварь», две картины О.М. ван Скрика «Змея, нападающая на ящерицу» и «Змея, нападающая на суслика», два пейзажа с коровами Д. ван Бергена, наполненные южным солнцем итальянские пейзажи Я.Бота и А. ван Эмонта, очаровательный портрет мальчика с птичкой А.Баккера. Из произведений фламандской школы особый интерес представляют «Оплакивание Христа» мастерской П.-П.Рубенса и «Изгнание Илиодора из храма» ученика Рубенса Б.Флемаля. Прелестью местного колорита отличается картина П.Боута «Пейзаж с конькобежцами».
Итальянская школа живописи XVII века представлена яркими произведениями художников разных направлений. Особо следует отметить две парные картины А.Турки «Вакх и Ариадна» и «Пан и нимфа Сиринга», а также «Отдых на пути в Египет» М.Понцоне, «Аполлон и Галатея» П. де Маттейса, «Отречение апостола Петра» школы Гверчино.
Вдоль стен – гарнитур мебели резного золоченого дерева и золоченые консоли со столешницами из цветных камней (Россия, кон. XVIII века). На фоне окон – декоративные вазы из различных видов цветного камня: калканской и ревневской яшмы, коргонского порфира, на двух консолях – две вазы-чаши из уральского орлеца (родонита). Все они изготовлены в конце XVIII-начале XIX века на Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской шлифовальных фабриках. Значительное место в убранстве галереи занимает французская бронза XVIII века. Большой художественный интерес представляют стоящие против окон две пары канделябров в виде античных треножников (мастерская П.Гутьера), а также часы и канделябры (на большой резной консоли), выполненные по моделям известного скульптора Э.М.Фальконе. По сторонам от консоли – две парные вазы Императорского фарфорового завода, получившие название «Сплетницы» (1808 г.). Две парные люстры золоченой бронзы с хрустальным убором и стержнем из голубого смальтового стекла выполнены в 1790-х годах в мастерской И.Цеха.
Первый каталог живописи по желанию императрицы Марии Федоровны был составлен в 1826 году Павлом Меттенлейтером, сыном придворного живописца Якоба Меттенлейтера. В 1841 году по распоряжению Великой княгини Елены Павловны, супруги Великого князя Михаила Павловича, получившего Павловск в наследство от матери Марии Федоровны, был составлен основательный каталог картин Павловского дворца статс-секретарем Академии художеств Василием Григоровичем. При Великом князе Константине Николаевиче в 1872 году Картинная галерея стала составной частью открытого во дворце Музеума.
Третий проходной кабинет
Небольшая круглая комната, расположенная между Картинной галереей и Большой Парадной столовой. Стены облицованы светлым искусственным мрамором и украшены вставками синего стекла с росписью маслом на античные сюжеты (художник Я.Меттенлейтер, 1798 г.). Вокруг них обрамления из того же материала с изображением цветочных гирлянд. Росписи воссозданы заново по нескольким сохранившимся фрагментам. Роспись на потолке представляет собой архитектурную перспективу, создающую эффект продолжения пространства (декоратор П.Гонзага, 1798 г.). Плафон воссоздан в 1957 году по подлинному эскизу и довоенным фотографиям.
Первоначальное убранство кабинета составляли шесть табуретов и диван, обитые лионскими шелками. В настоящее время в кабинете помещено бюро красного дерева (Германия, Д.Рентген, кон. XVIII века), на бюро – группа из неглазурованного фарфора (бисквита) «Три грации» Мейсенской фарфоровой мануфактуры (Германия, Майсен, модель Х.Г. Юхтзера, 1785 год). Вдоль стен – стулья работы французского мастера Л.Делануа, 1770-е годы, на пьедесталах - две парные фарфоровые вазы синего цвета с бисквитными группами сатиров (ИФЗ, 1798 год по модели Ж.-Д.Рашета). На камине – часы работы французского часовщика Карона, прославившегося как драматург П.Бомарше.
Тронный зал
Первоначально задуман как Большая парадная столовая. С целью расширения дворца и превращения его в парадную императорскую резиденцию, В.Бренна перестроил в 1798 году южный полутораэтажный флигель Камерона. Квадратный в плане, со срезанными углами, в которых находятся глубокие ниши, и огромными арочными окнами с четырех сторон, зал занимает площадь в 420 квадратных метров и имеет характер отдельного павильона. Этот зал является ярким образцом стиля архитектора В.Бренны. Архитектура зала чрезвычайно пластична: арочное оформление ниш сочетается с арочными проемами окон. Между ними в строгой симметрии расположены двери красного дерева с золочеными львиными масками. Стены украшает орнаментальная и рельефная лепка. В лепке наддверников и круглых печей (в нишах) доминирует мотив рога изобилия, что должно было указывать на назначение интерьера как столовой. Оттеняя белую рельефную лепку, на двух боковых стенах установлены белые с позолотой резные деревянные бра-жирандоли, а на консолях арочных завершений окон – вазы-канделябры в таком же исполнении.
Особую торжественность залу придают монументальные скульптуры кариатид, которые словно поддерживают арки окон. Они были выполнены в 1798 году скульпторами И.П.Мартосом и М.И. Козловским. Погибшие в огне пожара 1944 года они воссозданы заново в 1958 году скульпторами-реставраторами Н.И.Мальцевой и Т.П.Шабалкиной под руководством профессора И.Крестовского.
В едином ансамбле художественного образа зала, усиливая звучание архитектуры и скульптуры, решена роспись плафона. Выполненная как архитектурная перспективная композиция, живопись плафона создает иллюзию большой высоты зала: при походе к центру зала из любого угла глаз воспринимает оптический эффект выпрямляющихся колонн. Они образуют круговую лоджию с балюстрадой в виде ротонды с верхним светом. Роспись была первоначально выполнена декоратором П.Гонзага около 1800 года. Долгое время считалось, что живопись плафона не была выполнена. Однако данные исследований последних десятилетий заставляют думать, что проект был осуществлен, тем более, что сохранилось много подготовительных вариантов эскизов для росписи плафона. Однако во 2-ой половине XIX века живопись требовала реставрации, и потолок решено было забелить: в 1872 голу зал вошел в число залов Музея, открытого великим князем Константином Николаевичем. В 1957 году художник-реставратор А.В.Трескин с группой художников осуществил заново роспись плафона на основе подлинного эскиза П.Гонзага.
Задуманный и оформленный как Парадная столовая, зал по окончании работ был превращен в Тронный. На фоне задрапированного окна против входа было установлено тронное место и поставлен трон, специально заказанный для Павловска. Здесь проходили наиболее торжественные императорские приемы.
В июле 1814 года в этом зале был устроен торжественный прием с обедом для генералов и офицеров гвардейских полков, отличившихся в войне с Наполеоном и участвовавших при взятии Парижа. Именно тогда был убран трон и накрыты столы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна ежегодно в конце июля устраивала в этом зале праздники по случаю своего тезоименитства. Обычно столы сервировались Парижским сервизом, привезенным ею из Парижа в 1782 году. Этот сервиз и сегодня представлен на центральном столе. В центре стола – жирандоль с хрустальным убором (Петербург, конец XVIII века). На двух боковых столах размещен Золотой сервиз, исполненный на Императорском фарфоровом заводе в 1828 году и преподнесенный Марии Федоровне ее сыном императором Николаем I. На всех предметах сервиза – вензель императрицы.
Неотъемлемой частью убранства являются четыре фонаря из стекла с хрустальным убором и каркасом из золоченой бронзы (Петербург, И. Цех, 1801 г.), находящиеся в зале с момента постройки (после войны реставрированы с дополнением большого количества вновь изготовленных деталей).
Слева и справа на фоне окна и зеркальной двери – монументальные декоративные вазы синего фарфора с золоченой бронзой, подарок французского короля Людовика XVI (Франция, Севр, 1782 г.).
Нарядность и торжественность залу придает и гарнитур резной золоченой мебели (Россия (?), конец XVIII века).
Буфетная
Находится рядом с Тронным залом и Оркестровой. Изначально комната выполняла функцию подсобного помещения и служила для подготовки сервизов перед подачей их в Тронный зал, в котором, устраивались парадные обеды.
Комната четырёхугольная, не имеет декора. Стены окрашены в розовый цвет, потолок прямой, белый. Описи упоминают здесь только стеклянный фонарь на четыре свечи и занавеси на окнах.
В настоящее время используется для проведения выставок.
Оркестровая комната
Простая комната с достаточно скромным оформлением стен, расписанных в манере «гризайли». Первоначально широкий арочный проем, соединявший комнату с Тронным залом, не имел дверей и залы разделял лишь невысокий барьер, обитый красным сукном. Комната служила как бы музыкальной ложей, где располагался оркестр. Интерес представляет раздвижной пюпитр наборной работы для десяти музыкантов (Дж. Маджолини, около 1790 года).
В настоящее время здесь своеобразный музей русской скульптуры. Пять первоклассных произведений из разных мест Павловска собраны в этой небольшой комнате. Две работы И.П.Мартоса перенесены из парка, где они были частью памятников рано умершим дочерям Павла. Перед окном — памятник Александре Павловне (1803-1811), слева — Елене Павловне (1806 г.). Напротив — перенесенная из церкви Св. Марии-Магдалины плита с надгробия Н. Загряжского (И. Мартос, 1824 г.), а также две небольшие мраморные статуи работы М. Козловского: «Аполлон-охотник» (1789 г.) и «Нарцис» (1800 г.). У стен стоят французские комоды наборного дерева (Франция, А.Дассон, середина XIX века, копии с работы известного мебельщика XVIII века Ж.-А.Ризенера). На одном можно видеть музыкальные часы (Англия, работа Торклера, 1780-е гг.), на другом – французские часы-ротатор (XVIII век).
Кавалерский зал
Кавалерский зал или Предцерковная галерея был отделан арх.В.Бренной в 1797-1799 годах при расширении дворца, ставшего императорской резиденцией. Этот парадный зал предназначался для торжественных приемов, а иногда и обедов. Архитектурное решение зала предельно просто: он имеет форму вытянутого прямоугольника с чередующимися окнами по длинным сторонам. В художественном плане он задуман как галерея античной скульптуры. По всему периметру зала, в виде фриза, прерывающегося окнами и дверями, размещены рельефы с изображением различных шествий. Рельефы выполнены скульпторами И.Прокофьевым и М.Александровым в манере рельефов с римских саркофагов. Под рельефами размещены еще два пояса орнаментальной лепки. В едином ансамбле с отделкой стен решена и роспись потолка в зеленоватых тонах, выполненная «под лепку» в технике гризайли.
В росписи потолка особое внимание привлекают изображения двух щитов, которые несут богини славы. На одном - Святой Георгий-Победоносец – древнерусский символ власти Великих князей Московских. На другом – Мальтийский крест. Появление мальтийского креста связано с тем, что император Павел I взял под свое покровительство рыцарей Мальтийского ордена, изгнанных Наполеоном с острова Мальта. В 1798 году рыцари провозгласили Павла I сначала протектором ордена, а затем и Великим Магистром, тогда изображение Мальтийского креста и вошло в Российскую государственную символику. Зал получил название Кавалерского, так как здесь устраивались приемы в честь рыцарей Мальтийского ордена.
Главным элементом убранства зала является коллекция античной скульптуры. Подобные «залы антиков» были необходимой принадлежностью многих русских дворцов XVIII века, когда в связи с раскопками в Италии античных городов Помпеи и Геркуланума появился особый интерес к искусству древнего мира, что и побудило меценатов к коллекционированию антиков. Была своя античная коллекция и у владельцев Павловска, приобретенная ими во время путешествия по Италии в 1782 году.
Первоначально в зал были поставлены восемь статуй, древнеримских копий с эллинистических оригиналов. Все они одного размера специально были подобраны в Царском Селе из коллекции Екатерины II, приобретенной ею у англичанина Лайда Брауна. Восемь статуй на пьедесталах из розовато-коричневого натурального мрамора, установленных равномерно на фоне стен, подобно колоннаде, определяли основной архитектурный ритм зала, который по направлению к торцовым стенам поддерживался бюстами на пьедесталах голубого цвета. Их ритм завершался двумя большими мраморными вазами с барельефами (перед стеной со стороны Оркестровой) и двумя круглыми фаянсовыми печами с барельефами в углах противоположной узкой стены.
В 1872 году владелец Павловска Великий князь Константин Николаевич, внук Павла I, открыл во дворце Музей древностей, и Кавалерский зал был превращен в Античную галерею. В настоящее время, наряду со статуями из коллекции Екатерины II, в зале находятся римские пеплохранильницы, часть из которых была приобретена Павлом Петровичем, и четыре статуи большого размера: «Нимфа с раковиной» (являлась статуей для фонтана), «Римлянин в тоге» («Тогатус»), «Императрица Фаустина младшая в образе Венеры» и «Отдыхающий сатир». Три последние являются одними из лучших произведений древнеримской пластики.
Кавалергардская
За Кавалерским залом расположена небольшая комната для караула, который во дворце несли офицеры Кавалергардского полка. Кавалергардская, как и смежная с ней Передняя, появились при строительстве архитектором В.Бренной Церковного корпуса. В эти служебные комнаты с улицы вела церковная лестница. Согласно описям ХIХ века, на стенах в этой комнате висели картины в золоченых рамах. В 1872 году при великом князе Константине Николаевиче был создан Музей древностей, основная экспозиция которого размещалась в соседнем Кавалерском зале. Кавалергардская стала частью музея и была превращена в Комнату саркофагов. На стенах установили полки, на которых экспонировалась коллекция пеплохранильниц из собраний Екатерины II и Павла I. При открытии музея после Великой Отечественной войны здесь находилась заключительная экспозиция, посвященная реставрации Павловска.
В настоящее время здесь устраиваются небольшие временные выставки из коллекций Павловского дворца-музея.
Передняя (Турецкая)
Передняя была первой комнатой со стороны лестницы, которая на этаж ниже вела в помещение церкви и далее к входу в южный корпус дворца со стороны Садовой улицы. Потолок первоначально имел роспись, на стенах висели двадцать четыре картины в золоченых рамах. В комнате находилось «стульев соломенных пять, которые употребляются в саду». В 1872 году при организации во дворце Музея древностей в стены Передней были вмонтированы двенадцать мраморных досок с турецкими надписями и орнаментами, снятыми со стен крепости в Варне 29 сентября 1828 года. Это были военные трофеи Великого князя Михаила Павловича, участника русско-турецкой войны 1827-1828 годов. Первоначально они находились в Зимнем дворце, к 1840 году доски перевезены в Павловск и установлены в павильоне Вольер. При открытии первых восстановленных залов после войны в 1957 году мраморные доски, поврежденные в годы войны, были зашиты щитами, и на стенах размещены планшеты с материалами по реставрации Павловска. В настоящее время мраморные доски, отреставрированные в начале 2000-х годов скульптором В.И. Солдатовой, как и прежде, украшают стены Передней.
Дворцовая Церковь
Дворцовая церковь построена в 1799 году по проекту архитектора В.Бренны. Она занимает отдельный полутораэтажный корпус, примыкающий к Кавалерскому залу, из которого можно выйти на хоры церкви. Хоры, представляющие собой балкон-лоджию, предназначались для владельцев дворца (здесь находилось императорское тронное кресло) и наиболее именитых гостей, которые входили сюда из Предцерковной галереи, как называли официально Кавалерский зал. В помещение самой церкви можно пройти с Садовой улицы через специальный церковный вход и подняться по лестнице.
Интерьер церкви характерен для культовых построек эпохи классицизма, когда наблюдается отход от исконно русских традиций в оформлении церквей и ориентация на западноевропейские образцы. Так, в Дворцовой церкви отсутствует многоярусный иконостас, который с царскими вратами составляет единое целое не только в художественно-архитектурном замысле, но, прежде всего, в художественно-смысловом значении.
Отсутствуют в церкви и иконы традиционного письма. В иконостасе и на стенах – копии с известных произведений западноевропейских художников на евангельские темы, причем в композициях на стене доминирует тема богоматери: «Святое семейство» (копия с раб.П. Батони), «Святая ночь» или «Поклонение пастухов» (копия с Корреджо), «Вознесение мадонны» или «Непорочное зачатие» (копия с раб. Б. Мурильо). В верхнем ряду в круглых медальонах помещены изображения святых апостолов Петра (слева) и Павла (справа), в честь которых и освящена эта церковь (копии с произведений А. Ван-Дейка). В росписи плафона помещена композиция «Обращение Савла», ключевой эпизод в жизни апостола Павла, когда он уверовал в Христа. Сюжет этот был выбран не случайно, так как имя апостола ассоциировалось с императором Павлом I. Роспись выполнял придворный декоратор Я. Меттенлейтер, который переработал композицию П.-П.Рубенса.
В оформлении церковного интерьера большое место занимает скульптура, что также не характерно для русских церквей. На высоких пилонах иконостаса над входом в алтарную часть установлены фигуры коленопреклоненных ангелов (скульптор И. Прокофьев, воссозданы в 1977 году Н. Мальцевой и Т. Шабалкиной). Скульптура помещена в нишах на хорах церкви – «Вера с крестом и потиром» и «Религия с книгой». Автор-исполнитель неизвестен, а воссозданы они в 1975-1977 годах теми же мастерами. В круглой нише над хорами – два ангела с крестом, возможно выполненные первоначально М.И. Козловским, воссозданы в 1987 году Т.П. Шабалкиной.
При всей строгости архитектурного решения особую торжественность придают резные золоченые створки алтарных врат и большие резные с позолотой торшеры, установленные на консолях вдоль стен. В этой церкви на торжественных богослужениях летом 1799 года оглашались реляции (донесения) А.В. Суворова о победах русских войск в Италии, а 9 августа того же года было провозглашено «многолетие господину Главнокомандующему армии генерал-фельдмаршалу Князю Италийскому и Российскому графу Суворову Рымникскому со всем воинством». Так впервые прозвучал новый титул Суворова – князь Италийский. Здесь отпевали Константина Константиновича, умершего в Павловске 2 июня 1915 года. Убранство церкви, почти полностью уничтоженное в огне войны, было воссоздано заново к 1977 году. Весь живописный декор, включая картины-иконы, был выполнен художником-реставратором А.В. Трескиным, деревянная резьба – резчиком В.В. Полякиным. Из подлинного убранства церкви сохранилась люстра, лампады и паникадила из серебра, выполненные ювелиром И. Бухом в 1799 году по проекту М. Казакова, а также единственная икона в иконостасе «Непорочное зачатие» (Работа П. Дрождина с картины Мурильо).
В настоящее время в церкви экспонируются предметы церковной утвари XVIII века из исторического собрания павловской Дворцовой церкви.
[url]https://pavlovskmuseum.ru/[/url
***********************
*
Серия сообщений "***Пригороды Петербурга":
Часть 1 - Николай Леонтьевич Бенуа. Часть вторая. Петергоф.
Часть 2 - «Русский Версаль»: Императорская резиденция Петергоф.
...
Часть 35 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/4.Павловский дворец.Интерьер/1.
Часть 36 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/5.Павловский дворец.Интерьер/2.
Часть 37 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/6.Павловский дворец.Интерьер/3.
Часть 38 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/7.Павловский дворец.Интерьер/4.
Часть 39 - Павловск-дворцово-парковый ансамбль/8.Павловский дворец.Интерьер/5.